Газета "Вестник" №2 - 2014 г.
Это трудное дело - победа
В далеком царствегосударстве жил маленький царевич. Он был сиротой, потерял родителей, когда ему было три года. Воспитывать его стали учителя неправедные. Они нахальством, обманом и подкупом захватили власть. И очень были обеспокоены тем, как остаться здесь надолго. Но не просто остаться, а владеть всеми богатствами царствагосударства. Долго продумывали они, как осуществить свой план и не повторить когдато совершенных ошибок. Решили -царевичамалыша оставить у власти с тем, чтобы убедить народ: на престоле - законная власть. Затем уничтожить всех, кто окружал мальчика раньше. И стали воспитывать царевича так, чтобы он остался навсегда в их подчинении. Постепенно, сначала осторожно, а затем открыто обогащались: стали носить только золотые одежды и поселились в мраморных дворцах. Были уверены, что они самые умные и прозорливые. В упоении своими успехами продолжали богопротивное обучение царевича. Отучили мальчика ходить в храм, хотя покойная матушкацарица всегда брала в храм с собой маленького сыночка. В храме ему все нравилось, там так красиво, родители показывали ему ангелов и святых на иконах, рассказывали, что сверху на них смотрит Бог, и его нельзя огорчать шалостями и глупостями. Малыш, запрокидывая голову, смотрел высоко вверх и видел там, на своде купола, Бога, сияющего в солнечных лучах. Матушка говорила, что Господь любит его, и сердце малыша переполнялось радостью, ему очень хотелось, чтобы Господь погладил его по голове. Однако теперь учителя неправедные сказали, что ходить в храм - это пустая трата времени, что никакого Иисуса Христа нет, и вообще вера -отрава для народа. Сначала мальчик очень переживал, что больше, оказывается, нет Бога, который любит его и которого он сам полюбил всем сердцем. Он плакал по ночам, переживая потерю. Но потом смирился и привык. Однако наставникиатеисты на этом не успокоились. Очень скоро по их распоряжению разобрали не только великолепный храм радом с царским дворцом, но и все другие храмы в столичном граде. Осталась одна маленькая церквушечка гдето на окраине. Учителя неправедные решили, что храм крошечный, народ в нем просто не поместится, а священник там слишком стар, чтобы на чтото повлиять. Царевич туда не дойдет, а кто против воли учителей его туда повезет?
Все как будто и устроилось, трудиться учителя особенно не стремились, сложностей для себя избегали, поэтому решили еще более широко учить царевича беззаконию. Давно известно, что человек проще всего и быстрее усваивает плохое, так ведь легче - себя преодолевать не надо. Вот и стали учить царевича так, чтобы он думал, что прекрасно только безобразие, что безнравственный поступок является нормой, что жить надо только для собственного удовольствия: «Не хочешь учиться - и не надо, гуляй себе где хочется. Не хочешь думать о будущем своей страны - еще лучше. Думай лишь о том, чтобы у тебя было больше золота. Зачем себя так обременять и думать думы трудные? Лучше поручи это нам. А мы для тебя, так и быть, собой «пожертвуем».
Время шло, мальчик рос. И все изощреннее становилось «обучение наоборот». Учителя неправедные наглядно показали, как весело проводить время на пирах, на охоте, на балах. Это гораздо интересней, чем сидеть на какихто уроках. Как хорошо, взглянув грозно или топнув ногой, заставить трепетать непокорных. Ведь вся власть у тебя, захочешь - не только в опалу отправишь и разоришь, но можешь казнить надоедливых и недовольных новыми порядками в царствегосударстве. Эти мудрецы внушали будущему властителю, что самое прекрасное - быть абсолютно свободным от любых законов, правил и обязательств. В этом, де, широта твоей души и сила личности.
Дальше - больше. Научили лжеучителя царевича, как держать подданных в постоянном страхе, называли это политикой всеобщего террора. Например, можно устроить показательные массовые казни, а можно натравить людей друг на друга, возвысив одних и унизив других. Можно разрешить комунибудь безнаказанно убивать или воровать, а потом - перевести недовольство подданных на этих злодеев. Вот и будет холопам занятие, а на самом деле - отвлечение от мыслей бунтовать против его, царевичевой, власти. «Мы тебе подскажем, кого миловать и кому все разрешать», - шептали «учителя» царевичу на ушко. Учителямучители стали заключать в тюрьму всех, кто возмущался реформированным методом «обучения» царевича и новыми грабительскими порядками, воцарившемся в царствегосударстве.
Потом, повзрослев, стал царевич царем, и пришла ему пора жениться. Начал он заглядываться на хорошенькие белые личики, стройные ножки, золотые косы, сапфировые глазаозера. О, как всполошились учителя неправедные! Ах, так он вопреки их учению предпочитает красоту?! Ну уж нет, этому не бывать! И привезли ему на выбор сразу несколько шемаханских цариц. «Вот тебе - свобода, выбирай любую, но только свободно, только из этих». Всполошились так, что срочно собрали симпозиум, как сделать, чтобы и здесь все было по их воле. А то, кажется, молодец выходит изпод контроля, задумал выбирать жену по своему вкусу. Совещались долго, но недаром были они не столько мудрецами, сколько поднаторевшими в долгих неправдах хитрецами. Вошли они в покои молодого царя и сказали: «Ну, огорчил ты нас! Никак мы от тебя не ожидали такого конфуза, чтобы ты - царь, поступил так шаблонно, неоригинально, чтобы в столь важном вопросе оказался жертвой предрассудков, рабом несвободы. Да ты что! Именно сейчас ты должен проявить всю свою неординарность, все свое превосходство в широте взглядов и души!» Молодой царь удивился и сконфузился: действительно, по шаблону, как все, невесту ищет. Но он - царь! Он не должен поступать как все. Покраснел, смутившись, и обратился к учителям: «А как же мне быть? Как стать оригинальным и свободным от предрассудков?» Они ему отвечают: «Именно для этого, Ваше Величество, у тебя есть мы, чтобы не дать тебе опозориться и поступить, как простолюдин. Ты должен объявить смотр или, лучше сказать, кастинг. И выбрать невесту самую... безобразную, да и нравом не очень строгую. Вот это - свобода, вот это необычно, вот это - для аристократов духа!» Очень расстроился неопытный молодой царь, но делать нечего, не может же он так банально жениться на красавице. Все «учителя» смотрят на него свысока, с сожалением и усмехаются. Пошел он к шемаханским царицам. А они все одинаковые: лицом темные, волосы черные, жесткие, как щетка, носы длинные, крючком, да и «фигурами не вышли». Ведут себя развязно, точно, как сказал Пушкин: все «хихи да хахаха, не боятся знать греха». Одеты так, будто наполовину голые, все время пританцовывают как то неприлично и, кружась вокруг царевича, все поют: «Американ бой!». Ужаснулся царевич, но привычно не мог ослушаться «учителей». Зажмурил глаза и ткнул пальцем в первую попавшуюся. «Случайно» она оказалась дочерью «главного» учителя. Он очень довольно потирал руки: «Пристроилтаки доченьку на хлебное место!»
А потом начался настоящий ад. Невеста безостановочно ныла, что царь должен жениться немедленно. Чего ждать? И заглядывала ему в глаза, и гладила руку, и все пыталась его обнять покрепче. Впрочем, так же она заигрывала с любым более или менее симпатичным мужчиной из его челяди. Ужас застыл в глазах молодого человека, ему казалось, что нет ничего хуже его положения. И не только в невесте дело, все было както неправильно. Он мучительно искал выход. И однажды бессонной ночью вспомнил, как его добрая нянюшка рассказывала ему о вековом обычае, без соблюдения которого никто не считал царский брак законным. Нельзя было даже подумать о таком важном событии, а для царя особенно, на которое не было бы получено благословение Божие. Няня вспоминала о венчании в церкви его родителей: как прекрасна была матушка в алмазном венце, как был уверен в своем счастье батюшка.
Счастлив был и народ, считая, что такая счастливая и прекрасная семья Помазанника Божьего принесет им справедливое и мирное житье. Царевич вскочил и не мог больше уснуть, понимая, что получил божественный совет. Вот как надо поступить. Господь спасет!
Утром он вызвал своих мучителей и сообщил им свою волю. Трудно представить, что тут началось, но царь воспользовался их же советом - глянул грозно, топнул ногой и сказал: «Будет только помоему - венчаться, а на все остальное - воля Божья!»
Учителя неправедные поняли, что могут потерять все и решили сменить тактику - отступить, взяв время на придумывание новых козней. А утром все поехали в храм.
Конечно, старецсвященник в стареньком храме, который чудом уцелел, сказал, что царская невеста, прежде всего, должна принять святое Крещение и перейти в веру православную, иначе она не может быть царицей их царствагосударства. Услышав такое, девица опрометью бросилась вон из храма, за нею бросились «учителя», но не догнали. Куда там, она бежала быстрее лошади.
Долго после этого говорил старец с молодым царем, который понял, что всем сердцем ждет возвращения в лоно церкви, и впервые ощутил свою ответственность перед народом своим, перед Богом. Понял, как много он должен обдумать, как все изменить, чтобы жить в соединении с Богом, с Богом в сердце, как жить по воле Господа, чтобы в решении самых трудных проблем государства иметь счастье получить божественный совет. Теперь он один, верхом, ездил к старцу. Дорогой думал, как все исправить. Тяжелые думы буквально наваливались на него, под этой тяжестью молодой царь низко, низко опускал голову. Но после исповеди у священника он был уверен, что все исправить необходимо. И что он сможет это сделать. И вихрем мчался во дворец, высоко подняв карающий меч. Он был готов победить или умереть.
А вот конец сказки я предлагаю придумать самим читателям. Получится ли жить молодому царю по его прозрению и озарению или по грехам его победят темные силы? Но одну подсказку все же дам: само Рождество Спасителя свидетельствует о том, что победит правда.
Алла Тагиева