Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Нонна) 19 февраля 2013г. Здравствуйте Батюшка. Скажите пожалуйста, как мне быть? Дело в том, что я крещена в армянской церкви, но последнее время я думаю о том, чтобы перекреститься, т.е. хочу принять Православие. Не будет ли это грехом в отношении первого моего крещения? Я люблю парня, который исповедует Православие и хочу быть с ним венчанной. И не только из-за этого. Я не понимаю по армянски, и очень тяжело на службах. Благословите Батюшка, мне очень тяжело на душе от этого смятения.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Смятения быть не должно; должна быть радость о том, что вы хотите стать православной. Но Православие вы можете принять не из-за возможности потом повенчаться с православным парнем, а по непринужденному влечению сердца. Вы должны хотеть стать православной, осознавать истинность и спасительность Православия, а не потому, что не понимаете армянский язык. Если у вас есть искренное желание стать православной и перейти в Православие, тогда радуйтесь и веселитесь!

 Армян принимают в Православие по третьему чину - через покаяние, т.е. перекрещиваться не нужно, нужно только покаяться в исповедании армянского вероучения. Там есть специальный "Чин присоединения армян". Священник должен задать вам несколько вопросов и прочитать несколько молитв. После этого вы становитесь православной и больше не возвращаетесь в армянскую церковь.

   Замечание: если вы не были миропомазаны в своей церкви, то должны пройти также таинство Миропомазания. Об этом нужно сказать священнику при присоединении к Православию.

Вопрос (Елена) 18 февраля 2013г. Здравствуйте, Батюшка! Хотелось бы узнать основные отличия Православного вероисповедания от католического и протестантского.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Основные пункты католической церкви, которые отвергает Восточная Православная Церковь:

 1. Исхождение Святого Духа от Отца и Сына. 

  Православие исповедует исхождение Святого Духа только от Отца.

 2. Бог создал человека несовершенным и Сам удерживал человека от стремления ко греху (т.н. благодатная праведность). То есть добродетели не были естественны человеку. Грехопадение же не повлияло на природу человека, но только лишило его благодати, которая и удерживала его от падения (сохраняла в равновесии его добродетели и пороки).

  Православие исповедует, что человек с самого начала был сотворен совершенным и по душе, и по телу. А после грехопадения его природа пострадала, исказился образ и подобие Божии, воля к добру ослабла, повредились все силы его души.

 3. Матерь Божия была освобождена от первородного греха (непорочное зачатие Девы Марии).

  Православие учит, что неподвластен первородному греху только Иисус Христос, как рожденный без земного отца сверхъестественным образом. Матерь же Божия также подвержена последствиям первородного греха, как и все люди и нуждается в искупительной жертве.

 4. Папа Римский является заместителем и наместником Бога на земле, потому, когда он вещает со своей кафедры, то обладает непогрешимостью, которой обладал Божественный Спаситель. В силу этого римский престол занимает первенство и обладает полнотой власти во всей Церкви как в вопросах канонических, так и дисциплинарных и вообще любых.

  Православие говорит, что непогрешим только Господь Бог, и только Христос может быть Главой Церкви, а римский престол стоит первым в числе пяти древних престолов только по порядку, оставаясь равнодостойным со всеми остальными престолами.

  Также есть разница в формулировках таинств Крещения и Миропомазания. Изменено таинство Евхаристии (используется пресный хлеб вместо квасного и устранена эпиклеза, т.е. призывание Святого Духа, когда, собственно, и совершается преложение хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы).

  Что касается протестантизма, то у него много ответвлений. Основные ошибки средневекового протестантизма, начало которому положил М.Лютер: спасение одной верой без дел, отвержение Священного Предания (соборов, св.отцов) и провозглашение единственным руководством в вере Священное Писание, признание таинств - символами, ненужными знаками, напоминающими о Христе и Его заслугах, а впоследствии отвержение всех таинств, кроме крещения и причащения, отвержение священства и признание права священства и субъективного толкования Св.Писания за любым верующим.

  Дальнейшее деление протестантизма приводило к появлению сект и еще дальшему отходу от истины: отвержение мощей и вообще святынь, признание полного предопределения, женское священство, отвержения Трочности Божества, детского крещения, всех таинств, Символа веры и т.д. и т.п.

Вопрос (Екатерина) 11 февраля 2013г. Подскажите, батюшка, грешно ли читать Коран из любопытства? У меня бывшие отчим и жених мусульмане. Прочла Коран из любопытства к из вере. Осталась христианкой.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Из любопытства читать Коран не нужно. Любопытство вообще штука непохвальная и недостойная, которую христиане иметь не должны. Тем более, когда это праздное любопытство перерастает в интерес к чужим религиям. Следующим шагом за интересом бывает заинтересованность. Это особенно предосудительно и недопустимо для христиан не утвержденных в христианстве, которых можно легко смутить и заставить сомневаться в своей вере. Изучайте лучше Евангелие. Это гораздо интереснее и полезнее во всех смыслах, чем читать плагиат Мухаммеда.
Вопрос (Ирэна Лисневич) 25 декабря 2012г. Здравствуйте, отец Роман. Меня давно мучает вопрос по поводу толерантности к другим религиям, а особенно к исламу. Многие священнослужители, а также проф.Осипов, говорят, что мусульмане уважают Христа и почитают Богородицу, что эта религия ближе всего к христианству т.к. у нас с иудеями и мусульманами общий ветхозаветный праведник - Авраам (Ибрагим). Хотелось бы знать Ваше мнение.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Я не считаю, что ислам ближе всего к христианству. И даже общий предок Авраам не спасает положение. Ислам во многом (почти во всем) полностью противоположен христианству. Все приведенные вами (вырезанные мной) цитаты я признаю за истинные. Именно такое отношение у них к представителям других религий. Ну, может быть, к "людям писаний" чуть-чуть получше, чем к язычникам и многобожникам. Но христиане такие же для них неверные. В Коране прямо сказано, что христиане - враги для мусульман. А в другом аяте (К.5:60) христиане уподобляются обезьянам и свиньям, к тому же, проклятым. Коран прямо предписывает сражаться с "людьми писаний" (К.9:29). Христиане всегда испытывали и будут испытывать притеснения и стеснения в исламских странах. Они должны платить налог на свою веру, тогда, как мусульмане никогда не платили никаких налогов на то, чтобы исповедовать ислам и кричать арабские мотивы с минаретов в современных мегаполисах.

   Современные исламские лидеры ввиду своего положения вынуждены держать политкорректную позицию и говорить, что христиане их друзья, и у них в Коране для этого припасено достаточно подходящих цитат. Но история бесстрастно свидетельствует обратное и открывает истинное лицо ислама. И ни за каких ваххабитов им спрятаться не удастся. Коран написан не для ваххабитов, а для всех мусульман.

   Что касается Иисуса Христа, то мусульмане считают Его за одного из пророков, посланного Аллахом. Никакое Богосыновство (или миссию спасения) они за Ним категорически не признают. Коран говорит об этом прямо: "Христиане говорят, что у Господа есть сын. Это ложь. Хвала Аллаху! Ему не нужен сын" (К.2:116). Христос для них просто пророк Иса ибн Мариам, приход которого в мир вообще не имеет смысла, так как он (по исламу) ничего не принес (Новый Завет не имеет смысла, так как признаётся только Коран).

   Ислам категорически отвергает троичность Божества: "...не говорите "Бог-троица". Удержитесь от этой клеветы" (К.4:171).

   Хотя Матерь Божию они считают непростой женщиной. О Ней сказано, что Аллах "очистил ее и предпочел ее всем женщинам миров" (К.3:42). Но, опять же, как Богородицу они никогда Ее не признают.

   Что касается общего предка, то, как известно, мы являемся потомками от свободной (Сарры - жены Авраама), а мусульмане - от рабы (Агари - Сарриной служанки). Об этом говорит и сам дух ислама - религии рабской покорности, тогда, как христианство - религия богодарованной сыновней свободы.

   Я понимаю и наших богословов. Им нужно вести диалоги и искать какие-то общие точки соприкосновения, вот они и находят "общих предков" и все такое. Но отказываться от очевидного мы не можем. Как бы это не было равносильно отречению, так как ислам переполнен вопиющими, кощунственными и богохульными вещами.

Вопрос (Марина) 24 декабря 2012г. Батюшка, мой сын с увлечением слушает свидетельства Анжелики Замбрано, а мне кажется она сектантка. Как Церковь относится к этой девочке?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Я не знаю как Церковь относится к этой девочке.

   Вы считаете, что Церковь должна созывать соборы при каждом подобном явлении? Нет, этого не будет. Может быть какие-то отдельные священники и выскажут свое мнение, но такого понятия, как "мнение Церкви" о этой девочке вряд ли последует.

   Скорее всего она лично не православного вероисповедания. Мое мнение таково: если ее "откровения" могут доставить какую-то духовную пользу, то ими можно воспользоваться. Но оставлять Православие и присоединяться к церкви, к которой принадлежит эта девочка, нельзя. Соответственно, кто не может без ущерба для своей души смотреть (слушать) подобные протестантские "откровения", то пусть вообще держится от них подальше и читает жития православных святых.

   Вы можете с таким же успехом почитать вашему сыну видения Григория, ученика преподобного Василия Нового о мытарствах блаженной Феодоры и Страшного Суда. Там, правда, не говорится о мучениях в аду Майкла Джексона и детей-игроманов, но от этого они не становятся беднее по содержанию. 

Вопрос ( Василисса ) 23 декабря 2012г. Батюшка благословите! Все мои родственники усопшие мусульмане. Но мама с папой я не видела, чтоб они молились и ходили в мечеть. Только бабушек собирали для молитвы очень редко. А как мне молиться за них и вымаливать их? Я только поминаю их в утренних молитвах. Этого наверно недостаточно? Спасибо
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Достаточно этого или нет - я не знаю. Но вы ничего больше не можете для них сделать. Литургическое поминовение для них недопустимо. О их спасении должны были позаботиться они сами, а не вы. Понимаете? Спасение их душ - это их забота, а не ваша. Если они отдали предпочтение исламу, то вашей вины в этом нет. Но молиться за них, как за христиан, вы не можете. За мусульман пусть в мечетях молятся мусульмане. А в храмах христиане молятся за христиан. Молитесь за них дома как можете и вручите их Богу, Который сам позаботится о них.
Вопрос (Екатерина) 2 ноября 2012г. Еще такой вопрос, Батюшка. Есть у меня подруга, она мусульманка, у меня на кухне иконы, а она поест и делает руками и читает свои молитвы. Хорошо ли это? И еще в Евангелии сказано "с нечистивыми за стол не сяду", что это имеется в виду? Спасибо заранее за ответ.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Если спрашиваете хорошо ли, что она делает намаз, то плохо, лучше бы наши молитвы читала. А если - хорошо ли, что иконы висят в помещении, где она совершает намаз, то иконам от этого ничего не будет. Она не может осквернить иконы, совершая намаз в одной комнате с ними.

   Что касается псалма 25 стих 5, то он звучит так: "возненавидел я сборище злонамерных и с нечестивыми не сяду". Выражение "сидеть с кем-то" означает прочное и невозвратное уклонение в чуждое учение (другие степени "ходить с кем-то" - непостоянное, периодичное влечение, "стоять с кем-то" - более прочное уклонение. Понятие "сидеть" - выражает самое прочное уклонение, когда человек не только пришел и стоит, но и сел). Выражение "не сяду" - есть противоположность уклонению в ложное учение, то есть абсолютное отвращение от него, доходящее до борьбы с ним (нечестивым или нечестием).

   Что касается приема пищи, то христианин может принимать участие в трапезе с иноверцем (сектантом). Другое дело, захотят ли иноверцы питаться вместе с христианами. Но молиться вместе с ними запрещается. 

Вопрос (Наташа) 16 апреля 2012г. Христос Воскрес! Батюшка, мне одна женщина в церкви сказала, что есть такой святой Шарбель, и он меня исцелит от бесплодия, надо ему молиться. Но меня мучают сомнения, можно ли православным христианам ему молиться? Спаси Господи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

И что такого может сделать католик, чего не могут сделать наши великие православные святые? Зачем нам, православным, обладателям бесценного сокровища - чистой Православной веры, неповрежденного Откровения Божия обращаться к католикам (исказившим это Откровение) за помощью и чудесами? Неужели наши святые Иоаким и Анна, Захария и Елизавета и многие другие не могут испросить у Бога дитя православной женщине?

    Католическая святость крайне сомнительна и часто является сильным духовным повреждением. Наши святые настоятельно рекомендуют остерегаться читать труды католических "святых", очень опасных в духовном плане. Собственно, само понятие "святость" возможно только в Православной Церкви, потому что только в ней действует Святой Дух и совершает обновление (освящение) крещеного человека. Все остальные (вне Православия) попытки "освятиться" без Святого Духа, это лишь пародия на святость и пустые слова.

    Не нужно пытаться забеременеть "любой ценой". Отречение от Православия - это слишком большая цена даже для такого счастья, как иметь возможность быть матерью. Православие знает также и такую добродетель, как - смирение перед волей Божией, или наказанием за грех (если женщина не может забеременеть по своей вине). И если женщина не может родить и молитвы православным святым не помогают, то должна принять это со смирением, как особое жизненное призвание. А обращаться к людям, именуемым в неправославной среде святыми, недостойно православной христианки.

   Христос воскресе! 

Вопрос (Таисия) 13 апреля 2012г. Здравствуйте Батюшка! Я родилась мусульманкой, все мои родные мусульмане, кроме мужа - я вышла замуж за русского. Дедушка был муллой, учил всех своих внуков и внучек молиться по-мусульмански, но я уже с детства тянулась к Православной Церкви, не знаю почему. У меня запоминать или понимать вообще молитвы мусульман не получалось. А вот православные молитвы я запоминала хорошо и были они как-то ближе. После, повзрослев, я приняла православную веру, потому, что я очень любила церкви, сердце тянулось, но страх перед родными и то, что они будут против, все это оттягивало и поэтому долго не решалась креститься и принять Православие. Но я часто вела беседу на такие темы с родными, как бы подготавливала и в конце-концов я решила и крестилась. Родные спокойно отнеслись к этому, кроме брата, но и он потом смирился. Потом вышла замуж за русского и он тоже после крестился, также мы потом обвенчались. Почему все это я пишу. Дело в том, что когда я крестилась и принимала Православие, я это решила сама и не взяла благословения у родителей, но они и против как бы не были, приняли спокойно, как будто ничего не произошло, хотя нет, иногда подшучивали надо мной, что я крестилась и что дома у меня иконы. Мой вопрос: правильно ли я поступила, что все решила самостоятельно, без согласия на это родителей или обязательно нужно благословение родителей? О своем поступке я не жалею вообще, я с детства знала, что буду ходить в церковь и молиться. Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

  Вам, конечно, "повезло" с родными. Я знаю случаи, где в подобных ситуациях все складывается куда хуже. Учитывая то, что ваши родственники мусульмане, то в этом случае брать благословение на принятие Православия не обязательно. А если бы они взбунтовались вы так и остались бы в исламе? Вы приняли решение об этом в зрелом возрасте и вправе решать самостоятельно. Родительское благословение берут на замужество, а на уход из ислама брать благословение у родителей-мусульман - это, конечно, не малый риск, так как по шариату вы, наверно, знаете что у них там полагается для "отступницы".

    Поэтому радуйтесь тому, что обрели свет истинный и выбрались из тьмы. В своих домашних молитвах молитесь о своих, хоть и понимающих вас, но неверных родителях. Изучайте христианство (прочитайте Закон Божий), чтобы можно было потихонечку, ненавязчиво располагать и их к принятию христианства. Господь силен сотворить это чудо.

Вопрос (Елена) 1 апреля 2012г. Здравствуйте отец Роман, подскажите, пожалуйста. Можно ли отметь поминки 40 дней (день в день) на Благовещение 7 апреля 2012 г.? Бабушка была старообрядческой веры, отпевали в старообрядческой церкви.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если "поминки" это значит попойка, то нельзя ни в Благовещение, и никогда. Если "поминки" это поминовение души усопшей, то смотря к каким старообрядцам принадлежала ваша бабушка. Если к какой-нибудь безпоповской секте, настроенной против всех и против вся, то, к сожалению, она сама себя лишила поминовения. В таком случае за нее должны молиться ее единоверцы-сектанты. Если она признавала священство и не была воинственно настроена против Православной Церкви, то можно за нее молиться дома и поминать. Хотя дома вам поминать ее (в смысле, молиться) можно, наверно, в любом случае. Если же вас интересует исключительно гастрономическая составляющая поминок, то в Благовещение разрешается все, кроме мясной и молочной пищи.
Православный календарь