Поиск по архиву

Газета "Вестник" №29

Блажной не значит блаженный

 

Всем известно, что хорошего не бывает много: к хорошему всегда примешивается что-то плохое. Вот и свобода печати и слова, несмотря на свои очевидные плюсы, принесла нам и неизбежные минусы. Не то что миряне, но даже не все священники до сих пор знают, что не вся та книга полезна, со страниц которой на нас смотрит благообразное старческое личико.  А ведь давно известно, что в широком море православной литературы находится огромное множество подводных рифов, которые легко могут потопить ладью невнимательного христианина.

 

 

Сегодня мне на глаза попалась книга «Святая Евфросиния мироточивая» (уникальные откровения св. Евфросинии блаженному Иоанну. 1998-2005гг. Восьмое издание (!) М.2008г.), которая лежала на левом клиросе нашего собора. Не составило много времени, чтобы  определить, что это за продукт. Права принадлежат «блаженному Иоанну» и «Местной религиозной организации Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы». Иными словами, это новые «откровения» лидера известной секты «Богородичный центр» господина Береславского (он же «блаженный епископ Иоанн»). Этот «выдающийся мыслитель современности, писатель и пророк, основатель новой духовности третьего тысячелетия», как его адепты и он сам себя называют на его персональной интернет-странице, уже не в первый раз заражает литературное пространство подобными псевдодуховными вирусами.

Некая Евфросиния, с которой Вениамин Береславский впервые встретился  в 1980 году и сразу же увидел у нее над головой «огромную солнечную руку Небесного Отца», на протяжении почти десятка лет, якобы посмертно вещала ему, донося некие «откровения». В принципе, тема не новая и уже не вызывает интереса, но чтобы развеять  нездоровое внимание к этой книге у тех, кого она к себе расположила своими «покаянными призывами», проанализируем ее содержание, которое изобилует неканоническими (с православной точки зрения) призывами.

Итак, Евфросиния (или тот, кто скрывается под этим именем) говорит, что Бог прославил ее за проповедь истинного православия. Но, что более интересно, она запрещает что-то делать без ее благословения: «Не предпринимайте ничего без моего прямого благословения. Я послана вести церковь в духе и помогать вам» (С.5). Не правда ли странная форма навязывания своего авторитета и слепого следования чьим-то видениям? Еще бы, ведь по словам этой «подвижницы», «у моих мощей бóльшая сила, чем у всех атомных реакторов в мире вместе взятых» (С.24). Нам же с тобой, читатель, остается только гадать - какая связь между атомным реактором и мощами!?

По ее словам, чтобы стяжать венец, нужно много скорбеть (С.6). Тогда, как Христос говорил, что не много скорбящие спасутся, а претерпевшие до конца. Разница очевидна. И безбожники с язычниками много скорбят в этой жизни, но это не говорит о спасительности их пути. Вместе с благоразумным разбойником страдал на кресте и разбойник-богохульник, однако эти страдания не принесли ему духовной пользы.

Христос говорил: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26) Но «откровения» прямо призывают читателя к противоположному: «Не вымолив свои грехи, молитесь о спасении мира...» (С.12).

Оказывается, Евхаристия имеет прямую зависимость от псалтири, а «без псалтири Евхаристия малодейственна» (С.16).

«От поклонов невидимо источается благодать» (С.18). Не знает господин Береславский, что не в поклонах суть, а в сокрушении сердца и смирении, которому поклоны лишь способствуют. Естественно, невозможно при этом избежать и некоего магизма. Так, оказывается, что «каждым поклоном прощается один греховный помысел, 150-ю поклонами - содеянный грех» (С.180). Подобная практика, иначе как к прелести, привести ни к чему не может, что и подтверждают слова господина Береславского: «На последней декаде поклонов явственно услышал голос ангельских чинов, молящихся во мне, как трубный звук: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня». Во мне молились ангелы» (С.181).

Не знает он также и новейшую историю Православной Церкви, что видно из «откровений»: «Я единственная во времена гонений на веру учила о стяжании Святого Духа..., за что Господь и прославил меня нетлением» (С.38); «Я одна ревновала о стяжании Духа» (С.149); «Какое огромное воинство стоит за мною!» (С.150); «Я отмечена истинным духом от Бога и избрана в Царство навечно. Те, о ком я молюсь, спасутся. Им нечего бояться...»; «Выше моего пути нет ничего» (С.301); «Я живая лестница из Царствия» (С.239); «Я царствую на небесах в сонме святых Истинно-Православной Церкви» (С.253); «Я святая третьего тысячелетия будущей церкви, священница Христа Святого Духа. Мне открыты тайны, что и не снились никому еще на земле на тысячу лет вперед» (С.552); «Мое слово на вес золота - что же вы не читаете его?» (С.391); «Бог прославил меня, а не священников только за то, что я проповедовала истинное учение - одна во всем свете» (С.514). Интересно, куда же подевался огромный сонм новомучеников и исповедников Российских?! Как уже говорилось, скромности  «блаженной Евфросинии» (или автору этих слов) не занимать. Поэтому неудивительно было узнать, что Ефросиния «слышала беседу между Лицами Троицы в Превечном Их Совете» (С.156), то есть еще прежде создания времен.

Православная Церковь учит, что Христос по вознесении воссел одесную Бога Отца, тогда как «откровения» утверждают, что «Господь распят на небесах» (С.21).

«Откровения» приподносят нам поистине «бесценные жемчужины», о которых молчит даже Священное Писание, например, что «Адам более ста лет не выходил из пещеры и  полагал по десять тысяч поклонов в день», чтобы вернуть утраченную благодать (С.28). Этого мало, оказывается, когда Господь показал Адаму, что его грехопадение в будущем приведет к абортам, то Адам так закричал, что на небе «треть ангельских чинов в ужасе разбежалась от его крика» (С.34). Вопрос только - куда разбежалась? Случайно не в преисподнюю, так как в Откровении (Откр.12:4) сказано именно о трети звезд, которые змей увлек с неба своим хвостом? (по мнению св.Андрея Кесарийского, речь здесь о падших ангелах).

«Святые до сих пор продолжают на небе каяться (С.552), а Иоанн Златоуст - служить Литургию» (С.428).

Не сокрыт был от «старицы» и мир ангельский. Она утверждает, что, кроме девяти принятых церковью чинов, существуют также «ангелы мира, ангелы Евангелия, ангелы Евхаристии, ангелы почитания мощей и даже ангелы, именуемые - чины омовения на источниках» (Сс.71, 103). При этом «ангел при святых мощах обладает неслыханными полномочиями, превышающими силу ангела Державы» (С.177). Идея, может быть, и оригинальная, но выше частного мнения ее автора не тянет.

Показалось странным, как ловко «старица» оперирует такими совсем не старческими терминами и понятиями, как: «экзальтированное состояние», «институциональная принадлежность», «цивилизация святых», «порочный автоматизм», «дьяволоцивилизация», «небывалые харизмы», «потенциальные святые», «универсальный язык Царства», «универсальная формула Крестителя» (С.390); «священник в прострации», «космические аферисты и замороченные идолопоклонники», «мною открыт канал исхода», «несчастный Адам соблазнился вакуумным, спертым древом познания зла» (С.306); «электричество окрадывает благодать молитвы, и ангелы мучительно воспринимают электричество» (С.325); «машины в Москве - материализованные бесы, потому тебе так тяжело в час пик в пробках» (С.249), а «Богородичное правило» нужно совершать «в ритме Вселенной» (!) (С.144). Подобные перлы совсем не похожи на откровения святого человека.

Указав в одном месте на то, что «молитва Господня, Трисвятое, Символ веры, евхаристический канон и литургия Златоуста» (С.230) относятся к кругу неизменяемых молитвословий (автор, разделивший все эти понятия, по-видимому не знал, что Евхаристический канон и все остальные перечисленные молитвы как раз и составляют Литургию Иоанна Златоуста), в другом месте автор говорит иное: «Литургия чем ближе к традиционной, тем лучше. И песни новые можно слагать на старые слова, - благословляю, благословляю. Не в словах дело, а в духовном состоянии, с которым приступаешь к молитве и литургии» (С.256). То есть литургические молитвословия не такие уж неизменяемые.

Не смог удержаться от улыбки, когда открыл для себя загробную участь отца Александра Меня. Оказывается, он является членом миссии, посылаемой для проповеди ученым, художникам и писателям на мытарства(!). То есть он сейчас - мытарский благовестник (С.257).

Вопреки православному учению о вечности адских мук, «матушка» вещает, что «муки не вечны, но переход из них затруднителен» (С.302).

««Песнь песней» - самая высокая из библейских» (С.380). Еще бы! Куда уж там евангельским нормам тягаться с красочным описанием женских прелестей.

Оказывается, неважно, «к какому институту принадлежат православные: к московской ли патриархии, или к ИПЦ, или униаты. Различайте, кто какого духа» (С.161); «На небесах нет конфессиональных границ... Не принимается во внимание, храмы ли РПЦ, зарубежной ли церкви, богородичной ли ветви, католической или другой какой-то посещает душа» (С.367).

Иными словами, главное, чтобы человек хороший был, а церковь не важна. Но при этом парадоксальным образом утверждается, что «Патриархия связалась с мафией и впустила коммунистов, пригрела колдунов, целителей и пр... Никакая вера, кроме истинно-православной (ИПЦ - авт.), не имеет будущего в России» (Сс.152, 173); «РПЦ в опасном обольщении, и некому ее спасти» (С.292); «пища для ворон - их жалкие молитвы, прах для змей - их немощные дерзости» (С.340) (т.е. православных священников - авт.); «Кощунники и еретики. Оскверняют церковную чистоту, предают веру отцов. Нам нужны святые подвижники, а не колдуны в рясах. Идите к сыну моему Иоанну (имеется в виду Вениамин Береславский - авт.). Он и священники с ним наставят вас на путь» (С.341).
После этого не удивительно было услышать на вопрос: «Есть ли в РПЦ сегодня отцы-наставники?» - следующий ответ: «Есть три старца, но и они ничему толком наставить не могут, и чада их не окормлены» (С.89).

Интересное мнение у «старицы» и относительно католиков. Оказывается, «и католики проповедуют истинную веру» (С.11), но для России все же приличнее русские святые. Вот характерные цитаты по данной теме: «Папа у них святой» (С.151); «католическая церковь прекрасна; на небесах она имеет равную славу с православной» (С.337); «на небесах я встретила неисчислимое множество святых... Спросила я у ангела, когда мы проходили католических святых: «Эти святые отцы и матери прославлены в католической церкви? А я думала, они еретики»» (С.119); «У католиков много святых, хотя образ поклонения у них другой, но, беседуя в Царствии, мы находим много общего» (С.319). Ну еще бы! Между «блаженной Евфросинией» и католической «святостью», действительно, много общего, что она впоследствии и сама подтверждает: «Франциск был одного со мной духа» (С.458). Но возникает логичное недоумение - раем ли было то место, где прогуливалась «матушка», так как мнение святых Православной Церкви о католической святости диаметрально противоположное. Католический догмат о «непорочном зачатии», который является с православной точки зрения одной из западных ересей, для прельщенной Евфросинии «лишь жалкие крохи того Света, в котором ходили православные подвижники» (С.296). Поистине, зрелище печальное.

Но далее открывается то, к чему все это было лишь прелюдией: «Нет на небесах никакого православия... Православие - выдумка человеческая и условность временная... Я давно никакого отношения к православию не имею... (кто б сомневался? - авт.) От кого я страдала? - От православных батюшек. От кого крест несла? - От ведьм православных... Забудь про слово «православие»» (С.550).

Что ж, вполне логичное завершение всей экуменической цепочки. Понятно, откуда такая ненависть к Православной Церкви. Именно наша Церковь всегда предостерегала своих чад от тлетворного действия секты «Богородичный центр».

Из того немногого, что здесь представлено, вполне можно понять, насколько опасной в духовном смысле является не только это «творение», но и все учение вышеуказанной секты. Люди, будьте бдительны!

Иеромонах

Роман (Кропотов)

27 июня 2013г.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь