Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Ирина) 2 апреля 2013г. Здравствуйте, батюшка Роман! Мой 1-й вопрос: Как относиться к карате? Ребенок занимается, были хорошие успехи до недавнего времени. После первого места, расти, как сказал тренер, перестал. А угодно ли это Богу? С одной стороны - хорошо: волю, силу, ловкость, смелость развивает, а с другой, гордость, высокомерие, тщеславие. Стоит ли им заниматься? И вообще, чем бы вы посоветовали мальчишкам заниматься? В воскресную школу ходим 2 года. Как найти золотую середину? 2-й вопрос: Я несколько дней назад задавала вам 2 вопроса. И вы во втором мне посоветовали поговорить с духовным отцом о частоте Причастия. Но нет его у меня. У меня много вопросов, а ответов на них не получаю. Хочется расти в духовном плане, а наставника нет. У нас в женском монастыре сменилось 3 батюшки. Привыкаешь к одному, исповедуешься, батюшка привыкать начинает. И вот тут приходишь, а в монастыре уже другой батюшка. Может быть вы подскажете, как правильно сделать так, чтоб найти того, кто мог бы взять всю нашу семью для руководства по тернистому пути мирской жизни. Спаси вас Бог!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

По первому вопросу. Занятие боевыми искусствами для мальчика допустимы. Этим занимались и наши святые князья (конечно, немного в другом плане, но смысл тот же). Уметь постоять за себя, защитить свою девушку, жену, семью, Родину - это правильно и этому нужно учиться. Другое дело, что всякие медитативные практики, свойственные восточным странам, для православного недопустимы. Только техника.

  А уж как бороться с гордостью - это вы его учите, читайте, показывайте пример. Кто не умеет без вреда для души распоряжаться силой, тому она не в пользу. Царь Давид был вон какой ловкий и сильный: мог и у льва овцу отобрать, и с медведем сразиться: "я, говорит, брал льва или медведя за космы и умерщвлял его" (1Царств 17:35). Но какой кроткий был! Один из самых смиренных царей. А наш Федя Емельяненко: перекрестился и пошел на здоровяка и уложил его. И пока сохраняет смирение - побеждает, как превознесется, то Господь оставляет его. То есть гордость не в силе, а в нашем неразумии. Разумный человек помнит, что гордиться ему нечем - все дано Богом. Ему все и отдадим в свое время (да еще с процентами). Этому мальчика учит семья и Церковь.

  Что касается духовников, то ответов было много 12.05.11.Елена; 30.08.11.Ирина; 14.11.11.Игорь; 28.12.11.Людмила. 

Вопрос (Николай) 1 апреля 2013г. Здравствуйте о.Роман. Последние несколько лет со мной происходит что-то. Если несколько лет назад я искал сам не знаю что (в книгах,где же еще), истину наверное можно сказать, начал отказываться от мирских радостей (то от туалетной воды, то от дезодоранта... и т.д.). Начал читать эзотерику, теософию, агни-йогу - Это мне помогло поверить в Бога. До этого я был крещенный, но не ходил в церковь, хотя и чувствовал что Он есть. Постепенно начитавшись этих книг, начали появляться вопросы в мозгу ко всяким учениям. Мама у меня верующая подсунула книгу жития преподобного Сергия Радонежского и толкования на Евангелия Злаотоуста, и я буквально влюбился в Православие и Сергия Радонежского. В конце ноября 2012г. на меня что-то нашло (я называю это силой, можно наверное, нескромно конечно благодатью) я за 5 секунд понял, что не хочу больше мясо, рыбу, близости с женщинами и еще кое какие грехи от меня в секунду улетучились. По началу сам над собой смеялся, вот к новому году наемся мяса, салатов с майонезом, Но.. И вот до сих пор я не делаю абсолютно никаких усилий по сохранению этих "дарований", мне это дается все легко и просто. Я и до этого то часто менял что нибудь в своей жизьни, а сейчас я и сам-то не всегда поспеваю за собой, что уж говорить про родных и близких (меня они осторожненько отсылают к врачам). И все это меня постепенно приводит к мысли уйти в монастырь, так как сами понимаете что истину просто так не ищут, ее ищут когда не видят смысла в этой жизни. В данный момент я не пропускаю чтение правил, каждый день псалтырь, посещение церквей, монастырей. Прошу в молитвах, чтобы Бог утверждал меня в моем выборе и в вере. И вот от много я еще чего отказался (в том числе грехов) единственное что могу сказать, что все это без благословения батюшки. И вот наконец-то вопрос. Прокомментируйте пожалуйста мою исповедь если можно. И вопрос очень важен для меня - Если я борюсь с каким-то грехом, побеждаю его, но не каюсь должным образом (слезы, сокрушение сердца) на исповеди у батюшки, то насколько я неправильно делаю? и может так и должно быть? Заранее благодарю вас, душевного вам спасения и всем православным христианам. С постом Вас.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Во-первых, вы должны знать, что мясо, рыба, законная женитьба вовсе не грешны и благословляются Богом. Мирянам отказываться от этого совсем не обязательно. Но если у вас есть такое желание, то с благословения духовника можно. Самочинные подвиги часто даются очень легко, но плодов не приносят. Так один подвижник до монастыря делал каждый день около 1000 поклонов. И ему было легко это делать (так как тщеславие помогало). Но как пришел в монастырь, то за послушание еле-еле мог 15 поклонов в день положить. Вот разница между самочинием и благословением. Самостоятельно человек не сможет пройти этот путь, обязательно заблудится в мрачном лабиринте прелести. Нужен духовный совет.

  Поэтому совет вам: не давайте никакой цены вашим подвигам. Нужно много раз упасть и быть оставленым Богом, даже дойти до отчаяния, пока человек осознает свои немощи и бессилие. Пока этого не будет, мы всегда будем думать, что мы "нечто" и наши подвиги и добродетели (молитвы, поклоны, посты и т.д.) что-то значат.

  То, что нет слез при покаянии не беда. Хуже, если бы вы вообще не видели необходимости каяться. Кайтесь перед Богом как можете, а слезы - это уж как Господь даст. Дар слез дается не каждому, но это не мешает спасению.  Понуждайте себя на покаяние и сокрушение, а остальное возложите на Бога. Покаяние - это ведь дар Божий. Но чтобы получить этот дар, человек тоже должен попотеть. Как говорят отцы - признак прощения греха - когда человек возненавидит его. К этому стремитесь.

Вопрос (Иулия) 31 марта 2013г. Здравствуйте, батюшка! Я только что вернулась из поездки в монастырь, где я была в качестве трудницы, и пожила там несколько дней. Я Вам как-то писала о проблеме выбора между монастырем и мирской жизнью. В монастыре мне понравилось, но есть одно "но", то что мне не совсем понятно. В монастыре больше уделяется больше труду, чем молитве, и на службе сестры не все всегда бывают, тем более, на правиле. Это меня огорчило, поскольку я думала, что я смогу больше молиться в свободное от послушаний время или какую-нибудь духовную литературу почитать. За три дня очень сильно устала, так что дольше я физически не смогла бы работать. Так, наверное, во всех монастырях? или только в женских? Немного я была в Задонске, там у нас были длительные богослужения, после службы читали акафист, крестный ход, а в три утра мы вставали на раннюю службу. Что дает послушание, какие плоды оно приносит? Я была рада послушанием, но не без ропота, вот такое отсечение своей воли дается мне, по крайней мере, тяжело. может ли монах (монахиня) иметь какое-то свободное время? Для меня все это важно, вот пытаюсь определить для себя жизненный путь, а там как Господь управит. Но все же, мне кажется, что этот путь спасительней, чем в миру.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Послушание (работы) для монастыря это не просто нормально, это единственный путь. Вы, наверно, подумали, сейчас прийду и в молитву ударюсь. Ударитесь, только не сразу. Будете и послушания проходить и на богослужении бывать. То, что не все сестры куда-то ходят вас не должно волновать - вам-то никто этого не запрещает. Сравнивать себя с другими не надо, это неправильное начало. Следите за собой, а остальных оставьте Богу. Усталости от работ бояться не нужно, это с непривычки. За три для вы никогда ничего понять не можете. Вот проживете лет 5-7, тогда и поймете: выработается навык, послушания станут естественными, может быть более легкими. Тем, кто только что пришел, даются одни работы, а "своим" - другие. Это нормально, ведь не посадишь работать с деньгами, например, вчера пришедшую в монастырь сестру? Без физических работ, взаимоотношения с сестрами вы никогда не научитесь смирению и отсечению своей воли, что очень важно в монашестве. Нахождение в келье и молитве похвально, и его нужно предпочитать всему, но отсечение своей воли нужно предпочитать пребыванию в келье. А научиться этому трудному деланию вы не сможете пребывая наедине. Нам, новоначальным необходимо обтесать свои острые углы об других, иначе мы не сможем усвоить себе правильного духа молитвы.

  Так что придется и с ропотом бороться, и со сном, и вообще понуждать себя практически на все. Не бойтесь этого пути. Молитесь Богу, чтобы помог вам и с монастырем определиться, и в самом монастыре.

Вопрос (Екатерина) 28 марта 2013г. Батюшка благословите, скажите пожалуйста, можно ли получать полюса нового образца или отказаться?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Я не понимаю почему нельзя. Может быть я что-то не знаю? Если вы про какие-нибудь магнитные полосы и чипы намекаете, то выбирайте сами. Хотите отказаться - отказывайтесь, хотите брать - берите. Тело и здоровье ваше и вам нести последствия своего выбора. А никакого отречения от Христа при получении медицинского полиса не происходит.
Вопрос (Ольга) 24 марта 2013г. В прошлом году слишком свалилось: тяжело и «некрасиво» заболела (эксфолиативно-экссудативный псориаз); муж, которому верила больше, чем себе, ушёл к другой, когда я встать с койки не могла; потом сбили на пешеходном переходе (оскольчатый перелом плеча со смещением, три месяца только левая рука); затем страшный и стигматизируемый обществом диагноз ВИЧ... Очень помогли сын, которого считала оболтусом, и мама, которую считала эгоисткой (прости, Господи!). Частично воцерквилась, приобщаю маму. Стараюсь жить по Заповедям. Весь этот период молилась о душевном равновесии. Равновесия достигла (самая сильная боль была от предательства мужа, стало лучше, даже диагноз легче перенесла), но моё нынешнее состояния более похоже на тупость души. Эмоции ушли, нет искреннего раскаяния. Из серии: «Вам-то хорошо…» Не могу найти «своего» духовника, понимаю, что гордыня прёт немереная, исповедуюсь довольно часто, но очень формально, то есть я понимаю, что мне может сказать человек, который видит меня первый раз в жизни? Молюсь…
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) То есть, я так понял, вы хотите спросить про духовника? Посмотрите ответ 14.02.13.Анна и те ответы, которые указаны в этом ответе. Священник, увидев вас в первый раз, как простой человек, может быть, вам ничего особенного и не скажет, но какие-то азы скажет. А начав с них, вы уже сами будете постигать эту непростую науку, так как инициатива в деле вашего спасения, принадлежит вам, а не постороннему священнику. По ходу у вас начнут образовываться вопросы, с которыми вы опять придете. Таким образом и складывается спасительный диалог (духовное окормление или духовный совет). А если вам нужно что-то необычное от первого священника, то вам нужен прозорливый старец. А таких в наше время не много. Да и идут к ним не по всякой нужде, а только по очень важной. Читайте духовную литературу. Там найдете ответы про то, как бороться с гордыней, про исповедь и покаяние и на прочие вопросы.
Вопрос (Андрей) 16 марта 2013г. Здравствуйте! Старец благословил меня и мою семью на переезд в другой город. Но начались различные искушения: отсутствие денег, страх перед новым, удаление от родных... Как быть?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Наверно, выполнять благословение. Или посоветоваться с тем же старцем.
Вопрос (Наталия) 11 марта 2013г. Отец Роман! Я очень не хочу быть белой и пушистой и лукавства хочу избежать и всякого рода неблагочестия, а самое главное не навредить ребенку. Но как этого добиться, если измучена проблемами, нет работы, или работа, которая отнимает очень много сил и времени, проблемы со здоровьем, а повседневные дела и заботы занимают почти все время. А храм, мне кажется, может стать наградой для взрослого, просветленного человека, а наши дети, да и мы сами опутаны компьютерными сетями, развлечениями. Вы знаете, что делать в такой ситуации?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Они опутаны потому что родители попустили этому произойти. Почему родители не ограничивали, например, нахождение ребенка у телевизора (компьютера)? А когда он вырастает, то на него уже управы не сыскать. Причины нужно искать гораздо раньше, а не со вчерашнего дня. Ну а проблемы, работы, заботы, здоровье - все это составляющие этого грешного мира, с которыми нужно справляться с помощью Божией. Загруженность, как оправдание не сойдет. Мы не оправдаемся на суде тем, что у нас не было времени прийти в храм и помолиться Богу. Родитель будет очень похож на падшего Адама, если на вопрос Господа - почему ты забыл обо Мне, ответит, что ребенок, которого Ты мне дал, он отнимал у меня все время и силы. Находите время, ищите пути и возможности, приучайте себя к памяти Божией и непрестанной молитве, чтобы всегда и на работе, и по пути в магазин молиться и помнить о Боге. 
Вопрос (сергий) 11 марта 2013г. Отец Роман, полохо с работой, поменял много мест, думаю вообще переехать, мне 39, а места в жизни ещё не нашёл, как быть?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Волю Божию сказать не могу. Молитесь и продолжайте искать и пытаться. Возьмите на себя какой-нибудь подвиг, например, попоститесь и почитайте канончик, где-нибудь с неделю-две святителю Николаю или Ксении Петербургской или кому больше доверяете и любите. И просите о работе и других нуждах. Главное - верьте, что Господь вразумляет всех к Нему обращающихся за помощью.

  Важно также найти себя для Бога. Можно и в жизни хорошо устроиться, и достаток иметь, и жену с детьми, но для Бога и вечности быть потеряным. Поэтому молитесь больше, бывайте в храме и участвуйте в церковных таинствах, в покаянии очищайте свою совесть и причащайтесь Святых Христовых Таин. И Господь вас не оставит.

Вопрос (Иулия) 6 марта 2013г. Здравствуйте, отец Роман! Наткнулась на фразу в предыдущем письме, что в миру можно спастись, а уйдя в монастырь, то мы идем на пути к совершенству. Не знаю, как точнее и правильно выразиться: в чем духовный смысл этих путей? и есть ли какие-либо заболевания, при которых в монастырь не принимают? Я просто обдумываю свой жизненный путь, все пытаюсь взвесить, но здоровье у меня слабое (сердце, заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения сна).
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Как сказано в Писании - в доме Отца Небесного обителей много (Ин.14:2). Это различие обителей обусловлено разностью духовных состояний спасенных. Можно просто спастись и не попасть при этом в церковный календарь, а можно достигнуть совершенства. Например, и разбойник святой, который всю жизнь жил по бандитским законам, но перед самой смертью покаялся, и святитель Николай святой, который всю жизнь трудился над собой и проливал кровь и пот. Оба признаны Церковью святыми, но внутреннее состояние у них разное - один творил чудеса уже при жизни, а другого спасло предсмертное покаяние.

  Христос тоже показал, что существует это различие. Богатому юноше Господь сказал, что если хочешь войти в вечную жизнь, то соблюди заповеди. Но если желаешь совершенства, то раздай что имеешь и следуй за Мной взяв крест (Мф.19:17,21). Первое - есть путь благочестивого мирянина, а второе - указание на монашество.

  Про болезни не знаю. При приеме в монастырь сейчас требуют справку о состоянии здоровья. Но одно дело телесные болезни, а другое душевные. При телесных недугах всегда можно найти какое-нибудь легкое, состветственное силам послушание. Но принимая человека с душевным нестабильным состоянием, настоятельница подвергает опасности здоровых сестер. Поэтому таких могут не принять. Еще раз говорю, что я не знаю про это и просто предполагаю.

Вопрос (Иулия) 6 марта 2013г. Если все-таки я ориентируюсь на монастырь больше, чем на семейную жизнь, нужно ли как-то готовиться в миру для этого? То есть, учиться пока здесь терпеть, смиряться, то есть, какой-то духовный путь надо пройти, как если бы сравнить: чтобы поступить в институт, надо школу закончить, то есть придти в монастырь духовно подготовленным?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Терпеть и смиряться нужно уметь независимо от монастыря. Но почитать что-то о монашестве, смысле обетов, современной жизни монастырей и, главное - приучаться к Иисусовой молитве - можно уже сейчас.
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.