Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Наталья) 11 ноября 2011г. Добрый вечер, отец Роман. Вопрос может быть странный, но важный. 22 ноября отмечают память святой блаженной Матроны. Я к сожалению не смогу пойти в церковь (проживаю за границей, и здесь очень туго с православной церковью), но хотелось принять в этом участие, но не знаю как? Подскажите пожалуйста, что можно сделать в домашних условиях? Или может помочь немного бедным и просящим? Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Бедным помочь - очень хорошая идея. Вместе с милостыней можно соединить вечернее чтение акафиста с молитвой блаженной Матроне, или (и) помолиться ей по четкам (святая блаженная Матроно, моли Бога о нас).
Вопрос (Ксения) 3 ноября 2011г. Здравствуйте, отец Роман. Мне одна женщина, прихожанка храма, сказала, что сорокоусты о здравии заказывать нельзя. Сорокоусты заказываются только об упокоении. Так ли это?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Интересно, какова причина, по которой запрещено молиться за человека (с проскомидией) сорок дней? Может быть у нее в храме такая практика? Даже если так, не нужно и все храмы нашей страны ровнять по своему. Конечно можно сорок дней вынимать частицы за живого человека, и в этом нет никакой опасности, напротив, одна польза.

     Нужно помнить, что само слово "сорокоуст", - это не строго сорок проскомидийных поминовений. Под понятие "сорокоуст" может также подойти любое священнодействие, треба, молитва, обряд, действие, которые будут совершаться сорок дней непрерывно. Известно, что и новопоставленный священник (диакон) также служит сорокоуст, то есть сорок литургий подряд. Человек может дать, например, обет - заказать сорокоуст из заздравных молебнов. И это тоже будет называться - сорокоустом. Или сугубо молиться келейно за чью-нибудь душу сорок дней подряд, что тоже можно назвать его сорокоустом.

Вопрос (ирина) 30 октября 2011г. Благословите, батюшка! У меня есть книга "Молитвы, акафисты, каноны и псалтирь ко Пресвятой Богородице" по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексея II. Но вот у кого ни спрошу никто не знает о псалтири ко Святой Богородице. Это, случайно, не творение секты "Богородичный центр"?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Псалтирь Пресвятой Богородицы (Христианские песнопения Приснодеве Марии Богородице, составленные по подобию псалмов) не имеет никакого отношению к деструктивной секте Богородичный центр. В изданиях этого текста сказано, что Комитет для цензуры духовных книг дозволял его печать уже в 1882 году. Вышеуказанная же секта появилась лишь в начале девяностых годов 20-го столетия. Есть мнение, что эта псалтирь обязана своим появлением Федору Студиту. Но это доподлинно неизвестно. Мы знаем, что и преподобный Ефрем Сирин написал свою покаянную псалтирь, которая и по сей день пользуется большой популярностью среди православных. Так что вполне возможно допустить, что появление Псалтири Богоматери уходит своими корнями в глубокую древность.
Вопрос (Марина) 28 октября 2011г.  Благословите Батюшка. Я пожилой и очень верующий человек. Очень много болею. Делала операции на печень, две операции на грыжу (надо еще одну делать, но возраст не позволяет). Еще у меня зоб и очень больные ноги. Живу далеко, в Казахстане. Есть очень большое желание приехать в монастырь, увидеть и побеседовать с отцом Власием, но нет ни сил ни возможностей. Подскажите, какие есть сильные молитвы, чтоб помочь моему здоровью? Прошу помогите, подскажите, что делать? Храни Вас Бог.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Сила молитвы зависит от того, насколько сильно мы верим в то, что получим просимое, а не от самого текста или правильности выражений. Если веруешь, то все возможно верующему, - сказал Господь. Поэтому если желаете исполнения прошений - веруйте, что получите и будет вам. Если же не можете веровать, тогда несите с благодарением свои немощи и болезни и это зачтется вам, как подвиг. Поистине великий подвиг - в страданиях благодарить Бога. То есть, как видите, можно в обоих случаях выйти победителем. Главное не роптать, а принимать все, как из десницы Божией, и милость Божия никогда не оставит вас. Помогай Господь.
Вопрос (Михаил) 26 октября 2011г. Господи, благослови. Батюшка, как подобает правильно благодарить Господа? Можно читать мирянину благодарственный молебен ко Господу или это читает священнослужитель в Церкви? Посоветуйте какие еще есть молитвы, кроме Псалтири? В молитвословах чаще молитвы на всякую потребу встречаются.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Молитв, которые помещены в православном молитвослове (каноннике, правильнике), вполне достаточно для благочестивого мирянина. Все необходимые молитвы и покаянные, и благодарственные там есть. Есть еще молитвослов, так называемый, "Для усердствующих". В него, кроме общераспространенных молитв, входят еще молитвословия взятые из богослужения.

     Что касается молебнов, то при отсутствии священника миряне могут вычитывать не только молебны мирским чином, но и весь дневной круг богослужений (часы, вечерню, повечерие, полуношницу, утреню, часы). Разница состоит в том, что все священнические и диаконские возгласы и реплики опускаются или заменяются на "Господи помилуй". Вместо начального священнического возгласа "Благословен Бог наш...", миряне читают "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас". Вместо малой ектении (паки и паки) миряне читают Господи помилуй 3 раза (или 12 раз). Вместо сугубой ектении - Господи помилуй 12 раз (40). Литургия без священника заменяется чтением обедницы (3, 6, 9 часы и изобразительны). Сами эти чинопоследования помещены в богослужебной книге под названием - требник.

     Повторюсь, молебны "мирским чином" совершаются при вынужденном отсутствии священнослужителя. Такая практика имеется, например, на Дальнем Востоке, где священник не имеет возможности посещать отдаленные приходы не только в обычные дни, но и на большие праздники. Архиерей в таких случаях дает благословение прихожанам самостоятельно совершать указанный чин. Хотя есть мнение, что служение молебнов без участия священнослужителей, это отголоски беспоповского старообрядчества. В стандартной же ситуации нужно посещать храм и участвовать в общественном церковном богослужении.

Вопрос (Георгий) 20 октября 2011г. Здравствуйте о. Роман! Вы как опытный человек в духовной жизни, помогите мне пожалуйста советом - что значит держать внимание в верхней части груди, когда творишь Иисусову молитву? При медленном и внимательном произнесении слов молитвы, ум заключается в слова молитвы и нет возможности держать внимание в верхней части груди. Если туда его направить, то теряется внимание в произнесение слов молитвы. Посоветуйте, как правильно проходить путь Иисусовой молитвы? Спаси Господи Вас!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) "Вот тебе завет мой: не ищи места сердечного. Не усиливайся тщетно объяснить себе, что значит место сердечное: удовлетворительно объясняется это одним опытом. Если Богу угодно дать тебе познание, то Он даст в свое время, - и даст таким способом, какого даже не может представить себе плотский человек. Занимайся исключительно и со всею тщательностью молитвою покаяния; старайся молитвою принести покаяние: удостоверишься в успехе подвига, когда ощутишь в себе нищету духа, умиление, плач. Такого преуспеяния в молитве желаю и себе, и тебе" (Свт.Игнатий Брянчанинов)
Вопрос (Ирина) 20 октября 2011г. Здравствуйте, отец Роман. Объясните пожалуйста почему молитвы к Богу обращены на небо, ведь мы знаем, что небо -это только атмосфера? И еще подобный вопрос. Правильно ли молясь пользоваться воображением? Мне кажется так вера получается какая-то придуманная, а раз придуманная тобой, то не очень-то и веришь.С другой стороны, Христос был на земле 2 тысячи лет назад, и все равно ты что-то себе пытаешься представить о том времени и событиях. Скажите мне пожалуйста, как правильно молиться и верить, чтобы не стать пленником своего воображения? Возможно я не очень точно выражаю суть проблемы, но надеюсь, что Вы поняли и, как священник, сталкивались с такими проблемами веры. Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Что касается неба, то здесь не нужно путать небо видимое с Небом невидимым. То небо, о котором говорится в Библии: "небо красно" (Мф.16:2), "знамения с неба" (Лк.11:16), "звезды на небе" (Евр.11:12),  "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт.1:1) и т.д. - является видимым, той частью сотворенной видимой вселенной, которую можно наблюдать невооруженным глазом или при помощи телескопа. Но под Небом духовным нужно понимать мир бесплотных духов, который невозможно увидеть через телескоп. Это духовные сферы, которые доступны и открыты для святых и чистых душ. Именно про одно из таких небес говорил апостол Павел: "Знаю человека во Христе, который... восхищен был до третьего неба. 3 И знаю о таком человеке,... что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2Кор.12:2). То есть это духовное небо апостол именует - раем.

     А то, что молясь Богу мы обращаемся вверх, то это вполне логично. Рай вверху, ад - внизу. Это всегда было естественно. Да и сам Христос показал нам пример, когда в молитве возводил очи к небу (Матф.14:19; Марк.6:41; Лук.9:16; Иоан.11:41; 17:1).

      Что же касается воображения на молитве, то все отцы были против этого. Никакого воображения категорически нельзя использовать на молитве. "Мечтание, как бы ни было приманчивым и благовидным, будучи собственным, произвольным сочинением ума, выводит ум из состояния Божественной истины, вводит в состояние самообольщения и обмана, а потому оно и отвергается в молитве. Ум во время молитвы должно иметь и со всею тщательностью сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображения: потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Образы, если их допустит ум в молитве, соделаются непроницаемой завесою, стеною между умом и Богом. «Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога», - сказал преподобный Мелетий Исповедник.
     Если б во время молитвы твоей представился тебе чувственно или изобразился сам собою в тебе умственно вид Христа или Ангела, или какого Святого, - словом сказать, какой бы то ни было образ, никак не принимай этого явления за истинное, не обрати на него никакого внимания, не вступи с ним в беседу. Иначе непременно подвергнешься обману и сильнейшему повреждению душевному, что и случилось со многими. Человек, до обновления его Святым Духом, неспособен к общению со святыми духами. Он, как находящийся еще в области духов падших, в плену и в рабстве у них, способен видеть только их, и они нередко, заметив в нем высокое мнение о себе и самообольщение, являются ему в виде Ангелов светлых, в виде Самого Христа, для погубления души его" (свт. Игнатий Брянчанинов).

       Верить в Бога, это не значит пытаться Его представить (вообразить). Мы верим в невидимого Бога, а значит воображение здесь ни при чем.

Вопрос (Екатерина) 17 октября 2011г. Добрый день! Батюшка вы не могли бы мне ответить на такой вопрос! Есть праведники Божии которые преуспели в какой-нибудь из добродетелей. Например, преподобный Сергий Радонежский в смирении, и ему молятся о помощи Божией в преодолении гордости!
А преподобному Пафнутию Боровскому о чём молятся? Простите за некорректный вопрос.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Мне уже приходилось отвечать на похожий вопрос. И я говорил, что ошибочно полагать, что святые имеют какую-то чисто свою "профессиональную" специализацию, например: преп.Сергий Радонежский отвечает исключительно за помощь в учебе, святой Антипа Пергамский молит Бога только о здоровье наших зубов, а святая Варвара всех обеспечивает христианской кончиной. Это чисто народное (магическое, извращенное) представление о участии святых в нашей жизни и их помощи нам. Все святые имели смирение и без смирения они и не смогли бы стать святыми. Поэтому и о помощи в приобретении смирения можно молиться любому из них. Для этого у каждого из нас и есть свой святой, которому мы можем молиться о чем угодно. Вы сами подумайте, неужели Сергий Радонежский может помочь отроку в учебе, а, например, Феодор Стратилат не имеет возможности вымолить знания мальчику Федору? Конечно может. Если святой, значит имеющий дерзновение перед Богом. А когда имеешь дерзновение, то просить уже можно о чем угодно. Тоже самое касается и преподобного Пафнутия Боровского.
Вопрос (Алла) 15 октября 2011г. Добрый день!
Меня зовут Алла. Моей дочери Анне 15 лет. Доктора поставили диагноз - рассеянный склероз. Медицина не может нам помочь, лишь заглушить или притормозить болезнь на время. В Сергиевом-Посаде, в Черниговском скиту, батюшка посоветовал обратиться за помощью к отцу Власию. Но по телефону мне сказали, что отец Власий не будет принимать до середины января. Я боюсь, что к тому времени болезнь может прогрессировать. Подскажите пожалуйста, кроме "исповедания" и "молитвы о болящих" что нам можно еще сделать?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Если вы говорите, что земная медицина вам не помогает, тогда кроме молитвы и надежды на помощь Божию вам ничего не остается.

    Но вы уверенны, что испробовали все медицинские средства? Дело в том, что медико-социальная и реабилитационная помощь пациентам с рассеянным склерозом оказывается в недостаточном объеме. Сами неврологи, врачи других специальностей часто недостаточно информированы о современных возможностях ранней диагностики, лечения рассеянного склероза, об эффективных методиках профилактики и лечения осложнений заболевания. В связи с этим, неоправданно широкое распространение получило применение малоэффективных методик лечения с недоказанной эффективностью. Больные РС, их родственники недостаточно обеспечены методической литературой по возможностям самостоятельной профилактики, лечения осложнений заболевания, длительного поддержания работоспособности. Отсутствуют или недоступны для больных учебные фильмы, обучающие компьютерные программы по данной тематике.

     Чтобы несколько преодолеть эти пробелы, сотрудники Института мозга человека РАН, Санкт-Петербургского Государственного Медицинского Университета им. академика Павлова и Общественной организацией инвалидов больных РC, создали Интернет-портал "Рассеянный склероз", на котором врачи-специалисты, пациенты, их родственники могут найти полную информацию о симптомах (клинических признаках), современных методах диагностики, лечения и реабилитации заболевания.

    На их форуме (http://rscleros.ru/forum) можно задать вопросы специалистам и получить квалифицированные ответы на интересующие вас вопросы.  

  Но не забывайте, что бы мы ни делали своими силами, всегда во-первых, нужно просить помощи Божией, а во-вторых, исход дела оставлять за Богом - да будет воля Твоя. Осознание того, что Господь помнит и промышляет о тебе, помогает оставаться спокойным при любых ситуациях. Не теряйте надежды. Помощи вам Божией.

Вопрос (Ирина) 15 октября 2011г. Благословите, батюшка! На вечернем богослужении мы слышим слова:"...научи нас оправданиям Твоим", но ведь когда мы исповедуем свои грехи, то мы не должны оправдываться перед Богом, а только раскаиваться и просить прощение. Так что же означает оправдания Божии? Спаси Вас, Господи. 
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Здесь речь идет не о нашем самооправдании, а о Божиих заповедях. Слово "оправдания" здесь нужно понимать не в русском, а в церковнославянском значении. Оправдания - это заповеди, закон, установление, обязанность. "Благословенный Боже, научи меня заповедям Твоим", то есть научи меня исполнению Твоих предписаний, что послужит к моему оправданию и очищению.
Православный календарь