Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Александр) 9 мая 2012г. Здраствуйте отец Роман! Каждый день стараюсь читать: утреннее и вечернее правило, псалтырь, евангелия, деяние и бывает канон или акафист. Но бывают дни сильно загруженные, или домой очень уставший, совсем нет сил. Тогда стою перед иконами, прошу прощения за краткую молитву, говорю "Отче наш", и ложусь спать. А на следующий день стараюсь войти в колею. Но упущеных молитв не читаю. А мои друзья если вечером чего-то не прочитали, читают на следующий день. У меня так не получается. Всегда много работы. Правильно ли я поступаю?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Для ясности: то есть, если ваши друзья два дня пропускали чтение утренних молитв, то на третий день они читают их три раза подряд? Не знаю, правильно ли это. Нужно понять, что все эти правила нужны не Богу, а нам. Богу же нужно наше благодарное и смиренное сердце. Какими молитвами мы можем прийти в это состояние, такие и надо читать. Как говорил Серафим Саровский, наша цель - это стяжание Святого Духа. Какие добродетели больше в этом нам помогают, в таких и надо упражняться.

    Ваш образ жизни мне больше симпатичен. Не смог прочитать что-то, - встал пред Богом, укорил себя за несовершенство, поверг перед Ним свое недостоинство и немощь и таким образом смирился (т.е. компенсировал пропущенные молитвы). А на следующий день пытаешься вернуться в прежднее русло. Один смиренный помысел может быть ценнее вычитанного без участия сердца правила. Нет возможности читать все правило, читайте какую-то его часть, но регулярно. Святые отцы предпочитали маленькое правило, но постоянно совершаемое, пространному, но не постоянному.

Вопрос (Елена) 8 мая 2012г. Здравстуйте батюшка, благословите. Хочу спросить совета, мой близкий человек психически болен, инвалид 1 группы, мы ходим в храм, он исповедуется и причащается, но есть у него страсть к курению. Страсть в прямом смысле этого слова, не может жить без , если нет сигарет - психует, кричит, сквернословит, кричит на нас прямо на улице при людях, начинает собирать окурки у всех на глазах, делаешь замечание - может и ударить и обозвать. Вобщем страсть ужасная. Молюсь за него. Но он психически болен. Своих денег у него нет, приходится ему покупать сигареты, когда мама, когда я. Получается, сама и себе беру грех на душу, выбираю из двух зол меньшее зло. Потому что когда у него такие приступы, то мама грозится его отдать в интернат, а я этого очень боюсь. Вот что делать? Очень тяжело здоровому человеку бросить курить, а тут психически больной. Подскажите пожалуйста, благословите какое правило мне почитать за него? И прошу Ваших молитв за болящего Георгия. Спаси Господи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Если человек сам не собирается ничего менять в своей жизни и бросать курить, то, не знаю, поможет ли какое-то правило. Бог никого насильно не заставляет жить благочестиво. Ему не нужно от нас добро по принуждению. Господь на начальных стадиях вразумляет человека через укоры совести. Но если они остаются без внимания, то оставляет такого творить свою волю. 

    Хотя он и болен, но это не извиняет грех. И хотя вы это называете "меньшим злом", но страсть остается злом, а пособник злу - согрешает.

    Я даже не знаю что вам делать и на что надеяться. Когда страсть принимает необратимые формы (то есть крайне запущена), то человек уже не в состоянии своими силами справиться с ней. Здесь остается надеяться только на чудо. Но чуда может и не быть, если человек и не собирается оставлять порочный образ жизни. С чего Богу творить чудеса, если человек и не просит о чуде? Человек ничего не делает, чтобы Господь ему помог. Как говорит Иосиф Исихаст, Господь ищет повод, чтобы спасти человека. Но что делать если человек не дает Богу никаких зацепок и даже не пытается? В этой ситуации я не знаю на что расчитывать и на кого надеяться. Разве что на чудо. 

Вопрос (Ольга) 8 мая 2012г. Здравствуйте, отец Роман! После гибели мужа прошло 3 месяца. Последнее время он мне снится и говорит, что у него проблемы с ногами, что ему тяжело и больно ходить (в ДТП ему раздробило почти всё тело по пояс). Как-то приснился босиком и сказал, что обуви нет - забыли. Сама я это проконтролировать не могла. Спрашивала брата мужа, который в силу обстоятельств занимался этим вопросом, он говорит, что одел на него туфли. Человек он, касательно слов, неблагонадёжный, поэтому верить я ему не склонна. Как быть?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Молиться за мужа и не верить снам. Вскрывать могилу для того, чтобы его обуть, не нужно.
Вопрос (Татьяна) 8 мая 2012г. Доброго здравия Вам, отец Роман. Поздравляю Вас и всех с великим праздником - Днем Победы! Часто в своих молитвах я поминаю умерших без покаяния, имея в виду умерших и страдавших в войне с фашизмом, и прошу Бога простить им все вольные и невольные пригрешения, зная, что среди тех, кто выстрадал эту победу, были и очень грешные и некрещенные люди. Но я никогда не имею в виду тех, кто воевал с противоположной стороны и прислуживал им... Не грешу ли я в этом? Ведь Бог велел прошать всем. Спаси, Господи, и помилуй меня за мои сомнения.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Пусть ответом на ваш вопрос будет известное высказывание святителя Филарета митрополита Московского: "Прощай личных врагов, уничтожай врагов Отечества и ненавидь врагов Божиих".

   Другой вариант: "Люби своих врагов, ненавидь врагов Отечества и гнушайся врагов Божиих". 

Вопрос (Елена) 2 мая 2012г. Батюшка, я так смалодушествовала сегодня ночью, и так вся моя сущность проявилась. Я в подсознании всегда (в последнее время) помышляла, что я на верном пути, что со мною всегда Господь и я даже под страшными муками уже никогда не отрекусь от Него, даже если мне придется потерять всех и вся. И вот вчера (мой духовник не благословил меня на ночные молитвы по нижеописанной причине, но иногда удается только ночная молитва, днем с малышом почти никак) я молилась, час, потом второй, время к полуночи в очередной раз началось для меня необъяснимое (свет уже включался сам собой, чужое присутсвие ощущалось и раньше, холодный пот и озноб тоже были при молитве), и вот вчера начал мигать свет, на меня страх навалился такой. Умом понимаю - должна дочитать молитвы! Господь сильнее их, он видит меня, я должна проявить крепость духа. Еле-еле дочитала, слава Богу! Перед сном после молитв я ежедневно читаю духовные книги, вчера читала про блаженную Алипию, на словах ее о конце света свет замигал еще сильнее, не выдержила я - оставила книгу, залезла под и еле произносила Иисусову молитву. Говорят у страха глаза велики, потом я уже рассудила, что это просто свет везде вырубили, потому что на улице начался страшный ураган, сносило крыши, ломало деревья, а я себе навоображала не весть чего. Поняла одно - я маловерна, малодушна, и даже в такой мелочи струсила и отложила из-за страха духовное чтение, тряслась как осиновый лист. Батюшка, а как стать твердой в вере, не малодушной, как не огорчить Бога вот такой своей трусостью? Мне так стыдно перед Ним за все это, как крыса с тонущего корабля побежала. А зато мнения то о себе было, чуть ли не первая праведница. А сейчас со всей силой как никогда понимаю - пустое место. Как уйти от малодушия?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Малодушие от маловерия. Симеон Новый Богослов говорит: "Боящийся Бога не боится ни устремления против него бесов, ни их немощных нападений, ни угроз злых людей. Будучи весь, как некий пламень и палящий огонь, он, даже когда проходит по темным и неосвещенным местам, обращает в бегство демонов, которые больше, чем он от них, бегут от него, чтобы не быть опаленными исходящим от него лучом божественного огня". Боящийся не предал себя Богу и Его святой воле, потому и надеется на себя. А такой, как известно, для спасения должен познать свою немощь. Вот он и познаёт ее в том, что дрожит от собственной тени и шума ветра за окном. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: "Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой". Наш страх говорит о нашем духовном младенчестве. Это дети всего боятся, но подрастая уже только смеются над тем, чего боялись в  детские годы. Тоже самое касается и духовного возраста. Возрастая в добродетели, человек начинает презирать бесовские нападения и мужественно восстает против них. Не нужно также забывать, что и наша гордыня играет в этом не последнюю роль. Вот что говорит преподобный Иоанн Лествичник: "Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самых теней".

    Поэтому боритесь с гордыней, научитесь смиряться перед волей Божией, признайте себя достойной всякого наказания и Господь даст вам мужество святых. 

Вопрос (Татиана) 1 мая 2012г. Христос Воскресе! Батюшка, благословите. При тяжелых жизненных ситуациях, не могу вычитывать правила, или делаю это рассеянно. Все внутри замирает, ухожу в себя, как замираю. Наставьте, ради Бога. Меня очень пугает моё такое состояние. Спаси Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Тяжелые жизненные ситуации - это посещение Божие. В эти моменты надо, наоборот, проявлять наибольшее внимание себе и принуждать себя на доброделание. Не получается выполнять все суточные христианские обязанности, делайте сколько можете. Главное - не теряйте памяти Божией, как бы тяжело не было продолжайте призывать Бога и надеяться на Его заступление. А все отступления врачуйте покаянием и самоукорением. Через самоукорение душа смиряется, а смирение - это, можно сказать, наша цель, это победа. Когда душа смиряется, Господь ей может дать все, так как только смиренный способен понести Божественную благодать.

    Поэтому не надо пугаться и теряться. Надавите на молитву и благодарение Бога за посылаемые испытания. Будьте покойны, вы не одна. Господь рядом и не оставляет нас насовсем, а только на немного, промыслительно, дабы дать нам познать свою немощь. В самые тяжелые моменты нашей жизни Он, наоборот, несет нас на руках. 

Вопрос (влад) 29 апреля 2012г. Христос Воскресе! Здравствуйте отец Роман! Объясните пожалуйста, чем отличаются каноны читаемые накануне Святого Причащения от последования ко Святому Причащению? Можно ли читать их не за один раз накануне Причастия, а в течении нескольких дней по частям?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Вы говорите об одних и тех же канонах (три канона, канон ко св.причащению - они есть во всех молитвословах).

    Правило разбивать можно, но не на дни, а в течение одного дня (накануне причастия): что-то прочитать до обеда, что-то после, а что-то оставить на утро. 

Вопрос (Ирина) 28 апреля 2012г. Христос воскресе! Батюшка, меня благословил священник давно взять маленькие четки и на службе не рассеиваться - Иисусову молитву читать. А когда было такое время, как сейчас - "стены рушатся", не уследить, какая страсть подкашивает - я дома или в дороге брала эти четки (они на 33 и в кармане умещаются) и старалась повторять молитву - пусть стены рушатся, лишь бы молиться научиться. А когда в Вашем ответе как-то прочитала, что четки мирянам благословляются для домашнего использования, больше не смогла по ним молиться. Один раз достала на службе - против совести показалось. Убрала и забыла про них. А вопрос сформулировался только сейчас, когда осознала, что совсем теперь не делаю попыток беды свои с помощью Иисусовой молитвы преодолевать. Батюшка, можно с четками пытаться молиться так, как раньше или все-таки нет? Простите меня и благословите.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) С небольшими четками и в храме незаметно молитесь. Они самым своим присутствием нам о молитве напоминают. На улице не надо, читайте про себя. Основной акцент должен быть на домашнюю молитву, то есть Иисусову молитву, совершаемую дома по четкам. От этого появится (с помощью Божией) способность молиться на людях не употребляя четок, но сохраняя при этом внимание.
Вопрос (Михаил) 19 апреля 2012г. Христос Воскресе! Здравствуйте, отец Роман. Наступают дни, когда мы можем уже пойти на могилы наших православных родных. Скажите пожалуйста, какую молитву из православного молитвослова нужно читать на кладбище на могилах давно скончавшихся наших православных родных и других православных близких нам людей? Их в моей книге две: - Заупокойная , читаемая мирянами дома и на кладбище; - Молитва об усопшем ко Пресвятой Богородице. Заранее спасибо! Храни нас, Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Можно читать оба чина. Но пасхальное поминовение усопших отличается от обычного. Поскольку Пасха - это день радости и ликования, то заупокойное поминовение совершается по особому пасхальному чину. Например, что касается пасхальной литии, то мирянами (без священника) она совершается следующим образом: Начало обычное - "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь". Затем обычные пасхальные запевы с присовокуплением к каждому стиху пасхального тропаря: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его" (Тропарь - Христос воскресе из мертвых...), "Яко исчезает дым да исчезнут" (тропарь), "Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся" (тропарь), "Сей день его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь" (тропарь). Затем полагается сугубая ектения, кторую мирянин заменяет на "Господи помилуй" (12 или 40 раз). После этого мирянин поет "Воскресение Христово видевше", "Слава и ныне" (полностью), "Господи помилуй" (3-жды) и произносит мирской отпуст: "Молитвами святых отец наших..." Далее поет "Вечную память" и в заключении можно спеть стихиры Пасхи. Христос воскресе!
Вопрос (Людмила) 17 апреля 2012г. Здравствуйте, отец Роман. Подскажите, пожалуйста, какому святому молиться о человеке, который находится в заключении? И как поступить в такой ситуации: у него подошло время для условно досрочного освобождения, освободят или нет зависит от трех человек: прокурор, судья, начальник тюрьмы. Нам недавно сказали, что по его делу одна из трех сторон категорически против его освобождения. Как правильно поступить? Кому молиться, чтобы человек сжалился и смягчил свое сердце? Заранее благодарю за ответ!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

  Обычно о заключенных молятся святителю Николаю, который при жизни спас невинно осужденных на казнь, великомученице Анастасии Узорешительнице, которая при жизни посещала страждущих в темнице, перевязывала им раны, мыла и кормила больных и не способных самостоятельно передвигаться, также Предтече Господню Иоанну, который сам испытал заключение за истину. Молятся также Иоанну Русскому и Симеону Богоприимцу. Конечно нужно молиться и Богоматери, как рождшей Избавителя плененных и Освободителя заключенных во грехах.

     А что касается "смягчения человеческих сердец", то это сложное дело, которое под силу лишь Божией благодати. Поэтому молитесь, не теряйте надежды и предайте себя и своих родных воле Божией. Не настаивайте в молитве на своем, но заканчивайте всегда словами - "Да будет воля Твоя". Помощи Божией.

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.