Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).
Вопрос25 февраля 2015г.
Здравствуйте, батюшка! Вот такая ситуация: католик из Западной Белоруссии на 2 месяца волею судьбы оказался в российском городе, где нет костёла. Имеет ли он приходить в православную церковь, исповедоваться и участвовать в Таинстве Евхаристии, если у него есть такая духовная потребность, а возможности иной нет. Дозволительно ли католикам молиться в православной церкви?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Дело обстоит следующим образом. Эта ситуация о двух концах. С одной стороны согласно рабочему документу Синода епископов от 2005, Ватикан разрешил католикам причащаться в православных храмах. Вот только православные не могут себе этого позволить. В православной Евхаристии могут принимать участие только православные христиане. То есть с православной точки зрения ни таинство Покаяния, ни тем более Евхаристия для католика в православной церкви недопустимы. Единственное условие для законного участия в таинствах - переход в Православие.
Вопрос (лариса)2 декабря 2014г.
Здравствуйте, Батюшка. Как Православие относится к буддизму? Я посмотрела фильм "Запретное королевство".
это фильм о королевстве мустанг. Буддизм не является религией, учением о душе. Можем ли мы общаться с ними. Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Буддизм это, скорее, философия, нежели религия. Ведь религия (от латинского religate (связывать)) предполагает некую связь с Богом, общение с Ним, стремление к Нему, то есть признание Его. Но буддизм вообще не признает Божества. В буддизме человек - божество. И само "просветление" (главная цель буддизма) означает все-навсего освобождение от страданий (все "4 благородные истины буддизма" учат именно этому), а "нирвана" - по сути обезличенное небытие. И это угасание (нирвана) считается совершенством, счастьем, которого человек достигает, естественно, своими силами. Бог вообще не нужен в буддизме. Все достигается своим собственным "я". Коротко говоря буддизм - это дьявольская, самоубийственная, человекобожническая философия, научающая освобождению от страданий и достижению полного обезличивания, путем безразличного отношение к миру. Общаться с человеком, исповедующим буддизм, конечно, не запрещается.
Вопрос (Татьяна)19 ноября 2014г.
Батюшка, здравствуйте! Простите меня, пожалуйста, заранее за сумбурный вопрос, но необходим Ваш совет - как относиться и вести себя в подобного рода ситуациях: у меня есть подруга, которая периодически ездит в Индию и, как понимаю, «поклоняется» при этом их божествам, т.к. само поведение и обстановка в её доме об этом свидетельствуют. При этом она считает себя православным человеком и все разговоры относительно её веры приводят её в раздражение. Отец Роман, посоветуйте, пожалуйста, как вести себя при общении с такими людьми и как вести себя у них в доме, где все заполнено этой тематикой, т.к. периодически приходится встречаться с ними? Также подскажите, пожалуйста, является ли грехом, что в свое время я принимала атрибутику, привезенную из тех мест и как правильно отказать человеку, который от всего сердца хочет ими с тобой поделиться? P.S.Отец Роман и спасибо Вам большое за ответ на ранее отправленный вопрос!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Я бы не торопился клеймить вашу знакомую идолопоклонством. Многие туристы привозят себе сувениры подобного рода не будучи по вероисповеданию индуистами или другими многобожниками. Но для христиан это недопустимо: никаких статуй божков, масок, индусских религиозных принадлежностей и проч. в квартире у православного человека быть не должно. "Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго...?" (2Кор.6:16). Другое дело товары народного потребления: ковры, одежда, специи, чай. В этом смысле наверняка и у меня есть что-то индийское, например: полотенце или чай. Как вести себя? так и вести. Можно ограничиться лишь профессиональными или деловыми причинами общения. А можно поступить как святитель Митрофан, который на приглашение его Петром I выдвинул условие, что придет к царю только в том случае, если тот уберет языческие статуи, украшающие вход в царскую резиденцию. Хотя, уверен, что нахождение у вашей знакомой в доме вполне безопасно для христианки: помолились, пришли, сделали дела, ушли. Проблем нет. На предложение вам принять в качестве сувенира статую Ганеши, нужно вежливо отказаться. Вообще православный человек (каковой она себя считает) не будет предлагать в качестве сувенира что-то от язычников и уж тем более не обидится, если вы не примете такой подарок. Если раньше что-то подобное брали, можно упомянуть на исповеди и выбросить (если осталось).
Вопрос (Анна)17 октября 2014г.
Здравствуйте.
Почему нельзя заказывать обедню за человека другой конфессии или не принадлежащего ни к какой?
Что в этом плохого?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Церковь не молится за не православных не потому, что не желает им спасения или хочет оставить их без своей молитвы, а потому, что не желает никому ничего навязывать, в том числе и спасение. Человек сам выбирает жизнь без Бога, и мы не можем давить на него.
Но главное даже не в этом. Церковь это не просто собрание верующих, которые по своему желанию решают за кого молиться, а за кого нет. Церковь - это тело Христово, Богочеловеческий организм, а мы (христиане, крещеные) его частички во главе со Христом. Евхаристия же является самым тесным общением человека с Богом и совершаться она может только за членов Церкви. На остальных она не распространяется, так как они не принадлежат к Телу Христову. В древней Церкви, как только заканчивалась литургия оглашенных и начиналась литургия верных, оглашенных (т.е. проходящих катехизацию, но еще не крещеных) выпроваживали из храма. Они не то, что молиться, даже присутствовать на литургии не могли.
Вопрос (Инна)7 июня 2014г.
Добрый день, батюшка!
Как в православных монастырях, в частности в Свято-Пафнутьевом монастыре, относятся к верующим католикам? Можно ли им посещать Ваш монастырь, обращаться за советом , молитвенной помощью и т.д. Смотрела фильм про О.Власия, там говорил ведущий, что к нему приходят даже католики и буддисты, но это может только для фильма сказано. А как на самом деле? (я католичка, но живу в православной среде , с уважением отношусь к правосланой вере. Отступаться от своей веры не собираюсь, т.к. считаю, у нас больше общего, чем противоречий, но всегда сомневаюсь - дозволительно ли мне молиться Св.Матроне, Св.Спиридону и другим православным святым, посещать православные святыни? Ведь многие православные готовы на католиков всех собак спустить).
Ответ (Иосиф (Королев), епископ Можайский)
Здравствуйте! Христиане с уважением и любовью должны относиться к каждому человеку, тем более в монастырях. И посещать монастырь и храм никому не возбраняется. Отец Власий принимает людей вне зависимости от веры. К святым Вы можете обращаться в молитве - если святые при жизни помогали приходящим к ним вне зависимости от веры - то, тем более, после смерти слышат молитвы, обращающихся к ним за помощью.
Вопрос (Илия)21 апреля 2013г.
Батюшка, здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Сегодня в воскресной школе рассказывали про иудаизм, в частности читались апостольские правила (все не припомню 65,70,71..)Можно узнать ваше мнение, как в современном мире относиться к евреям: в баню нельзя ходить с евреями, лечиться нельзя у них, есть нельзя с ними? Спрашивать у каждого еврей ли он? Или просто бегать таких мест? И по-христиански же можно евреям помогать, если они в беде, а не гнушаться их? И как быть с людьми других религий и конфессий? Везде же надо быть осторожным, а мы многого не знаем и значения не придаем, а потом страдаем. Спаси Господи
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Для начала нужно научиться ставить знак вопроса в конце вопросительных предложений.
Спрашиваете как относиться, так и относиться - жить с ними, сосуществовать. Древние канонические нормы никто н отменял. Но сейчас мы, прийдя к врачу, не спрашиваем кто он по вероисповеданию. Более того, израильская медицина признается довольно продвинутой, и христиане ездят туда на лечение. Насколько это правильно - не знаю. Наверно, когда от боли в глазах мутнеет и заснуть не можешь, эти вопросы отходят у людей на второй план.
Но вот прийдя в баню проводить опрос присутствующих по вероисповедальному признаку - было бы неправильно. Пришел, перекрестился, помылся, ушел. Но если это еврейская баня и там только евреи (или мусульмане), то можно и воздержаться от ее посещения. Кто их знает, что им прийдет в голову.
То же касается и питания. Принимать участие в каких-то традиционных трапезах не нужно (см. подробнее ответ 14.02.12.Валерий). А если еврей захочет с нами поесть, что ж, значит ему вера позволяет. Гнушаться никем не нужно, обязательно помогать. Отказать в помощи в беде - не значит быть осторожным, а значит - сглупить. Хотя и тут ситуации бывают разные и нужно смотреть по обстоятельствам.
Вопрос (Анастасия)9 марта 2013г.
Добрый день, отец Роман! В религиозной литературе неоднократно попадалась такая мысль, что люди, которые исповедуют другие конфессии, обязательно попадают в ад. Относится ли это также и к католикам, протестантам? И вообще правда ли это?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
То есть вы предлагаете мне сейчас вынести суд сразу целым религиям - по своему усмотрению отправить их в ад или в рай? Это может делать только Господь. Я знаю, что я не спасусь, если отпаду от Православия, а что там с католиками и протестантами будет - Господь весть. Тоже самое касается мусульман, буддистов, иудеев и прочих. Я знаю, что только Православие сохранило всю полноту Откровения в ее первоначальной неповрежденной чистоте, а у других конфессий она больше или меньше повреждена и замутнена всякими ересями и заблуждениями. Но вынести им на этом основании обвинительный приговор не могу ни я, ни кто-либо другой. Судить - дело Божие. Прочитайте Чудное видение Григория, ученика преподобного Василия Нового о Страшном Суде Христовом. Может быть после этого что-то прояснится и вопросов на эту тему будет поменьше.
Вопрос (Алла)25 февраля 2013г.
Здравствуйте, отец Роман. Я армянка, крещенная в армянской церкви. Имею ли я право пойти на прием к отцу Власию? Я хожу в православные церкви, ставлю свечки, но всегда возникает проблема, как мне креститься, находясь в православной церкви - как меня учили слева направо или справа налево? Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
На прием к отцу Власию вам можно. Что касается крестного знамения, то если вам все равно, то креститесь справа налево.
Вопрос (Артемий)24 февраля 2013г.
Что означает шестиконечная звездочка? Нечто подобное я видел на израильском флаге и еще кое-где.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Потому и видели, что это - звезда Давида и является еврейским знаком.
Вопрос (Катерина)23 февраля 2013г.
Добрый вечер, батюшка!
Если нас обижают, то нам нужно молиться об обижающих. А как молиться о людях (обижающих (всякое бывает)), которые неправославные, неверующие да ещё в иностранном государстве (я в Англии живу и в основном работа с англичанами, а порой даже с мусульманами африканских стран)? Как быть в таком случае? Как поминать их имена? Как они есть в русском варианте или как они произносятся на самом деле? И вообще можно ли поминать их, ведь нам не положено молиться об инославных? Ситуации бывают разные и уже давно думаю об этом. Как будет правильно? Подскажите пожалуйста. Спаси Господи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Если у вас такое сильное желание молиться о них, то поминайте их в домашней молитве с их родными именами. В храме, разумеется, этого делать не нужно.