Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос 25 февраля 2015г. Здравствуйте, батюшка! Вот такая ситуация: католик из Западной Белоруссии на 2 месяца волею судьбы оказался в российском городе, где нет костёла. Имеет ли он приходить в православную церковь, исповедоваться и участвовать в Таинстве Евхаристии, если у него есть такая духовная потребность, а возможности иной нет. Дозволительно ли католикам молиться в православной церкви?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Дело обстоит следующим образом. Эта ситуация о двух концах. С одной стороны согласно рабочему документу Синода епископов от 2005, Ватикан разрешил католикам причащаться в православных храмах. Вот только православные не могут себе этого позволить. В православной Евхаристии могут принимать участие только православные христиане. То есть с православной точки зрения ни таинство Покаяния, ни тем более Евхаристия для католика в православной церкви недопустимы. Единственное условие для законного участия в таинствах - переход в Православие.
Вопрос (лариса) 2 декабря 2014г. Здравствуйте, Батюшка. Как Православие относится к буддизму? Я посмотрела фильм "Запретное королевство". это фильм о королевстве мустанг. Буддизм не является религией, учением о душе. Можем ли мы общаться с ними. Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Буддизм это, скорее, философия, нежели религия. Ведь религия (от латинского religate (связывать)) предполагает некую связь с Богом, общение с Ним, стремление к Нему, то есть признание Его. Но буддизм вообще не признает Божества. В буддизме человек - божество. И само "просветление" (главная цель буддизма) означает все-навсего освобождение от страданий (все "4 благородные истины буддизма" учат именно этому), а "нирвана" - по сути обезличенное небытие. И это угасание (нирвана) считается совершенством, счастьем, которого человек достигает, естественно, своими силами. Бог вообще не нужен в буддизме. Все достигается своим собственным "я". Коротко говоря буддизм - это дьявольская, самоубийственная, человекобожническая философия, научающая освобождению от страданий и достижению полного обезличивания, путем безразличного отношение к миру. Общаться с человеком, исповедующим буддизм, конечно, не запрещается.
Вопрос (Татьяна) 19 ноября 2014г. Батюшка, здравствуйте! Простите меня, пожалуйста, заранее за сумбурный вопрос, но необходим Ваш совет - как относиться и вести себя в подобного рода ситуациях: у меня есть подруга, которая периодически ездит в Индию и, как понимаю, «поклоняется» при этом их божествам, т.к. само поведение и обстановка в её доме об этом свидетельствуют. При этом она считает себя православным человеком и все разговоры относительно её веры приводят её в раздражение. Отец Роман, посоветуйте, пожалуйста, как вести себя при общении с такими людьми и как вести себя у них в доме, где все заполнено этой тематикой, т.к. периодически приходится встречаться с ними? Также подскажите, пожалуйста, является ли грехом, что в свое время я принимала атрибутику, привезенную из тех мест и как правильно отказать человеку, который от всего сердца хочет ими с тобой поделиться? P.S.Отец Роман и спасибо Вам большое за ответ на ранее отправленный вопрос!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Я бы не торопился клеймить вашу знакомую идолопоклонством. Многие туристы привозят себе сувениры подобного рода не будучи по вероисповеданию индуистами или другими многобожниками. Но для христиан это недопустимо: никаких статуй божков, масок, индусских религиозных принадлежностей и проч. в квартире у православного человека быть не должно. "Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго...?" (2Кор.6:16). Другое дело товары народного потребления: ковры, одежда, специи, чай. В этом смысле наверняка и у меня есть что-то индийское, например: полотенце или чай. Как вести себя? так и вести. Можно ограничиться лишь профессиональными или деловыми причинами общения. А можно поступить как святитель Митрофан, который на приглашение его Петром I выдвинул условие, что придет к царю только в том случае, если тот уберет языческие статуи, украшающие вход в царскую резиденцию. Хотя, уверен, что нахождение у вашей знакомой в доме вполне безопасно для христианки: помолились, пришли, сделали дела, ушли. Проблем нет. На предложение вам принять в качестве сувенира статую Ганеши, нужно вежливо отказаться. Вообще православный человек (каковой она себя считает) не будет предлагать в качестве сувенира что-то от язычников и уж тем более не обидится, если вы не примете такой подарок. Если раньше что-то подобное брали, можно упомянуть на исповеди и выбросить (если осталось).
Вопрос (Анна) 17 октября 2014г. Здравствуйте. Почему нельзя заказывать обедню за человека другой конфессии или не принадлежащего ни к какой? Что в этом плохого?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Церковь не молится за не православных не потому, что не желает им спасения или хочет оставить их без своей молитвы, а потому, что не желает никому ничего навязывать, в том числе и спасение. Человек сам выбирает жизнь без Бога, и мы не можем давить на него. Но главное даже не в этом. Церковь это не просто собрание верующих, которые по своему желанию решают за кого молиться, а за кого нет. Церковь - это тело Христово, Богочеловеческий организм, а мы (христиане, крещеные) его частички во главе со Христом. Евхаристия же является самым тесным общением человека с Богом и совершаться она может только за членов Церкви. На остальных она не распространяется, так как они не принадлежат к Телу Христову. В древней Церкви, как только заканчивалась литургия оглашенных и начиналась литургия верных, оглашенных (т.е. проходящих катехизацию, но еще не крещеных) выпроваживали из храма. Они не то, что молиться, даже присутствовать на литургии не могли.
Вопрос (Инна) 7 июня 2014г. Добрый день, батюшка! Как в православных монастырях, в частности в Свято-Пафнутьевом монастыре, относятся к верующим католикам? Можно ли им посещать Ваш монастырь, обращаться за советом , молитвенной помощью и т.д. Смотрела фильм про О.Власия, там говорил ведущий, что к нему приходят даже католики и буддисты, но это может только для фильма сказано. А как на самом деле? (я католичка, но живу в православной среде , с уважением отношусь к правосланой вере. Отступаться от своей веры не собираюсь, т.к. считаю, у нас больше общего, чем противоречий, но всегда сомневаюсь - дозволительно ли мне молиться Св.Матроне, Св.Спиридону и другим православным святым, посещать православные святыни? Ведь многие православные готовы на католиков всех собак спустить).
Ответ (Иосиф (Королев), иеромонах ) Здравствуйте! Христиане с уважением и любовью должны относиться к каждому человеку, тем более в монастырях. И посещать монастырь и храм никому не возбраняется. Отец Власий принимает людей вне зависимости от веры. К святым Вы можете обращаться в молитве - если святые при жизни помогали приходящим к ним вне зависимости от веры - то, тем более, после смерти слышат молитвы, обращающихся к ним за помощью.
Вопрос (Илия) 21 апреля 2013г. Батюшка, здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Сегодня в воскресной школе рассказывали про иудаизм, в частности читались апостольские правила (все не припомню 65,70,71..)Можно узнать ваше мнение, как в современном мире относиться к евреям: в баню нельзя ходить с евреями, лечиться нельзя у них, есть нельзя с ними? Спрашивать у каждого еврей ли он? Или просто бегать таких мест? И по-христиански же можно евреям помогать, если они в беде, а не гнушаться их? И как быть с людьми других религий и конфессий? Везде же надо быть осторожным, а мы многого не знаем и значения не придаем, а потом страдаем. Спаси Господи
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Для начала нужно научиться ставить знак вопроса в конце вопросительных предложений.

 Спрашиваете как относиться, так и относиться - жить с ними, сосуществовать. Древние канонические нормы никто н отменял. Но сейчас мы, прийдя к врачу, не спрашиваем кто он по вероисповеданию. Более того, израильская медицина признается довольно продвинутой, и христиане ездят туда на лечение. Насколько это правильно - не знаю. Наверно, когда от боли в глазах мутнеет и заснуть не можешь, эти вопросы отходят у людей на второй план. 

  Но вот прийдя в баню проводить опрос присутствующих по вероисповедальному признаку - было бы неправильно. Пришел, перекрестился, помылся, ушел. Но если это еврейская баня и там только евреи (или мусульмане), то можно и воздержаться от ее посещения. Кто их знает, что им прийдет в голову. 

  То же касается и питания. Принимать участие в каких-то традиционных трапезах не нужно (см. подробнее ответ 14.02.12.Валерий). А если еврей захочет с нами поесть, что ж, значит ему вера позволяет. Гнушаться никем не нужно, обязательно помогать. Отказать в помощи в беде - не значит быть осторожным, а значит - сглупить. Хотя и тут ситуации бывают разные и нужно смотреть по обстоятельствам.

Вопрос (Анастасия) 9 марта 2013г. Добрый день, отец Роман! В религиозной литературе неоднократно попадалась такая мысль, что люди, которые исповедуют другие конфессии, обязательно попадают в ад. Относится ли это также и к католикам, протестантам? И вообще правда ли это?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) То есть вы предлагаете мне сейчас вынести суд сразу целым религиям - по своему усмотрению отправить их в ад или в рай? Это может делать только Господь. Я знаю, что я не спасусь, если отпаду от Православия, а что там с католиками и протестантами будет - Господь весть. Тоже самое касается мусульман, буддистов, иудеев и прочих. Я знаю, что только Православие сохранило всю полноту Откровения в ее первоначальной неповрежденной чистоте, а у других конфессий она больше или меньше повреждена и замутнена всякими ересями и заблуждениями. Но вынести им на этом основании обвинительный приговор не могу ни я, ни кто-либо другой. Судить - дело Божие. Прочитайте Чудное видение Григория, ученика преподобного Василия Нового  о Страшном Суде Христовом. Может быть после этого что-то прояснится и вопросов на эту тему будет поменьше.
Вопрос (Алла) 25 февраля 2013г. Здравствуйте, отец Роман. Я армянка, крещенная в армянской церкви. Имею ли я право пойти на прием к отцу Власию? Я хожу в православные церкви, ставлю свечки, но всегда возникает проблема, как мне креститься, находясь в православной церкви - как меня учили слева направо или справа налево? Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) На прием к отцу Власию вам можно. Что касается крестного знамения, то если вам все равно, то креститесь справа налево. 
Вопрос (Артемий) 24 февраля 2013г. Что означает шестиконечная звездочка? Нечто подобное я видел на израильском флаге и еще кое-где.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Потому и видели, что это - звезда Давида и является еврейским знаком.
Вопрос (Катерина) 23 февраля 2013г. Добрый вечер, батюшка! Если нас обижают, то нам нужно молиться об обижающих. А как молиться о людях (обижающих (всякое бывает)), которые неправославные, неверующие да ещё в иностранном государстве (я в Англии живу и в основном работа с англичанами, а порой даже с мусульманами африканских стран)? Как быть в таком случае? Как поминать их имена? Как они есть в русском варианте или как они произносятся на самом деле? И вообще можно ли поминать их, ведь нам не положено молиться об инославных? Ситуации бывают разные и уже давно думаю об этом. Как будет правильно? Подскажите пожалуйста. Спаси Господи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если у вас такое сильное желание молиться о них, то поминайте их в домашней молитве с их родными именами. В храме, разумеется, этого делать не нужно.
Православный календарь