Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Марина) 14 апреля 2013г. Спаси Вас Господи за такие доступные и вразумительные ответы, вы делаете по-настоящему полезное дело, после ваших ответов хочется бежать в церковь, участвовать в таинствах, менять свою жизнь. Извините за настойчивость, но помогите, пожалуйста, определиться с позицией по поводу современного бизнеса, т.к. в концепции РПЦ я не нашла ответа, а на других сайтах батюшки пишут прямо противоположные мнения. А Ваше мнение для меня авторитетно, т.к. ваши ответы очень мудрые и рассудительные. Грех ли заниматься, участвовать в торгово-закупочной деятельности? То есть, когда фирма не производит товар, а покупает и перепродает и разница от купли-продажи составляет доход. Является ли это спекуляцией в наше время? И грех ли брать кредит или копить, например на дачу? Нет ли в этом греха, что не довольствуешься тем, что имеешь?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Я рад, что мое мнение для вас авторитетно, но в этой области (да и во всех) я профан. Вы сами видите, что все говорят по-разному. Это потому, что современная жизнь (и христианская в том числе) тесно связана с банками, а значит в той или иной степени подчинена банковским законам и схемам. Несколько дней назад я ответил вам, что, возможно, процент от продаж не относится к ростовщичеству. Но это только моя догадка. Посмотрите, не тем же ли занимаются и православные иконно-книжные лавки? Они покупают продукцию и продают ее дороже на своих точках (храмах, монастырях, выставках). Процент от продаж отходит в казну православной организации. Если то, о чем вы спросили грешно, тогда все храмы и монастыри грешат ростовщичеством.

   Поэтому я и сказал, что, возможно, это не относится к греху ростовщичества. Мы не даем никому деньги в рост, но зарабатываем на следующую партию продукции и зарплату работникам. А кто желает купить по начальной цене, то может свободно поехать к производителю или на базу и закупить товар по себестоимости.

   О кредитах тоже ходит немало споров. Я не считаю кредиты грехом. Грех может быть тогда, когда дающий делает это с корыстной целью и под проценты. То есть грех на дающем, а не берущем. Для человека (заёмщика) это, может быть, единственная возможность выйти из кризиса, сохранить семью, прокормить детей, а кредитор извлекает выгоду из чужого горя. Видите какие молитвы у обеих сторон? Думаю, именно они и определяют степень греховности и негреховности (допустимости) кредита.

   Священное Писание позволяет давать в долг: "Давай взаймы ближнему во время нужды его, и сам в свое время возвращай ближнему" (Сирах.29:2). Но требует рассудительности в этом вопросе: "Давай доброму и не помогай грешнику... запирай от него хлеб и не давай ему, ибо ты получишь сугубое зло за все добро, которое сделал бы ему" (Сирах.12:5-7). "Не давай взаймы человеку, который сильнее тебя, а если дашь, то считай себя потерявшим" (Сирах.8:15). "Если что выдаешь, выдавай счетом и весом, и делай всякую выдачу и прием по записи" (Сирах.42:6,7). А кто самый первый кредитор, вы помните? Господь Бог! Он всем нам дал таланты и не просто, но под проценты! И в свое время потребует от нас возврата с прибылью. Нерадивых же накажет (см. Притчу о талантах).

   Что же касается накопления, то опять все определяет цель. Копить на дачу не грешно - вы ведь не можете себе позволить купить дачу с первой же зарплаты? Но копить ради накопления, т.е. имея пристрастие к богатству или из сребролюбия, мшелоимства, скупости и жадности - это уже грех.

Вопрос (Марина) 13 апреля 2013г. Здравствуйте, скажите, грех ли работать менеджером по продажам в фирме, которая покупает и перепродает стройматериалы и получать процент от продаж, т.е. прямо участвовать в продажах? И грех ли работать на себя таким же образом?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если вы имеете в виду грех ростовщичества, то на мой взгляд процент от продаж не относится к этому греху.
Вопрос (Андрей) 12 апреля 2013г. Здравствуйте, батюшка! Знакомый предлагает заняться разработкой сайта для конторы-разработчика компьютерных игр. С одной стороны, это дополнительный доход и профессиональный опыт, с другой - я как-будто становлюсь соучастником в распространении игр - это останавливает, т.к. игры бывают разные, и в основном у них они отнюдь не развивающие. Как здесь нужно поступить?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Смотрите по своему внутреннему расположению. Если совесть неспокойна, тогда, может быть и не нужно этим заниматься.
Вопрос (Светлана) 6 апреля 2013г. Отец Роман, здравствуйте! Я приняла решение уйти с работы, в силу того, что не вижу в этой работе внутреннего смысла. Согласовала с руководителем: надо закончить проект, который мне поручили некоторое время тому назад, на это потребуется 3 месяца, но как их отработать - я не знаю. В силу вышеуказанной причины выполнять мне его очень тяжело (не физически, конечно, а психологически), но, с другой стороны, я считаю, что я должна выполнить свои обязательства (этот проект). Меня мучает противоречие: должна – но внутренне не хочу. Нет ли в этой ситуации своего рода предательства? То есть не ставлю ли я долг выше любви?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Вы должны понимать, что такие мотивы, как "не хочу" особого веса не имеют. Можно поступить чисто по-человечески, то есть, завершить проект, чтобы не огорчать вашу фирму (или что там у вас). А можно поступить, так сказать, по инструкции. По правилам человек при увольнении должен отработать, кажется, несколько недель, чтобы руководство могло найти ему замену. После этого он спокойно может уйти. Вы можете узнать каков положенный срок на вашем месте и отработать его, а как прийдет новый человек, объяснить ему ситуацию, чтобы он закончил начатую вами работу. Решение должны принять вы. Не советую сжигать за собой мосты и расставаться недоброжелателями.
Вопрос (Фотиния ) 4 апреля 2013г. Батюшка, у меня на работе складывается такая ситуация. Моя напарница говорит, что я медленно работаю и плохо выполняю работу. Я пришла недавно, возможно у меня нет пока навыка. Но напарница оставляет меня одну делать работу, которую мы должны вместе делать и говорит "пусть работает". Как мне реагировать? Делать всё молча или высказать свою точку зрения?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Можно высказать, можно молчать. Требовать справедливости не запрещается. Непонятно только, если она оставляет вас выполнять то, что вы должны делать с ней вдвоем, то что это за замечания и недовольство с ее стороны?! Пусть тогда уж молчит.
Вопрос (Дарья) 3 апреля 2013г. Здравствуйте, отец Роман. Вопрос возник по поводу вышивания икон и дальнейшего их освящения. Дело в том, что я вышиваю крестом, увидела, что есть наборы для вышивания икон. Пошла к священнику в свой приход посоветоваться, он сказал, что все в порядке, только надо взять благословение непосредственно, когда у меня будет набор. Купила два набора. Пошла опять же в наш храм, там был другой священник, он меня благословил, но сказал, что он бы на моем месте не стал вышивать иконы, мотивируя это тем, что в храмах они не продаются, хоть и Церковь спокойно к этому относится, но все же это не рекомендуется, но он оставил выбор за мной. И вот теперь я вообще запуталась. Вроде бы и очень хочется вышить эти иконы, с другой стороны думаю, а стоит ли? Может вы мне поможете разобраться? Я вроде не видела в храмах продающихся вышитых икон, только в салонах, поэтому тоже сомнения берут, а стоит ли браться. Прошу помощи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Ваши священники сказали правильно. Вышивка, как таковая, не запрещается, но в храмах этих икон не будет, только дома у кого-нибудь. Поэтому, решайте сами - нужно или нет. Церковь не против, благословение есть, наборы тоже. Хотите вышивать - вышивайте. Но не нужно этого делать, если эти изображения станут просто украшениями в чьем-нибудь доме.
Вопрос (Ирина) 2 апреля 2013г. Здравствуйте, долготерпеливый батюшка Роман! Мир вам! Я учитель иностранных языков. Занимаюсь репетиторством дома. Не является ли это противным Богу? Как сделать так, чтобы не прогневать Бога этим моим занятием? Что очень важно при этом помнить и знать? Спасибо за вашу помощь!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Немножко непонятно, чем вы можете прогневлять Бога в своей специальности? Эти знания нейтральны, они не несут никакой морально-нравственной нагрузки. Это чисто земное занятие, так как в вечности этого языкового разнообразия не будет. Морально-нравственный поддекст появляется тогда, когда вы, например, переведете на русский язык какой-нибудь порнографический американский фильм или богохульный или со сквернословием. То есть, важно в каком направлении вы используете свои знания. Учить языкам других не запрещается. Главное, чтобы это занятие не отрывало вас от главного - духовной работы над собой. Любое занятие, которое забирает у нас память о Боге, вечности, бессмертной душе - может быть опасно. Не теряйте чувство меры.
Вопрос (Светлана) 31 марта 2013г. Здравствуйте, отец Роман. У меня на работе сотрудницы, в свободное время, играют в карты. Я в играх не участвую, но нахожусь с ними рядом. И бывает беру в руки карты, чтобы помочь им их сложить. И от этого у меня не спокойно на душе. Участвую ли я в этом грехе?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Поощряется и наказывается намерение сердца. Прикосновение к игральным картам не является само по себе греховным. Для Бога важно с какими целями вы это делаете. С этим предлагаю вам разобраться самостоятельно, так как вам лучше знать, что у вас в сердце. Если что-то вас смущает, тогда не помогайте их складывать. У нас порядок такой - поиграл - убери за собой.
Вопрос (Виталий) 29 марта 2013г. Подскажите, пожалуйста. Можно ли установить в салоне причесок камеру для контроля количества посетителей и работу администратора и микрофон для записи их разговоров? Необходимость возникла в связи с тем, чтобы не было соблазна для обмана и воровства со стороны работников.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если по закону это не запрещается, то можно.
Вопрос (Артемий) 28 марта 2013г. Здравствуй, отец Роман. Одна из моих армейских должностей - ремонтник стрелкового оружия и средств ближнего боя. Вопрос такой - не грех ли мне попытаться устроиться в мастерскую по ремонту пневматического и травматического оружия? Ведь оружие - это штука опасная, и посредством оружия было таких грехов натворено людьми за прошедшее время его существования (в том числе без умысла, при ненамеренном нажатии на спусковой крючок)! Ну а с другой стороны - самооборона, тренировка на меткость стрельбы, охота...
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Нет, это не грех. Оружие - штука нейтральная (как нож, например). Все зависит от того, в каких целях его использовать. Грех или добродетель - в намерении сердечном. В руках Андрея Чикатило и Джека Потрошителя нож играет одну роль, а в руке домохозяйки - другую. То же можно сказать и про автоматическое оружие.
Православный календарь