Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Кристина) 5 сентября 2011г. Батюшка, здравствуйте. Если позволите, у меня два вопроса. Первый - можно ли молиться за крещеного человека, умершего в состоянии алкогольного опьянения. Второй - правда ли говорят, что убиенный сразу попадает в Рай т.к. убийца забирает все его грехи на себя?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) На первый вопрос ответ положительный.
Что же касается второго, то убиенный убиенному рознь. Если рассуждать по-вашему, то все насильственно убитые должны наследовать спасение: преступники и нераскаянные казненные еретики, ожесточенные колдуны и сожженные ведьмы, криминальные элементы, воюющие и убивающие друг друга в разборках, гонители и убийцы христиан (напр. Юлиан Отступник погибший в сражении), иудеи и сатанисты и т.д. И через палачей, приводящих в исполнение смертные приговоры, проходит целый конвейер "спасенных": "Кто без проблем желает в рай? К вашим услугам - секира, электрический стул, костер, петля - все дороги ведут в рай!" Для них насильственная смерть скорее есть логическое завершение их богопротивной жизни и преддверие вечных мук.
Никто ни у кого ничего не "забирает". Это"бабушкино богословие", которое является благоприятной почвой для разных парацерковных басней. Чтобы быть убитым за Христа и наследовать удел с мучениками, это еще нужно заслужить своей праведной жизнью. А случайных смертей повсюду хватает, но они не говорят о богоизбранности несчастных. Во всем нужно учитывать цель, смысл и сопутствующие обстоятельства. И общего закона в этой области нет. 
Вопрос (Ольга) 4 сентября 2011г. Батюшка, благословите, р.Б.Ольгу. Работаю без выходных с11 до 20 временно, пока муж в отпуске. Переживаю, что от праздника Преображения по сей день не молилась соборной молитвой. На работе читаю Евангелие, духовные наставления Святых Отцов, молитвы. Душа просится на Литургию, ранней нет. Слышала, что можно оставить службу после Отче наш, но я это боюсь принять. Посоветуйте как мне поступить. Спаси Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Что касается ухода с Литургии, то она оставляется как минимум после слов "С миром изыдем", но лучше после отпуста: "Христос истинный Бог наш..."
Что же касается вашей ситуации, то поступайте так, как можете исходя из вашего плотного графика. Если уходя со службы после "Отче наш" вы успеваете на работу, то и делайте так на здоровье. Это вполне приемлемый вариант ввиду вашей загруженности. К этому моменту основная часть службы уже завершается. Но если вы собираетесь причащаться, то должны присутствовать не только до конца Литургии, но и быть на вечернем богослужении. На великие и двунадесятые праздники берите отгулы, увольнительные, заранее меняйтесь с коллегами, накануне перевыполняйте дневной план.
И помните, что Господь ожидает от нас посильного, но постоянного служения. Служите Ему в тех условиях, в какие поставлены и в ту силу, в какую можете. Но если будет возможность исправить ситуацию в лучшую сторону, то воспользуйтесь ею. Помощи Божией.
Вопрос (Наталья) 2 сентября 2011г. Здравствуйте Батюшка. Помогите разобраться, на просторах интернета нашла молитву святой Марте, но ее жития нигде не нашла. Подозреваю, что это очередная ложь. Скажите есть ли такая святая Марта? Спасибо и спаси вас Бог!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Если вы имеете в виду "молитву святой Марте для исполнения желаний", то этот бред не имеет ничего общего с Православием. Церковь не знает никакой Марты. Но даже если бы и знала, то те механизмы, которые применяются при чтении этой "мощной молитвы", больше напоминают магические ритуалы и совершенно не соответствуют святоотеческой традиции. Взять для начала цель молитвы - исполнение желаний. Ни о каком покаянии, примирении с Богом или Его благодарении здесь и речи не идет. Похоже на обращение к какому-то божеству, которое может помочь найти высокооплачиваемую работу или любимого человека. Это практическая магия в чистом виде. При этом  для того, чтобы придать этому заговору некую православную окраску и расположить к себе православную часть населения, к ней присовокупляются и православные молитвы Отче наш и Богородице Дево.

  Совершенно безумными видятся настойчивые рекомендации о запрещении читать распечатанный текст "молитвы", но только переписанный от руки. При этом вы не можете передать другому человеку переписанный вами текст этой псевдомолитвы, но должны продиктовать его, а другой человек должен записать текст своей рукой. В противном случае "молитва" не сработает. Понятно, что это не православная молитва, а атрибут из какой-нибудь практики целителей, которые, как известно, также используют православную символику, иконы, кресты и молитвы.

Держитесь подальше от подобных "произведений", и другим советуйте держаться Православных традиций.

Вопрос (Елена) 2 сентября 2011г. Здравствуйте! Во время литургии верных, когда причащаются священослужители, прихожанам можно выходить из храма, или лучше не рассеиваться? У нас в это время читают жития святых и часто выходят?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

В древности отношение к Божественной литургии было очень серьезное. Например, Уложения середины XVII века повелевали  предавать смертной казни бесчнников, которые придя в церковь нарушали обычный ход бгослужения: "А будет какой бесчинник пришел в церковь Божию во время святыя литургии, и какими ни буди обычаем божественныя литургии совершати не даст, его изымав и сыскав про него допряма, что он как учинит, казнити смертию безо всякия пощады". Публичной казни также подвергались те, которые произносили "непристойные речи" на служащего священника или архиерея. От начала до конца службы стояли не шелохнувшись и взрослые, и дети. А чтобы покинуть храм до конца богослужения, такого и помыслить было нельзя. Некоторые выходя в те моменты богослужения, о которых вы говорите, пропускают само причастие, а потом просят священников, чтобы причастили их, нарушая, таким образом, ход церковной службы. Но справедливо получают отказ за свое небрежное отношение к величайшему таинству. Послушайте, что говорит 9 правило святых Апостолов: "Всех верных входящих в церковь и слушающих писания, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного". 

Таким образом, выходы из храма до окончания богослужения, к которым все мы сейчас привыкли, апостолы называли "безчинием", за которое повелевалось отлучать от Церкви. Выходить разрешается после слов "с миром изыдем", или после отпуста "Христос истинный Бог наш..."

Вопрос (Ирина) 2 сентября 2011г. Здравствуйте. Благословите, батюшка. Мне правило Серафима Саровского помогает избавиться от суеты. Вечером с детьми много забот - обычное правило никак не получалось с вниманием читать. Стали вместе с детьми правило батюшки Серафима читать - стало легче, успеваю и Евангелие и немного святых отцов прочитать. Но права ли я, что сама себе таким образом жизнь "облегчила"? Как правильно благословение Серафима Саровского применять самостоятельно, или правило может определить любой священник? Благодарю Вас за все.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Этим должен заниматься ваш духовный отец.

Но вы должны помнить, что ценность молитвенного правила не в его объеме и продолжительности, а в устремленности души к Богу и внимании. Можно к вечерним молитвам присовокупить две кафизмы и три акафиста подряд, но при этом не утруждать себя вниманием и ощущением предстояния перед Богом. А можно произнести одно предложение: "Создателю мой, без числа согреших, прости мя" и при этом иметь покаянное ощущение предстояния перед Богом. И это будет и Богу приятнее, и нам полезнее. Потому что смирение привлекает Божию благодать, а вычитывание продолжительных молитвословий без внимания разовьет в человеке лишь страсть самомнения. Но я говорю не о том, что нужно теперь до минимума сократить молитвенное правило, а о том, что нужно молитвы (какие бы они не были, длинные или короткие) пропускать через сердце. Тогда будет толк при любом объеме вашего правила.

 И еще в правиле важно постоянство. "«Предпочитаю, - сказал преподобный Матой, - непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому». А такую участь всегда имеют молитвенные правила, несоразмерные силе: при первом порыве горячности подвижник выполняет их некоторое время, конечно обращая более внимания на количество, нежели на качество; потом изнеможение, производимое подвигом, превосходящим силы, постепенно принуждает его сокращать и сокращать правила". Почитайте замечательную главу о домашнем молитвенном правиле во II томе Аскетических опытов святителя Игнатия Брянчанинова.

Вопрос (Ксения) 25 августа 2011г. Я долго не могла найти работу после увольнения с предыдущего места работы (полгода не работала), и вот уже третий месяц тружусь в совершенно новой, только что созданной строительной фирме (я по образованию инженер-строитель и сметчик)… Когда искала работу, обращалась за помощью к Ксении Петербургской, Девяти мученикам Кизическим, Николаю Угоднику… А как и к кому обращаться с просьбами о процветании нашей фирмы (если так можно выражаться в данном случае), потому как дела идут не очень хорошо… И можно ли вообще просить этого у Господа?... Заранее благодарю за ответ.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Просить Господа о процветании фирмы можно. А вот что касается "кому молиться", то можно ответить - молитесь, кому хотите, к кому сердце лежит. Святые, которых вы перечислили, вполне справятся и с этой задачей (т.е. ходатайством о благополучии фирмы).

Проблема в том, что в этом есть некий магический элемент. Это в магии разные божества и силы природы отвечают строго за свою область. Например, тот, кто заведует огнем, не вмешивается в воздушную стихию, а тот, кто занимается воздухом, не претендует на землю. В Православии иногда происходит тоже самое - этот святой заведует здоровьем (причем, один исключительно по зубам, другой по ногам, иной по глазам), этот отвечает за семейную область, иной же специализируется на жилищных проблемах, наконец, другой отвечает за работу и достаток в доме.

Что это, как не магия? Нельзя представлять святых, как неких "узкоспециальных божков". Разве блаженная Ксения, которую считают помощницей в поиске работы, не в состоянии вымолить нам у Бога телесное здоровье, а священномученик Антипа, которого народ наделил стоматологической специальностью, не может нам вымолить христианскую кончину, экспертом по которой считают святую Варвару? Конечно их дерзновение перед Богом носит универсальный характер и помочь они могут в любой проблеме.

Может для какого-то новоначального уровня такой взгляд на компетенцию святых и допустим, но для пришедших в духовный возраст христиан подобное отношение к святым можно поставить в укор.
Вопрос (Анжела) 17 августа 2011г.

Здравствуйте батюшка! Помогите мне пожалуйста в такой ситуации. У меня год назад умер папа путем повешения. Я сразу знала, что ему нельзя службы заказывать, отпевать. А что молиться самой можно. И я сама читала чин литии и дома, и на могилке один раз я читала псалтырь предварительно взяв благословение.  Мне говорили, что нельзя за него молиться, но я молилась, а потом перестала. И после этого папа приснился мне во сне и сказал: "У меня скоро суд, а мне сообщили, что вы от меня отказались", на что я ему ответила, что нет и спросила у него, что мне нужно сделать? А он сказал: "Сходи в храм и возьми молитву". Я пошла, купила псалтырь и начала его читать. Это было до 40 дней. А сегодняшний день я не знаю, что мне делать. Многие мне говорят, что нельзя за него ставить свечку в храме и молиться за него. И что вообще мне нельзя за него молиться, так как я его грех беру на себя. А так как не сильная духом, в моем сердце недостаточно веры, я могу не справиться с тем, за что взялась. И сейчас я и хочу за него помолиться и боюсь, что могу не справиться, так как шатко в духовном плане стою на ногах. Помогите мне пожалуйста советом, что же мне делать.

 

    P.S. Моему папе было 75 лет когда он повесился. Покрестился он в 70 лет, но к сожалению ни разу не исповедался и не причастился.   

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

   За самоубийц, в храме действительно не подают поминовение. За них разрешается молиться келейно (в домашней молитве). Для домашней молитвы за самоубийц 27 июля 2011 года Священным Синодом был утвержден "Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго". Последование этого чина можно найти на сайте Московской Патриархии http://www.patriarchia.ru/db/text/1586949.html (Журнал № 87). По благословению можно дома читать псалтирь и держать пост, а также подавать о их упокоении милостыню.  

Для того, чтобы самой твердо стоять на ногах веры, необходимо подвизаться в благочестии. Вера, надежда, любовь, молитва и прочие добродетели, сами собой не появятся. Они есть дары Божии и плоды самоотверженной духовной жизни христианина. Поэтому подвизайтесь в молитве и прочих заповедях и будете крепче духом.

Но этот подвиг не имеет конца и занимает всю жизнь человека. Что же делать нашим усопшим родственникам, ждать, когда мы - их пока еще живая родня, научимся молиться? Они могут так и не дождаться от нас молитв о себе. Потому что мы будем учиться этому до самой смерти. Поэтому молиться нужно уже сейчас той молитвой, какая уж есть. А Господь, видя наше искреннее намерение помочь усопшим, примет нашу неумелую новоначальную молитву, как две лепты евангельской вдовы. Да поможет вам Бог. 

Вопрос (Николай) 13 августа 2011г. Здравствуйте! У меня проблемы по мужской части (простатит). Можно ли быть исцеленным по молитвам?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

   Ваша болезнь сейчас успешно лечится и обычными медицинскими методами, при условии, что известна причина ее возникновения. Ведь простатит - это лишь следствие, а не причина. Причина кроется в другом. Это может быть и стафилококковая, стрептококковая или туберкулёзная инфекция, недостаток тестостерона в крови или просто переохлаждение. Выявив причину, можно преодолеть и сам недуг.

  Что касается молитвы, то нужно помнить слова Спасителя: "Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Мф.21:22), ибо "всё возможно верующему" (Мк.9:23). Таким образом, проблема не в Боге или молитве, а в нас самих, или в нашем маловерии. Святые, за двухтысячелетнюю историю христианства подтвердили истинность слов Христовых. Силой молитвы они творили великие дела (в том числе и исцеления). Но они были такие же люди, как и мы, а значит это возможно и для нас. Была бы вера. Причем, не нужна полнота веры; для чуда достаточно веры размером с горчичное зерно (Мф.17:20), и ничего невозможного не будет для вас. Дерзайте, и да поможет вам Бог.

Вопрос (Юлия) 6 августа 2011г. Здравствуйте батюшка! Я очень хочу счастливую судьбу, семью и хорошую карьеру. Понимаю, что нужно молиться, чтобы это было. Пожалуйста подскажите какие молитвы нужно читать? И каким святым? Правда, что можно изменить судьбу? Меня часто мучают плохие мысли, непроизвольно, как-будто кто-то мне их кидает не по моей воле. Становится жутко, не по себе, грызёт совесть. Похоже состояние на диагноз (невроз навязчивого состояния). Как мне быть, обратиться к психиатру или нет? Подскажите, заранее спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Все люди хотят счастья, покоя и достатка. Стремление к прекрасному и красивому вложено в нашу природу. Но редко получается так, как мы хотим, поскольку многие наши желания греховны или не соответствуют воле Божией. Из-за наших греховных желаний и дел мы сами удаляем от себя счастье. Наше счастье в Боге - Он источник непреходящего счастья и блаженства. Достигается это счастье через исполнение заповедей и покаяние. Чего бы не хотела и не просила наша падшая природа, всегда нужно предавать себя в руки Божии и быть довольным тем, что Бог посылает или не посылает. Когда всё есть и всё доступно - это называется широкий путь. Но Евангелие говорит, что он ведет в погибель. А к вечному спасению ведет путь узкий и скорбный.

Христианство не признаёт судьбу. У нас "на роду не написано" сделать то-то или то-то, попасть туда или сюда. Обладая свободной волей, мы сами осуществляем выбор и являемся творцами своих "судеб", то есть своего будущего: "От слов (дел) своих оправдаешься, от слов (дел) своих осудишься" (Мф.12:37), - сказал Христос.

С "плохими" мыслями борются при помощи молитвы (лучше всего Иисусовой молитвы). Дьявол всегда будет предлагать нам мысленные прилоги, и мы не можем прекратить это. Но в нашей власти состоит, согласиться с ними (греховными помыслами) или отвергнуть их. А все мысленные поползновения и угрызения совести, врачуются покаянием. Это и есть христианская аскетика и спасительный путь.

Вопрос (Наталья) 28 июля 2011г.

Здравствуйте Батюшка. Недавно прочитала в книге, что можно молиться своими словами и даже лучше, правда ли это так?

И еще один вопрос, можно ли молиться за некрещеного человека и ставить свечи? Благодарю за ответы. 

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

    Молиться своими словами можно, но нельзя полностью переходить на свои молитвы. Святые - это люди, примерённые с Богом и носящие Бога в себе. Поэтому и молитвы составленные такими людьми приоткрывают нам непостижимую тайну святых и позволяют немного прикоснуться к ней. Эти молитвы написаны Святым Духом и доставят нам пользы гораздо больше, нежели наши собственные, основанные на нашем самолюбовании и тщеславии. Иногда у человека может получиться очень точно и корректно составить какую-то фразу из молитвы, выразить свою мысль и тогда чувство покаяния сменяет чувство тонкого самоудовлетворения - вот ведь я какой писатель, не хуже Златоуста, сам мог бы молитвослов составить. Такая молитва будет неугодна Богу, но только будет питать наше самомнение. Поэтому предпочтительнее (и безопаснее для нас) использовать проверенный метод - путь, которым прошли святые и которые своей жизнью засвидетельствовали его правильность.

    Молиться за некрещеного человека можно, но только в домашней молитве. Писать его имя в записках и ставить свечи в храме за не принадлежащего к Телу Христову (Церкви) - нельзя. Вы также можете подавать милостыню о его упокоении, то есть подается милостыня и возносится молитва о прощении его грехов.

Православный календарь