Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Александр) 16 ноября 2011г. Здравствуйте, отец Роман. Моя мама постоянно срывается на истерики, буквально из-за ерунды. Мы воцерковились уже как 1год и 8 месяцев, вроде ведём христианский образ жизни как подобает православным христианам. Сначала было всё нормально, но потом начались истерики, всё чаще и чаще, всё сильнее и сильнее. Я, конечно, себя не оправдываю и не считаю себя идеальным, но мне становится страшно уже за неё, когда она так реагирует на практически любое мое несогласие с ней в чём-то. Вообще это у неё всегда было ещё до воцерковления. Что мне делать? Я думаю может мне Господь таким образом даёт понять, что мне надо уходить в монастырь? Дело в том, что я совершил тяжкий грех и дал обет Богу, что уйду в монастырь, если всё обойдётся. И вот прошло с того времени почти 2 года и всё обошлось, может теперь посредством такой ситуации Господь и даёт понять, что пора выполнить свой обет? Мне 37лет, у меня есть брат ему 35. Он женат и имеет детей, я не женат и никогда не был женат и даже не жил в гражданском браке и детей не имею. Живём мы с мамой в Подмосковье, а брат в Москве. У нас были планы, чтобы продать дом и перевезти маму жить в Москву, а самому мне уйти в монастырь исполняя свой обет, тем более, что я при давании обета так и говорил, что как только устрою маму в Москву, то сразу уйду в монастырь. Но так как ситуация обостряется, то что мне делать?
    Я боюсь за её здоровье и не хочу быть причиной этого. Ещё меня останавливает долг перед моим заказчиком. Я должен ему либо деньги вернуть, либо работу выполнить (икону написать), но работы на полгода в лучшем случае, а деньги вернуть я не могу, разве только после продажи дома поручить матери с братом вернуть деньги. Но я боюсь как бы не случилось что-нибудь страшное за это время пока я буду выполнять свою работу.
Отче, подскажите что мне делать?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Данные Богу обеты конечно нужно выполнять. И мама ваша здесь ни при чем, так как вы говорите, что истерики у нее уже случались и раньше. Но перед тем, как уйти в монастырь нужно рассчитаться со всеми мирскими долгами, а то не честно получится. Просто не сможете в монастыре с ними спокойно жить (знаю на себе), а исправить что-то может быть уже поздно и невозможно. Раз обещал - должен исполнить. Тем более и деньги уже взял. Конечно нужно писать, а озадачивать свою родню отдавать за вас ваши долги не надо. Помолитесь Богу, скажите, что обязательно выполните данное Ему обещание, но сейчас вы задержитесь, чтобы исполнить другое обещание, данное человеку. Ведь любовь к Богу выражается через любовь к ближнему. Думаю, Господь поймет и поможет.
Вопрос (Олег) 16 ноября 2011г. Здравствуйте, Батюшка! Благословите задать вопрос. Моя проблема в том, что я часто завидую своим знакомым. Исповедаюсь, причащаюсь, но все равно время от времени появляется зависть (зла им не желаю, но расстраиваюсь когда вижу их счастье). Есть ли способы победить зависть? Как нужно молиться за того, кому завидуешь? Храни Вас Господь!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Действительно, зависть так себя и проявляет в человеке - радость при неудачах ближнего или скорбь при его удачах и достижениях. Преодолевается эта страсть с помощью Божией исполнением апостольской заповеди "Радоваться с радующимися и плакать с плачущими" (Рим.12:15). Нужно переживать за ближнего, как за самого себя (в смысле, за того, к кому есть искушение) и принудительно заставлять себя сочувствовать ему и желать ему успеха: "Господи, Ты видишь труды раба Твоего (имя), помоги же ему Твоей благодатью, да прославится в нем имя Твое святое и его святыми молитвами спаси меня грешного". Это нужно говорить искренно, чтобы сердце сочувствовало и сопереживало и до тех пор, пока зависть не "задохнется". Сердце подскажет вам какие слова нужно подобрать.
Вопрос (Павел) 16 ноября 2011г. Батюшка, скажите, чтобы попасть в монастырь трудником, обязательно ли получать благословение священника ?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если есть духовник, то обязательно. А вообще, хуже от этого не станет. Можно в самом монастыре получить благословение у любого священника. В конце концов, это же Божие благословение, а не человеческое, а оно будет только на пользу.
Вопрос (Игорь) 14 ноября 2011г. Каждый ли священник может быть духовником?
Может священник отказать в просьбе быть духовником?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Вопрос непростой. С одной стороны, каждый священник имеет благодать священства и может отпускать грехи и совершать таинства. Но что касается духовного окормления, то это, наверно, могут осуществлять только опытные и духовно просвещенные пастыри, какими были, например, оптинские старцы. В любом случае, священник может быть пусть даже и не духовным отцом, но просто советником, что тоже очень важно в духовной жизни. На мой взгляд, именно этот вариант духовничества наиболее соответствует нашему времени. Поскольку одной образованности и начитанности не достаточно для духовного пестования. Здесь необходимы более глубинные знания души человека, что достигается в личном духовном подвиге пастыря. То есть, мы опять вернемся именно к тому святому старчеству, которое было, например, в XVIII веке. Я не говорю, что его нет сейчас. И сейчас есть святые люди и настоящие духовники, которым открыт невидимый мир духов, но они значительно умалились. В этом контексте совет святителя Игнатия Кавказского о руководстве Священным Писанием и святыми отцами становится наиболее актуальным и востребованным. Поскольку если не мы, так наши потомки точно рискуют остаться вообще без старцев и духовников, и им придется самим, путем проб и ошибок пробираться и выживать в этом мире зла и несправедливости.

      Поэтому данный вопрос, на мой взгляд, в более корректной форме должен звучать так: - Каждого ли священника можно избирать духовником? Не вполне честным мирянам все равно на какого священника свалить ответственность за свои поступки и ошибки. Да еще если и сам священник только спит и видит себя чьим-нибудь духовником, то тут вообще полный симбиоз. Но те, которые правильно понимают роль духовного отца, конечно не торопятся с этим выбором.

    А ответственность действительно не малая. Именно поэтому не нужно удивляться, что некоторые священники не берутся руководить кем-либо и прямо отговаривают от выбора своей кандидатуры. Такие действия нельзя назвать недопустимыми или эгоистичными, так как они проистекают из вполне разумных предпосылок. Проблемы общества часто бывают такими, что единственная помощь, которую может оказать священник, это лишь посопереживать. Конечно, иногда этого бывает достаточно, но не всегда. Для этого вообще не нужно быть духовником; излить свое горе можно любому случайному священнослужителю. Поэтому реально (на практике) осознавая свое бессилие, священнослужитель просто может бояться брать на себя эту ношу.

    Но с другой стороны, говорят, что именно чада выбирают себе духовного отца, а не священник производит отбор чад. И как здесь примирить этот факт с возможностью священника отказаться от духовничества? Я не могу ответить на этот вопрос. Наверно, здесь вступают в ход какие-то просто человеческие отношения. То есть, человек просто оставляет священника в покое, либо продолжает обращаться к нему как к советнику во Христе. Ведь не будет же человек навязывать себя священнику против его желания: "Нет ты будешь моим духовником!" И, кто знает, может со временем это простое общение на уровне советов перерастет в какое-то более крепкое и близкое, которое уже и сам священнослужитель согласится охарактеризовать, как духовное родство. Но, в любом случае, - на это нужно время.

Вопрос (Марина) 14 ноября 2011г. Здравствуйте, о.Роман. Я иногда езжу в монастырь Усекновения главы Иоанна Предтечи (г.Москва,м.Китай-город). Один раз были там с моей старшей сестрой. После того, как надели обруч на голову, прочитали молитву и вышли из часовенки, нас сопровождало до дома благоухание: оно появлялось периодически, и была такая радость! Что это могло быть?
Спаси Вас Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Что это было на самом деле, знает только Бог. Мы же может сказать только об отношении к подобного рода явлениям. И золотое правило в таких случаях - не отвергать и не принимать. Следуя этой святоотеческой формуле, человек находится в наиболее безопасном состоянии. Если это было Божественное явление, то Господь прекрасно поймет причину отсутствия внимания человека к этим видимым проявлениям Его милости и, так скажем, "не обидится", наоборот, похвалит за духовное трезвение. Ведь это только видимое свидетельство, зримый знак услышания (угодности или принятия) молитвы. Чаще всего он дается людям маловерным и сомневающимся, чтобы укрепить их на правом пути. То есть, по большому счету, в обычной ситуации эти видимые знаки и не нужны вовсе.

    Но если это было искушение от врага, который тоже прекрасно может маскироваться под благодать (показывать свет, благоухание, "ангельское" пение и т.д.), то подобное игнорирование этих явлений, не больше не меньше, спасает человеку жизнь. Лишь только он заметит сочувствие и внимание человека к своим фокусам, что равносильно заглатыванию наживки, как будет вести эту работу до конца. И подобное прельщение может стоить человеку жизни и временной (самоубийство) и вечной.

    Не забывайте, мы рождаемся и умираем, и за свою короткую жизнь едва-едва успеваем чему-то научиться. А дьявол не умирает, но совершенствуется и оттачивает свое мастерство в погублении человеческих душ уже тысячи . И приобрел в этой области огромный опыт. Поэтому не обращайте внимания на подобного рода явления, это не считается грехом. А вот легкомысленное доверие разным духовным явлениям может стоить вам вечной жизни.

Вопрос (Ольга) 9 ноября 2011г. Здравствуйте. У меня возник такой вопрос: почему в храмах причащают всех людей одной ложкой? Ведь столько болезней передаются воздушно-капельным путем. Лично меня к причастию останавливает только это. Ведь на Бога надейся а сам не плошай. Ведь сейчас можно закупить одноразовые ложки. Может это для вас звучит и глупо, но заразиться в храме что-то не очень хочется.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Подобные заявления звучат не просто глупо, но кощунственно. У верующего человека, желающего соединиться со Христом, при подходе к чаше даже мыслей не возникает о каких-то инфекциях! И как вообще можно допустить подобный абсурд, что Святейшая Кровь Спасителя нашего и Бога может быть переносчиком заразы? В вас говорит сильнейший (смертельный) конгломерат из неверия, невежества, суеверия, кощунства и богохульства. Христиане идут на причастие, наоборот, чтобы получить исцеление и душевное, и телесное. Хоть употребление лжицы вошло в жизнь Церкви уже позднее, примерно в IV веке при Иоанне Златоусте, а при апостолах этого не было, но это ничего не меняет - Тело и Кровь Христовы все также остаются источником святости и освящения. И при этом не важно каким способом верующие причащаются - используя лжицу или непосредственно из чаши.

    Поэтому отходите уже от этих предрассудков, через покаяние вставайте на правильный путь и не будьте неверующей, но верующей (Ин.20:27).

Вопрос (Наталья) 4 ноября 2011г. Добрый вечер Батюшка. В последнее время стала очень злой и раздраженной, проблема в том что, я уже долгое время не могу забеременеть. И это для меня больная тема, я самая первая из всех подруг вышла замуж, потом мои подруги. Они уже все имеют детей, 2 лучшие подруги сейчас беременны, да поможет им Бог. А я вот сижу жду, силы и терпение на исходе, родные все спрашивают, и это меня сильно раздражает, я становлюсь злой, грублю всем. Недавно ко мне подошел пасынок и сказал, что он загадал желание деду Морозу, чтобы он ему подарил братика, я ответила ему очень грубо, потом плакала, и упрекала себя за это. Вот посоветуйте мне, как избавиться от нервозности, грубости и зла.. .и стать немного терпеливее и добрее? Иначе, мне кажется, развалится семья. Благодарю.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Надо полагать, что гнев, как одно из свойств нашей души, естествен человеку. То есть Господь еще при творении вложил в нас способность гневаться. Это подтверждает тот факт, что и Христос (Богочеловек), хотя и не был подвержен последствиям прародительского падения и имел Свою человеческую природу неповрежденной, тем не менее несколько раз приходил в гнев (Мк.3:5; 10:14).

     Но эта способность дана нам для того, чтобы гневаться "не напрасно", по слову Спасителя: "А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (Мф,5:22). "Не напрасно", это значит по делу. Святые выставляют следующие допустимые причины гнева: гневаться можно на грех (но не на человека), на дьявола и, наконец, на себя. На ближнего допускается гневаться только если он становится причиной твоего падения и является соблазном для тебя или ближнего. Например, если человек пытается отвратить тебя от пути Христова и склоняет к отречению от веры, на такого можно прогневаться, как на врага Божия и дьвола во плоти.

    Что же касается нас, то мы стали на каждом шагу, по поводу и без повода употреблять гнев. Подобное злоупотребление человеком естественными силами своей души - греховно. Оно становится страстью, точно также, как естественная потребность питаться через злоупотребление вырождается в чревоугодие, а способность размножаться - в блуд.

     Поэтому, как с обычной страстью, с гневом нужно бороться. Процесс этот постепенный и достаточно сложный. Для начала нужно приучить себя к молчанию. Это первый шаг. Пусть в сердце рвутся ядерные бомбы и кипит котел, главное, чтобы не дошло до языка. На втором этапе (то есть после того, как удалось обуздать и подчинить язык), нужно уже спускаться в сердце и противостоять страсти на самом начальном этапе ее появления. Наконец, третий шаг, это молитва за обижающих и притесняющих нас.

    Да поможет Господь и вам, и нам противостоять этой пагубной и убийственной страсти, ибо "гнев человека не творит правды Божией" (Иак.1:20).

Вопрос (Ольга) 3 ноября 2011г. Здравствуйте, отец Роман. Разрешите, пожалуйста, наш с мужем спор. Дело в том, что однажды, к нам вечером подошел бездомный человек, как сейчас говорят БОМЖ и попросился переночевать ( мы живем в городе Санкт-Петербурге). Я сразу отказала, т.к. у нас очень много бомжей они все грязные и больные, а у нас маленький ребенок. Прошло уже нескольколет , а муж мне никак не может это забыть, говорит, что надо было его пустить, потому что это положено по вере. Так неужели в наше время надо пускать в квартиру бомжей, несмотря на то, что это опасно?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Действительно, Христос сказал: "Просящему у тебя дай" (Мф.5:42), а Премудрый добавляет: "К бедному будь снисходителен и милостынею ему не медли: ради заповеди помоги бедному и в нужде не отпускай его ни с чем" (Сирах.29:11,12). Также известно, что бездомные тоже люди, которым, как и всем остальным, хочется согреться и поесть. Но тот же Спаситель призывает нас быть мудрыми, как змеи, а Премудрый добавляет более конкретно: "Кто скоро доверяет, тот легкомыслен" (Сирах.19:4). К тому же мы знаем, что и помогать нужно не всем подряд: "Делай добро смиренному и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему... ибо ты получишь сугубое зло за все добро, которое бы сделал ему, ибо и Всевышний ненавидит грешников" (Сирах.12:5,6).

    К сожалению, реалии нашего времени часто ограничивают нас в делании добрых поступков. Кто-то может быть и хотел бы помочь ближнему, но недоверие, опыт предательства и чувство страха за близких людей не дают ему это сделать. В результате действия человека становятся осторожны и расчетливы. Можно ли сказать, что это делает человека мудрее по жизни, или рационализм, наоборот подавляет в человеке сердечное (чувственное) руководство? Кто знает, надо смотреть по плодам. Я бы сказал, что если человек, будучи осторожным идет средним путем и пытается по силам помочь - то поступает правильно.

    Ведь есть разные степени помощи, но все они являются помощью. Впустить незнакомого человека к себе в дом, в свою святыню, свой микромир, к своим детям - это максимум, который может распространяться только на знакомых и проверенных людей. А то, что людей нужно проверять, об этом нам говорит Священное Писание: "Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему" (Сирах.6:7); "Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя" (Сирах.8:22); "По силе твоей узнавай ближних..." (Сирах.9:19).

     Но кроме максимума есть еще целый спектр вариантов, начиная от словесной милостыни (поддержки словом) и кончая предоставлением одеяла и матраса с возможностью переночевать где-нибудь на террасе, в сарае или лестничной площадке. То есть человек сохраняя осторожность и заботясь о ребенке, все же пытается оказать помощь и не отпустить человека ни с чем.

    Принимая незнакомца в свой дом, человек поручается за него, несет за него какую-то ответственность. Но Библия говорит: "Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен" (Прич.11:15).

   То есть предосторожность не так уж и беспочвенна, но часто бывает оправдана.

    Поэтому не будем наивно полагать, что зло, которое царит в мире, нас не коснется, и не будем испытывать судьбу. Хотя апостол Иаков и говорит: "Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех"  (Иак.4:17), но, вместе с тем, в Священном Писании сказано: "Не всякого человека вводи в дом твой, ибо много козней у коварного" (Сирах.11:29).

   Поэтому я за то, чтобы не было никакой однобокости, например, помощь кому-то с ущербом для себя или своей родни. Нужно учесть все факторы и вывести среднее арифметическое, то есть и помощь оказать, и совесть свою не ущемить, и своих детей не подвергать опасности.

Вопрос (Анна) 1 ноября 2011г. Здравствуйте Батюшка! Прошу прощение за не совсем корректную постановку вопроса, никак не могу сосредоточиться... У меня случаются вспышки желаний... допустим смотрела передачу с участием отца Власия... обрыдалась, нашла на карте Боровск, твердо решила поехать... после обдумала и посчитала себя недостойной... хотя очень хочется! Живу я в Н.Новгороде рядом с Балахной, где вел службу Александр Соколов, много прочитала о нем в интернете и в выходные поехала в тот храм...батюшка болен и службу уже не ведет...на обратном пути заехали на рынок и купили рыбу и мне так захотелось сделать подношение отцу Александру и передать для него гостинец...и тут опять сомнения...могу ли я? уместно ли? И вот этот всплеск души, просветление я постоянно стараюсь погасить...я не знаю как это воспримут окружающие... Подскажите, как мне себя вести в таких случаях?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Настойчивость, целеустремленность и, может быть даже, упорство сами по себе не являются грехом. В благих начинаниях христиан они должны иметь место. А в исполнении заповедей вообще являются необходимыми. Как мы помним, только употребляющие усилие достигнут Царствия Небесного (Мф.11:12). Взявшись за дело, человек должен доводить его до конца, а не пасовать малодушно. Вопрос (и проблема) в другом - насколько нужное и полезное само дело и насколько оно согласуется с волей Божией. В ЭТОМ нужно разбираться, а то, что у нас не хватает решимости и настойчивости, то это просто нужно себя пересиливать. А справиться со своей нерешимостью нам помогают заповеди Христовы. Если дело не греховное и согласуется с Евангелием, то нужно его делать без сомнений, а если присутствуют сомнения, то нужно еще подумать - стоит ли за него вообще браться? Но это все необходимо обдумывать заранее, чтобы не подумав не взяться за дело, а потом по каким-то причинам оставить его. Про таких Христос сказал: "Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?" (Лк.14:28-30).
Вопрос (ирина) 29 октября 2011г.  Благословите, батюшка.Что можно посоветовать человеку, который любит жить в чистоте, но поддерживать порядок не хочет, любит, чтобы кто-то наводил порядок. И этот человек такой "скользкий", все он знает, все умеет, знает кто что должен делать. И все ничего ему не говорите. Он хороший, умный пуп Земли. Спаси Вас Господи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Вы прямо, как девочка Женя из сказки "Дудочка и кувшинчик". Ягодок-то хочется, да нагибаться лень, а то так и устать можно. Хотите порядка без особого труда, тогда найдите где-нибудь волшебную дудочку, которая сама будет вам порядок наводить, а вам придется только приговаривать - Играй, дудочка. Да только, как мы помним, не бывает все по-нашему и чем-то все равно пожертвовать придется: либо дудочка без кувшинчика, либо кувшинчик без дудочки. Девочка Женя тоже думала, что все знает, сможет всех перехитрить и может сама со всем справиться. Но и ей пришлось смириться, вспомнить свое место на этой полянке (на этом свете), необходимость труда и помощи родителей (Божией). И тогда успех будет, как в сказке: Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.