Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Виталий) 4 декабря 2012г. Здравствуйте. Объясните пожалуйста, как отличить смирение от человекоугодия? Не является ли смирение в отношениях к своему мирскому начальству человекоугодием?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Подчинение начальствующим не является человекоугодием. Апостол Павел призывает христиан быть покорными высшим властям и называет начальников - Божиими слугами (Рим.13:4). Наставление, которое апостол Павел дает рабам, вполне можно отнести и к подчиненным: "Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимой только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам" (Еф.6:5-7).

   Вот вам и ответ. Когда пропадает искренность в подчинении и появляется "видимая услужливость", тогда возникает опасность впасть в человекоугодие. Апостол сравнивает начальников с Христом, а их требования называет - волей Божией. Естественно, ко греховным приказам и задачам это не относится. Исполнять повеленное положено до тех пор, пока оно не противоречит нравственным принципам христианина. В случае конфликта между требованиями Христа и человека, предпочтение всегда отдается Евангельским заповедям.

   Устав предприятия должен регламентировать обязанности обеих сторон. Соблюдайте их и не ошибетесь.

Вопрос (Илья) 27 ноября 2012г. Здравствуйте батюшка, подскажите пожалуйста, является ли грехом если делаешь вклады в банк? Деньги, когда хранятся в банке, там по-любому идут проценты. Или держать их в акциях крупных российских компаний, доверив управление активами брокерской компании на бирже ММВБ? Спаси Господи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Я не силен в биржевой системе. В этом вам придется разбираться самостоятельно. Но что касается процентов, то с этим ничего не поделаешь. Банковскую систему ростовщичества, говорят, изобрели евреи. Отсюда понятно стремление банков к процентам и росту. Но если на ком и есть грех, так это на них, а не на простых людях, которые вынуждены идти на поводу у этой системы. Люди согрешают ростовщичеством, когда сами по жизни этим занимаются, например, дают знакомым деньги под проценты и т.д. Но если есть возможность вообще не пользоваться услугами банка, то, наверно, лучше избрать этот путь.
Вопрос (Александра) 27 ноября 2012г. Здравствуйте, отец Роман! Батюшка, на земле много разных профессий, но не все угодны Богу. Скажите, пожалуйста, можно ли православному человеку быть хореографом, балетмейстером, вести хореографию и гимнастику у детей? Однажды я была в Мордовии у духоносного священника, которого многие почитают за старца, который сказал мне, что видел "ножки балерин" в аду, и что преподавать танцы детям значит и "других тянуть в ад". Тогда лишь только поступив в хореографическое училище, я не пошла туда, послушав его совета. Поступила в другой университет по его благословению, закончила его. Но сейчас я встала перед выбором: либо идти по пути преподавания хореографии (так получилось, что меня все-таки вывело на это), либо идти в другую сферу. Скажите свое мнение пожалуйста!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Действительно, не все профессии угодны Богу. И наш многообразный и быстро развивающийся мир изобрел много противных Богу явлений. Но все познается в сравнении. И благочестивая жизнь в сочетании со стремлением к телесной красоте и грации далеко не так "убийственно", как говорят. Я не видел ада и не знаю есть ли там "ножки балерин". Но, думаю, если они там и есть, то не за сам балет, а за то, что кто-то не смог справиться со своей гордыней, кто-то чего-то достиг, но не победил в себе змею гордости, кто-то свои достижения и победы приписывал себе, а не Богу, кто-то балет ставил выше благочестия и забыл о Боге, отдав предпочтение балету. В ад попадут те из творческих личностей, кто вместе с Пугачевой считают, что "балет - его Бог". Просто не нужно до безумия доходить. А безумствуют те, которые говорят, что вначале было не слово, а жест, как сказала какая-то известная балерина повторяя эту нелепость вслед за новозеландским лингвистом Майклом Корбилласом. 

   Я думаю, что если человек живет по Евангелию, то может бесстрастно заниматься хореографией. В конце концов, мы созданы стремящимися к красоте. Но когда благочестие станет более глубоким, а общение с Богом более тесным, тогда человек сам поймет, что балет уже лишнее и мешает ему двигаться дальше. А на каком-то этапе это может быть и можно.

Вопрос (наталья) 10 ноября 2012г. Здравствуйте, батюшка! В 2006 году я закончила Саратовскую государственную академию права и получила диплом с отличием. Первое время после окончания я искала работу по знакомству, но ничего не вышло, потом я ушла в декрет, вот ребёнку уже 3 с половиной года, а я всё никак не вышла на работу, т.к., куда бы я не обращалась, то меня не устраевает, то у работодателя нет возможности. Я пролила столько слёз, потому что мне кажется, что всё происходит как спецально против меня! Но ведь не зря же я отучилась в таком престижном вузе, а теперь сижу дома. У меня уже и комплексы есть по этому поводу, и ситуация кажется безвыходной. Просто все мои действия ни к чему не привели. Благословите меня и подкажите. Благодарна вам. Зараннее спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Простите, но я не знаю, что вам подсказать. Как искать работу, думаю, вы знаете. Испробуйте все возможности, ищите вакансии, читайте объявления, предлагайте свою кандидатуру, заручайтесь рекомендациями, интересуйтесь у друзей и знакомых. Может быть у вас слишком завышенные требования? Выход есть всегда. Нужно только его разглядеть. В любом случае, не позволяйте развиваться вашим комплексам, не теряйте надежды и не прекращайте молитвы. Господь всегда откликается на просьбу искреннего и верующего сердца. 
Вопрос (Наталья) 8 ноября 2012г. Благословите, батюшка. Примерно три года назад о.Власий благословил меня на определённое место работы (был выбор куда устроиться). Работа мне очень нравится, хотя трудностей хватает. Уже второй раз за три года мне предлагают более высокооплачиваемую работу и с лучшими условиями. Я это рассматриваю, как искушение и отказываюсь. А вопрос в том, что я теперь, в принципе, не должна не при каких обстоятельствах менять работу и стараться на ней удержаться? Или же как-то по-другому должна рассуждать? Спаси Господи за все ваши ответы. Читаю всё, что спрашивают и много нахожу полезного для себя.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Если по-хорошему, то это надо спросить у того, кто давал благословение. Я же могу сказать, что наша жизнь не однообразна. Она постоянно меняется. Даже Церковь, как живой организм, со временем меняется и развивается. Человек берет благословение и устраивается на работу, которая его устраивает. Но потом его жизнь меняется: он переезжает, заболевает, берется за кем-то ухаживать или создает семью. Потребности возрастают, а с ними и финансовые затраты. Обстоятельства побуждают его вновь идти за благословением на новую работу. Все зависит от того, чего мы хотим. Апостол рекомендует довольствоваться малым (тем, что имеем), "а желающие обогащаться впадают в искушения и сети врага и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу" (1Тим.6:9).

   Поэтому поменять с благословения духовника работу совсем не грешно. Грешно при этом преследовать греховные и корыстные цели. 

Вопрос (Ирина) 24 октября 2012г. Батюшка, благословите. Как быть в подобных ситуациях? Мне нужно было статью в газету написать. С утра прямо-таки родился почти весь текст. По крайней мере, ясно представилось, о чем говорить, что из чего вытекает. Сразу бы сесть и написать. Как будто вдохновение появилось. Я с трудом себя заставила от этого отказаться: "Сначала благословение возьму". Заставила себя более важным заняться. А потом - ни одной мысли, ни желания даже не появилось. Статья по работе нужна была, но и строго как будто никто не спрашивает. Так и не писала ничего. Для меня благословение на любое дело важно тем, что появляется уверенность - любой исход дела, если благословили (удачный, неудачный) в руках Божиих. Так неудачи легче переносить и удачи легче себе не приписывать. Только очень сложно разобраться - на что берется благословение, а на что нет. Простите меня.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Не надо только с ума сходить и до абсурда доходить. Православие - хорошо, ультраправославие - плохо. Разобраться, на самом деле, очень просто. Не путайте себя с монахиней. Вы не в монастыре, где нужно брать благословение на все. Но там и условия соответственные. Миряне в другой ситуации. На какие-то важные, судьбоносные дела нужно брать благословение священника. На всякие же бытовые мелочи, типа написания статей, покупки вещей и т.п., нужно самой решать. Помолилась, попросила помощи Божией и вперед. Для чего в молитвословах присутствует молитва "перед всяким делом", если на каждый свой шаг можно брать благословение священника? А иначе мы так до того дойдем, что будем всю ночь терпеть, чтобы с утра взять благословение сходить в туалет.
Вопрос (Григорий) 10 мая 2012г. Здравстуйте. Отец Роман, грех ли вкладывать деньги в систему Мавроди? Это ростовщичество (а значит грех)? Или это социальная помощь населению? Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Все-таки справедливо говорил Генри Форд: "Неудача - это только повод начать заново, но более разумно". Наверно так и расценил Сергей Пантелеевич свой первый провал с "МММ". Подтверждением чего является его второй проект "МММ-2011". И хотя Финансовая антимонопольная служба (ФАС) и заявила, что второй проект Мавроди имеет в себе признаки мошенничества и не оправдает себя, но людям, как будто нравится быть обманутыми. Если вы спрашиваете про грех, то грех сознательно наступать на одни и те же грабли два раза. Никакая это не помощь населению. Люди сами отдают деньги, причем без какой-либо документации и каких-либо гарантий. Если у вас лишние деньги, пожертвуйте на восстанавливающийся храм или неимущим. А добровольно доверяться явному авантюристу со стажем (надо полагать, с целью легкой наживы), по меньшей мере глупо. 
Вопрос (Елена) 4 мая 2012г. Батюшка, посоветуйте. У нас в городе в скором времени будет своя епархия. Сегодня после исповеди мой духовный отец предложил после моего декрета работать в будущей епархии делопроизводителем. Я промолчала, потому что поток мыслей тут же пронесся в моей голове. Он сказал: ну ладно, подумай. У меня такая дилемма: моя постоянная работа в чиновничьей среде, атмосфера далеко не благочестивая, трудно там в плане духовном очень (а может это место борьбы со своими страстями?), зато зарплата хорошая, я эту работу очень люблю (связи с общественностью), и я, выйдя на работу туда, отошла бы от финансовой зависимости женатого отца моего ребенка, одно но (он там работает, однако во мне 200% уверенность, что между нами никогда ничего не будет, да и общаться мы стали по-родственному, не иначе). Епархия - это очень по моей душе, соблазнов и искушений в десятки раз меньше, это будет то, что возможно ищет моя душа. Сомнения: зарплата в 4,5-5 раз ниже моей обычной, не представляю как на нее жить вдвоем с малышом, снова придется брать "ежемесячное пособие" у отца ребенка (хотя он охотно помогает пока возможность есть), и не превратит ли новая работа Церковь в монотонную обыденность (я сейчас с таким благоговением отношусь к храму) или это лукавый меня не допускает и влагает смущение в сердце мое? Не знаю что и думать и как поступить. Либо молиться о вразумлении свыше и уже спустя некоторое время вернуться к этому вопросу? Но как-то перед духовником неудобно, неудобно именно отказать (я поняла, что он заботится обо мне, он действительно духовный отец всей нашей семьи), не хочется его огорчить, принять как послушание или все-таки подойти к этому с мирской практичностью? Батюшка, как Вы думаете?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Как вам поступить (то есть, какова воля Божия) я сказать не могу. Решать придется вам. Могу только сказать, что духовник вас не отправляет на новую работу по приказу. Он вам только лишь предложил. Вы можете отказаться. Потому он и не настаивает, так как вы мать ребенка, которая обязана заботиться о нем и обеспечивать и несет за него ответственность. Поэтому последнее слово за вами. И я бы в этой ситуации не стал утверждать, что это слово духовника - воля Божия. Просто на новое место нужны кадры и желательно надежные, то есть, православные люди, на которых можно положиться. Вот вам и предложили, как человеку знакомому и проверенному. Но это предложение, естественно, вас ни к чему не обязывает. Поэтому мучить себя каким-то надуманным неудобством перед духовником не нужно. Не хотите, - так и скажите: "батюшка, я, наверно, откажусь".  

    Честно говоря, выбор между работами у которых пятикратная разница в зарплате, для большинства людей в наше время это даже не выбор. Совершенно не пропорциональные величины. Неужели вы действительно испытываете такую внутреннюю потребность оставить прежнюю работу? Вы ведь не в ресторане стрептизером работаете. К тому же православный (свой) человек в чиновничей среде, это большое благо для Церкви.

    Но что касается охлаждения к Церкви в связи с постоянным разбором ее дел, то этого опасаться не нужно. Священники гораздо чаще вас присутствуют в церкви и не просто в церкви, но на Божественной литургии и при этом могут сохранить благоговейное отношение и к храму, как святому месту, и к Церкви, как Богочеловеческому организму (говорю не о всех священниках, а о лучших). Иоанн Кронштадтский служил литургию каждый день несколько десятков подряд и не только не потерял благоговение, но стал святым, угодил Богу. Поэтому работа (если вы решитесь на нее) на ваших личных переживаниях сказаться не должна. Это зависит от других причин, именно, от вашего личного отношения и поведения.

    Поэтому молитесь о вразумлении и не думайте что "мирская практичность" чужда христианам. Вовсе нет. Подыскивая знакомого человека для новой работы, священник сам поступает по-земному практично. Разве его можно в этом обвинить? Мы все-таки живем не в духовном и святом мире, а в материальном и несправедливом. Посему приходится поступать расчетливо, логично и планировать свои действия (особенно если их последствия сказываются на наших детях), которые, впрочем, не должны выходить за рамки дозволенного. Бог вам в помощь.

Вопрос (Анна) 3 мая 2012г. Здравствуйте, благословите. Скажите пожалуйста, можно ли православной христианке работать кассиром в магазинах? Смущает, что там продают вместе с продуктами спиртное и сигареты. Извините.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Наверно, можно. Во-первых, не вы закупали товар на продажу, а во-вторых, не вы притащили людей в магазин для покупки алкогольной и табачной продукции. Каждый сам делает выбор и начальники магазина, и покупатели. А вы лишь винтик в этой наработанной системе. Но если смущает совесть, то приходите с этим на исповедь.
Вопрос (Ирина) 19 апреля 2012г. Христос Воскресе! Отец Роман, расскажите пожалуйста по-подробнее о работе правславнго экскурсовода. Как им стать? О возможности самообразования в этой области, как найти ? Спрашиваю потому, что у нас в епархии есть только один человек, занимающийся эим делом - руководитель поломнической службы. Она набирает людей на свой вкус. Я пришла, сказала, что хочу посещать занятия. Такого унижения я давно не испытывала. В общем, я ушла, наслушавшись всякого глумления, насмешек и оскорблений просто так, ни за что. Как говорил Новосельцев из "Служебного романа" - руководитель-самадура. Я послушала из коридора эти "занятия" и все, что я услышала - это было в основном одна и та же фраза "Вы должны", и на деле ничего по существу, только "Вы должны" многократно. Неинтересно, тупо и, понятно, профессии тут не научишься. Я сама закончила институт искусств и понимаю, что преподаватель хороший увлекает и вводит в новый интересный мир своего предмета. В моем городе других вариантов нет, кроме имеющегося. Уехать я не могу. Подскажите пожалуйста возможные варианты. Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Вы можете заниматься самообразованием сколько угодно, но самостоятельно напечатать себе лицензию не получится. Для этого (насколько я понимаю) вам необходимо обратиться в какую-нибудь соответственную аккредитированную структуру и пройти на ней специальные курсы, после чего (при успешной сдаче зачетов) вам выдадут лицензию на проведение экскурсионной деятельности. Но я могу ошибаться в этом вопросе.

    А что требуется от экскурсовода и какой круг дисциплин вам предстоит освоить, можно узнать на примере курса православного экскурсовода паломнической службы "Радонеж" (Москва). Это здесь Курсы православных экскурсоводов После этого вы сможете вполне законно предлагать свои профессиональные услуги в разных турфирмах. Помощи Божией.

Православный календарь