Газета "Вестник" №10-2012

Вопросы о кино

Окончание. Начало в №9.

 

- Как актерам играть священников или патриархов, ведь они крестят, благословляют народ и т.п, хотя сами не рукополагались?16_348

Священник Владимир Войтов:   Надо не «играть» в патриархов, а серьезно показывать. И совсем необязательно произносить крещальную формулу и совершать священнодействия.

Иеромонах Роман (Кропотов): Что касается благословения, то благословлять может любой христианин, например, мать или отец свое чадо. Но речь идет именно о священническом благословении. Здесь можно напомнить только то, что сказал Сам Бог: «И сказал Господь Моисею, говоря: «скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя!... Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» (Чис.6:23). То есть прерогатива благословения народа Божия оставлена именно за священническим коленом и его потомками. Сверх этого я не могу что-то сказать.

Что же касается совершения таинств, то создать некую видимость совершения, я думаю, можно. Нужно только избегать самых важных мест (например, в Крещении не нужно, чтобы мирянин произносил саму крещальную формулу (крещается раб Божий...), а все остальное можно показать. И остальные таинства по этому же принципу. Ведь кино - это, как ни крути, лицедейство, одевание масок, а лицемерить со священными темами нельзя, даже ради больших денег.

- Как быть актерам (православным), если им нужно играть венчание, крещение? Получается, что они заново крестятся или венчаются?

Священник Владимир Войтов:  Можно показать так, что все зрители поймут, что показано Крещение или Венчание, но не лезть с камерой в саму Купель или Чашу и не произносить тайнодейственных слов.

Иеромонах Роман (Кропотов): В этом вопросе то же самое, что и в предыдущем. Постоять под венцами или в крещальной рубашке перед камерой - не грешно (ведь не показывают же полностью «от и до» все последование таинств, а только элементы).

- Теперь поговорим о документальном кино. Почему нельзя снимать в алтаре во время совершения Таинства? И вообще как можно снимать Таинства Венчания, Крещения?

Священник Владимир Войтов:  Мне говорили, что это совсем недавно появилось в нашей Церкви, во многом не без влияния одного умершего ныне архиерея. Таинство нельзя снимать потому, что все присутствующие верующие люди при совершении таинства являются участниками таинства, даже если они непосредственно не принимают таинство. Все молятся и тоже приобщаются Божественной благодати, хотя не в такой степени, как принимающий таинство. Потому и возглашает священник на Литургии: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа... и причастие Святаго Духа буди со всеми вами!» А если так, то как можно в это время одним ходить с камерами по алтарю и храму, а служащим и молящимся в храме невольно позировать, таким образом, всем отвлекаться от молитвы и развлекаться? Тем более страшно, когда в святой алтарь входит неверующий фотограф или кинооператор. Лучше вообще не снимать во время таинства, а посниматься после совершения таинства в любом месте храма. Но, в крайнем случае, если невозможно отказаться от съемок (например, приказало начальство), тогда можно предложить такой выход из положения: установить стационарно на штативе камеру, настроить до службы, включить и не подходить к ней вообще.

Иеромонах Роман (Кропотов):    Что касается таинств Венчания и Крещения, то я не помню, чтобы эти памятные моменты когда-либо запрещалось снимать. Обычно родственники берут благословение у совершителя таинства и спокойно снимают.

А вот что касается таинства Евхаристии, то это не нужно выносить на всеобщее обозрение. Священники, пьющие «что-то» из большой чаши, могут вызвать у непонимающих величия  события  еще одну кощунственную выходку в адрес Церкви и попов. Зачем это нам? И так хватает выпадов,  заслуженных и незаслуженных. Не случайно в древности тех, кто не был посвящен (крещен), то есть оглашенных, с началом Литургии верных выпроваживали из храма. Сейчас этого нет, и все - и крещеные, и некрещеные - смотрят на Светлой Седмице, как священники причащаются в алтаре. 

Священник Сергий Балахонов: А кто сказал, что нельзя? Снимали и снимают по особому на то благословению. Например, телетрансляции пасхального и рождественского богослужений совершаются по благословению Святейшего Патриарха. В определенные моменты Литургии, когда съемка происходящего в алтаре не уместна, показывают молящихся или интерьер храма. А о запрете снимать Венчание или Крещение мне ничего не известно. Как правило, это отводится на усмотрение священника, совершающего Таинство, или же на благословение настоятеля. В нашем храме мы разрешаем ненавязчивую фото и видеосъемку.

- Можно ли показывать службу или молебен фрагментарно, кусочками, вырывая из контекста, ведь это же все-таки молитва?

Священник Владимир Войтов:  Расчленение богослужения может принижать его святость, поэтому этого лучше не делать.

Иеромонах Роман (Кропотов):  Показывать можно. Иногда совершается даже трансляция полного богослужения. Вопрос в другом - как это смотреть? На это нужно обратить внимание. Понятно, что с чашкой кофе и с пончиком ты не будешь смотреть, как Патриарх совершает каждение алтаря на Евхаристическом каноне, а хор поет Милость мира. То есть определенная ответственность и обязательства налагаются на всех - и на операторов, и на зрителей.

- Отец Владимир, каковы критерии, с помощью которых можно было бы снимать и оценивать религиозное кино?

Священник Владимир Войтов: Считаю, что в киноискусстве критерии, определяющие, что православно, а что нет, надо черпать в творениях святых отцов. Поскольку они имели более тонкое видение человеческой души и различных закономерностей жизни человеческого духа, так как проводили внимательную подвижническую жизнь, занимались постоянным самопознанием и освящением себя. А кино из всех видов искусства, наверное, кроме музыки, может сильно воздействовать на душу человека, ввиду живости (визуальной натуральности) передаваемого образа. Можно предложить начать знакомство со святоотеческими писаниями по данному вопросу с работы святителя Игнатия Брянчанинова «Христианский пастырь и христианин художник», в которой святитель Игнатий изложил свою беседу с известным русским композитором М. И. Глинкой. Христианин-художник, например, вопрошает: «Но я хочу знать, какое средство может помочь художнику изображать добродетель и святость в их собственном неподдельном характере?», «Какие мысли и соответственные им чувствования могут быть признаны достойными Бога, чтоб художник знал, что возможно ему изобразить искусством?» - и христианский пастырь дает ему христианские критерии творчества.

10_348Нужно не Церкви подделываться под вкусы современного кинематографа, а поднимать моральную планку современных творцов киноискусства до православного уровня, открывая им красоту православного миропонимания и таким образом воцерковляя (в глубоком смысле) кино.

Мне кажется, что сейчас наш кинематограф вообще переживает кризис, по сравнению с советским. Низкий уровень артистизма. Создается впечатление, что в фильмах перестали снимать актеров, а приглашают в их качестве простых людей - вроде как понатуральней будет. А получается очень искусственно. Причем современный зритель, отвыкший от высокого уровня советского артистов, воспринимает этот примитив, как должное. Вчера посмотрел «Притчи». Яркая иллюстрация вышесказанного. Идеи христианские, а артисты - нулевые. Простейшие эмоции не могут показать. Все выглядит искусственно. Фильм «Придел Ангела»: главная героиня очень слабо сыграла. Фильм «Кандагар»: просто мужиков набрали и засняли. Никакой актерской работы. Сделано грубо и, похоже, режиссер это и смакует. Фильм «Бабуся»: главная героиня - не артист, выглядит недопустимо просто, примитивно. Может быть, не могут сделать нормальное православное кино просто по причине истощения кинематографа? Нет, так сказать, хорошего материала, из которого что-то можно делать. Нет актерского таланта. Может, современный переломный тяжелый период, который переживает наш народ, не дает родиться талантливым артистам? А может, нет талантливых режиссеров? Бесконечное отставание от кинематографа «периода застоя».

 Подготовил Андрей Сигутин

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.