Газета "Вестник" №10-2012

Отношения в семье

«...будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят»                  (1 Пет.1:15-16)

 

Совесть христианская побуждает человека к вере деятельной. И работа миссионера начинается с собственной семьи. Если этого нет, то не будет и расширения этой деятельности, т.е. человек не состоится как миссионер. Так я рассуждаю, потому что учусь на миссионерском 0_550e7_7bc3759f_xl_344.факультете. Так же рассуждали и такие великие миссионеры, как свв. свтт. Иннокентий, Николай Японский, Нестор Камчатский, Стефан Пермский и др. Они начинали свою деятельность с «одной точки» и постепенно ее расширяли, привлекая своих единомышленников.

Ставя перед собой определенные жизненные задачи, я стараюсь быть последовательной, поэтому и тему выбираю, в которой вижу начального миссионера, свое начало на поприще служения Богу. Безусловно, быть миссионером - это дар Божий, но к этому дару нужно прикладывать и молитву, и духовную борьбу, и учение.

После 70 лет борьбы с религией наша страна подошла к своей предельной точке, к предельному своему обнищанию, а именно - к развалу семьи. А развал семьи влечет за собой развал государства. Это понимали даже в античном Риме. В Римской империи за 500 лет не было ни одного развода! Наши же  статисты трубят в трубы о том, что нашему православному государству осталось несколько десятков жизни. Мы вымираем!

Сама я имею негативный опыт жизни в семье с рождения и в замужестве. Если б это было частное дело! Но нет, такая картина - правило, если не для каждой 1-й, то, пожалуй, для каждой 2-й или 3-й семьи в нашем погибающем государстве. Поэтому каждый христианин должен быть хотя бы маленьким миссионером в собственной семье, быть образцом честности, доброжелательности, взаимопонимания, бескорыстия, примирять и учить своим примером. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26). Именно христианство должно возродить Россию, и начало этого возрождения - в каждой маленькой семье православного христианина.

Вместе с духовным обнищанием, естественно, деградирует мысль человеческая и язык. Аскетические творения святых отцов не под силу и многим воцерковленным православным, но язык психолога может стать тем переводным языком, который  легок и понятен.

 С чего же начать? Известно требование к врачу: исцелись сам. У Тамары Александровны в  книге «Мир дома моего» есть глава «Примирение с собой».

Примириться с собой - что это такое?  Т.А.Флоренская видит двойственность в человеке, разграничивает «Я» человека на наличное «Я» и духовное «Я». Апостол Павел говорит: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Эту двойственность заметить нетрудно любому человеку в себе. Существует общеизвестное понятие «совесть», это одно из основных составляющих духовного «Я».

С момента грехопадения иерархическая пирамида в человеке: дух, душа, тело - перевернулась основанием кверху. Теперь тело командует душе, душа - духу, а не наоборот. В этом дисгармония. Духовное «Я» борется с этой дисгармонией, пытаясь вернуть человеку то совершенство, которое он потерял по собственной воле. По собственной воле мы можем не слушать свое духовное «Я», похоронив себя в духовной жизни, тогда погибнем сами, как личность, и помочь никому не сможем.

Примириться с собой - это значит привести в соответствие с духовным «Я» свое наличное «Я» (то, что я на самом деле из себя представляю), т.е. перевернуть иерархическую пирамиду основанием книзу, гармонизировать свой внутренний строй. «У нас, живущих в миру, внутренним деланием является всегдашнее, изо дня в день противостояние миру, в котором мы живем» (2, стр.260). Мы должны противопоставить себя миру. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин.2:15-16). Почему же мир таков? Это следствие все той же перевернутой пирамиды, мудрость мира - это мудрость «земная, душевная, бесовская» (Иак.3:15).

Примириться с собой очень трудно, это и есть спасение. Падения на этом пути неизбежны. «Постоянной совести нет ни у кого», - как говорит подросток в книге Тамары Александровны. Но эти падения необходимы: во-первых, чтобы мы не превозносились над теми, кому помогаем, во-вторых, изучая свои падения и преодолевая их, мы накапливаем опыт для помощи другим. Это нужно знать и не впадать в уныние.

Тамара Александровна учит бережно относиться к душе ближнего, помнить, что «человек призван осуществить свою неповторимую индивидуальность, идти своим единственным путем». О каждом человеке у Творца есть Свой замысел. Как говорит Льюис: «Аслан открывает каждому только его историю». (Аслан - это образ Иисуса Христа, нашего Спасителя.)

Т.А. выставляет свои правила для этого:

1) «избегать позы учителя»,

2) откликаться только на вопросы человека,

3) «учиться вненаходимости», т.е. не внедрять «себя, свои установки и оценки» (опыт своей индивидуальной жизни) в решаемые проблемы, для чего

4) «воспитывать в себе эмоциональную сдержанность и спокойствие»,

5) «учиться у каждого»,

6) «не осуждать людей, а сочувствовать», т.е. формировать доминанту1 на собеседнике («Преодолевать свой эгоцентризм»).

Возрождением духовного Я может стать супружеская любовь. Любовь между мужчиной и женщиной - это всегда поиски своего идеала. И связаны они с идеализацией своего избранника. Это чудесное психологическое свойство заложено в человека премудростью Божией и вот для чего.

Любовь - это встреча двух духовных Я. Каждое из них призвано открывать и расчищать духовное Я избранника своего, может в нем прозреть его неповторимую духовную индивидуальность, которая, возможно, еще скрыта от всех и от него самого. Прозреть и вывести на свет, как бы родить.  Вот природа идеализации. Увы, это бывает редко, хотя в начале этой любви присутствует всегда. Чаще в нашем мире идеализация заканчивается так называемым «прозрением»-осуждением и разводом.

Почему не происходит в этом феномене по замыслу Божию? Это случается от непонимания замысла Творца в этом психологическом феномене, от блуждания во тьме духовной. Этот замысел Божий не может осуществиться без помощи Божией, без молитвы, без борьбы со своими страстями, ибо подразумевает большую высоту. Это осуществимо только в христианских браках, где хотя бы один из супругов живет по заповедям Божиим. «Любовь без помощи свыше - ничто», - говорит свт. Иоанн Златоуст. Страшное учение материализма отменяет духовность и подменяет высшую цель чувства любви телесностью и вещизмом (опять перед нашим взором перевернутая пирамида).

Потоки мутные несут

                                      свой ил,

Но звезды зажигаются над

                                          ними.

Земля, пристанище пустых 

                                              могил,

Мерцает небу песнями своими.

 Архиеп. Иоанн

Сан-Францисский

(Шаховской).

 

От супружеской любви, правильно понятой и принятой средством для своего спасения и спасения возлюбленного(ной), по замыслу Творца должно происходить расширение2 этой любви на окружающий мир: сначала на собственных детей и родителей (новое осмысление этого чувства), потом на более дальних, и, в конечном счете, на всех окружающих и на все окружающее. Поэтому и сказано: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф.5:31).

Кроме того и любовь к врагам, заповеданная нам Господом нашим, может быть осмыслена через это расширение любви. А именно: она может быть осмыслена через перенос нашего чувства к супругу(е) или к ребенку своему, когда мы им недовольны, но не отказываемся из-за этого от своего чувства любви. Тогда-то любовь и научает что делать, как говорить, когда молчать и молиться. Всякая заповедь Божия, осмысленная через собственный опыт, становится нам родной и понятной,  и от того удобоисполнимой.

Год назад на втором курсе я нашла для себя формулу любви. Она звучит так: «Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия...» \ Иер. Олег Давыденков. Догматическое богословие\. По учению Православной Церкви  брак сопоставляется с союзом между Сыном Божиим Иисусом Христом и Церковью (Еф.5:22-33). В основе - жертвенная любовь: Иисус Христос отдал свою жизнь за Церковь Свою.

Но христианский брак можно сопоставить и с жизнью Пресвятой Троицы, с тайной триединства. Свт. Григорий Богослов пишет: «Единица приходит в движение от своего богатства, двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы. Троица замыкается в совершенстве...» \там же\. Расширение любви приводит к деторождению, к желанию иметь  детей, для женщины - посвятить себя воспитанию их, научению христианской любви. Упадок в христианской жизни привел  к потере не только понимания (чаще интуитивного) этого, но и к потере христианских традиций.

Православный врач-психиатр Д.А.Авдеев вот как описывает современную семью: «Многие современные семьи, живущие по своему усмотрению и отвергающие помощь Божию, благословение Господне, испытывают множество психологических и морально-нравственных проблем, нестабильность. Нестроения эти чреваты скандалами, разводами, искалеченными детскими судьбами. Неладная семья - поставщик неврозов, болезней, пьянства, а теперь и наркомании» \ Д.А.Авдеев. Православие и медицина в вопросах и ответах\. К этому необходимо добавить миллионы совершаемых абортов (детоубийств).

Христианство всегда отрицало  любое ограничение рождаемости, потому что религия любви опирается на Промысел Божий, который осуществляет мироправление и мирохранение, заботится обо всех и о каждом.  «...Христианство превратилось в главного глашатая обстоятельно разработанной морали семьи».3  

 

1 Доминанта - «господствующий в нервной системе или психике очаг возбуждения, который втягивает в свое русло все внешние воздействия».

2 Я бы ввела в психологию слово «расширение» в качестве термина.

3 В.И.Веремчук «Социологии религии

 

Продолжение следует.

Серафима Загорская

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.