Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Ирина) 23 декабря 2011г. Здравствуйте, отец Роман. У нас умер дедушка 94 года. Он еврей. Родился в верующей еврейской семье. Мать его была очень религиозной веры своей - иудейской. Можно ли по новопреставленному дедушке читать псалтырь, если нельзя, то как о нем молиться? Сам умерший не исповедовал никакую религию. Был хорошим, достойным человеком, много добра сделал людям. Прошу вашего совета.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Литургическое поминовение православными убежденных иудеев запрещено. Вы так расхваливаете их "очень верующую семью" и думаете, что за это они могут быть причастниками православной молитвы!? Чем убежденнее иудей, тем дело хуже, так как они не только Христа не считают Богом, но и людей всех других вероисповеданий вообще не считают за людей, а за скот, который должен их обслуживать. А похожими на людей Бог нас сделал, оказывается, только потому, чтобы им (иудеям) не было противно принимать наше служение. Такого мнения иудеи о христианах. У них вообще прописано, что при встрече с христианами нужно плевать в их сторону, что они и делают. Совсем недавно в Иерусалиме мировой суд оправдал греческого иеромонаха, который на очередной ритуальный плевок на него одного иудея ответил ударом по лицу. И поступил вполне правильно, ибо не в том христианское смирение, чтобы позволять богоубийцам безнаказанно харкать на нас, нужно призывать их к ответу, как призвал Христос архиерейского слугу без причины заушившего Его. Даже мировой суд признал, что "в нынешних обстоятельствах судить за один удар человека, годами подвергающегося унижениям, несправедливо". Христос же прямо называет иудеев "сборищем сатанинским" (Откр.2:9). Это лишь пару слов о "иудейском благочестии". Если же полностью окунуться в их "сатанинские глубины", то волосы встанут дыбом.
    Поэтому если вы христианка, то должны знать, что у христиан с иудеями нет ничего общего. За своих умерших иудеи должны молиться сами. Если же вы пытаетесь сделать акцент на том, что ваш дед не был убежденным иудеем, то все равно религиозная принадлежность остается и определяет все. Если он иудей, то и молитва за него есть удел иудеев, если же он крещеный еврей (то есть христианин еврейской национальности), то сподобляется всех посмертных привилегий, которые положены любому христианину (покаяние, причастие, отпевание, псалтирь и т.д.). Тихий нрав, "добрая" жизнь и прочие качества, свойственные всем людям, в данном вопросе не никакой роли. Добрый иудей остается иудеем, а добрый буддист - буддистом.
Вопрос (Ирина) 23 ноября 2011г. Можно ли пользоваться знаниями ведической культуры, принимая их просто, как инструкцию? Например, там есть конкретные указания для жены: какие обязанности, как выглядеть, как разговаривать (например приятным голосом, не кричать, не спорить, лучше поплакать), словом, женское поведение, которому должна учить мама. Но не всем везет с мамой, бабушкой, а при отсутствии женского воспитания девочки не вырастают женщинами. Почему, я не понимаю, нельзя взять, эти знания древние из книг, тем более если на пользу и не как религию, а как не достающее знание? В школе нас учили, например, честности, почему бы не поучиться быть хорошей женой? 
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Для начала хочу напомнить мудрость, которую не раз высказывали тиранам первые мученики - Не всегда понятие "древний" означает "правильный", "истинный". Если культ поклонения солнцу и огню древнее, то это не значит, что его нужно предпочесть поклонению Богочеловеку Христу или иконе. Это сказано против ссылок на "древность".

    Что значит "не достающее знание"? Не достающее где, в христианстве что ли? Если так, то вы глубоко ошибаетесь. Лучше чем Православие - Откровение Божие, никакие языческие веды не научат быть женщиной и матерью. Чем вас не устраивают творения святых отцов и учителей Церкви проникнутые духовной мудростью и проницательностью? Через практическую реализацию знаний, полученных в истинном Откровении Божием - христианстве, Евангелии они поднялись до духовных высот, очистили сердце и ум, обрели "ум Христов", как сказал апостол Павел (1Кор.2:16). Благодаря чему стали способны проникать в тайны бытия, получили разумение духовного мира. Или просто православных педагогов и психологов? Чем шаманы и астрологи общавшиеся с миром падших духов и получавшие знания от них, лучше святых апостолов говоривших Святым Духом?

     Чем вас не устраивают замечательные "женские" рекомендации апостолов? "Конкретные указания" о том, как вести себя и как украшать себя женщине дают апостол Петр в своем соборном послании и апостол Павел в первом послании к Тимофею, и даже дает рекомендации матушкам, то есть женам священников. "Конкретные" брако-разводные указания дает апостол Павел в своем первом послании к коринфянам, а также объясняет правила поведения жен в церкви. Очень много говорит апостол Павел об отношениях между мужем и женой. Не забыл он и о детях, о которых также упоминает в посланиях к ефесянам и Тимофею. Совершенно четкие и конкретные рекомендации даются даже вдовам в послании к Тимофею. Наверно вы не читаете христианское Священное Писание потому и не знакомы с этими наставлениями.

     Что такого лучшего по сравнению с христианством - истинным Божественным Откровением может дать языческая эзотерическая культура, что вы готовы оставить христианство (если вы вообще христианка, об этом не упомянуто) и углубиться в языческие мистерии с их "книгами Велеса", педофильной "Бхагавад-гитой как она есть", кармами, сансарами, чакрами, кундалини, мантрами и прочей ахинеей? Не обольщайтесь. Любые практики в разных религиях неминуемо связаны с духовной составляющей этих религий и никогда не преподносятся отдельно от них. Разве что на начальных этапах, чтобы сразу не отпугнуть потенциального адепта. У них же все преподносится по частям, соответственно степени твоего посвящения. Это в Православии нет никаких тайн. В эзотерических же течениях какими бы древними они не были всегда есть знания для простых и посвященных. Да, конечно у них есть какие-то нейтральные общечеловеческие темы, например, семейно-бытовые. Они есть у всех. Но разве стоит из-за этого отрекаться от своей веры и менять родное учение на чуждое?

    Я "погулял" по ведическим сайтам. Они там постоянно цитируют наше Священное Писание, например: "Дерево познается по плодам" (Мф.7:16,20), "Стучащему отворят" (Мф.7:8; Лк.11:10) естественно без ссылок. Что это, как не признание авторитета христианского учения?

     Почитайте хотя бы Домострой, там оговорено гораздо больше аспектов семейной жизни, нежели у язычников.

Вопрос (Ольга) 4 октября 2011г. Батюшка, разъясните, пожалуйста, зачем нужен переход с покаянием из одной церкви в другую(из армянской в русскую), если они обе принадлежат православию, и в чем именно надо каяться, имеется в виду покаяние в грехах, или в том, что принадлежал другой церкви, мне немного непонятно.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Каяться именно в своей принадлежности к Армянской церкви, как не принадлежащей в строгом смысле к Вселенскому Православию. Неужели вас не настораживает, что вся Православная Церковь признаёт семь Вселенских Соборов, Армянская же только первые три. Также они служат на пресном хлебе и не добавляют воду в вино, тогда как вся Православная Церковь совершает Евхаристию на квасном хлебе с добавлением воды в вино. Они имеют непонятное отношение к ереси монофизитства (признание одной природы в Иисусе Христе), так как употребляют выражение "едино естество". Тогда как Церковная Полнота однозначно признает в Богочеловеке две воли, две природы, два хотения, два действия, два естества: Божеское и человеческое, которые соединены в Нём в одну Ипостась неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно.

Если вы скажете, что все это не важно, то что тогда вообще важно? В чем тогда должно выражаться послушание Церкви, если все не важно? Не случайно святые отцы говорили: "Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец".
Вопрос (Армен) 28 сентября 2011г. Здравствуйте. Я крещен в Армянской церкви. В свое время, к этому относился как само-собой разумеющемуся. С недавних пор, все чаще обращаюсь к Богу, ищу в этом поддержку и силы, в первую очередь моральную и духовную. Дело в том, что я не знаю ни одной молитвы, очень редко бываю в церкви. Я был убежден, что в этом нет необходимости, что Вера в душе и для общения с Господом достаточно просто обратиться к Нему. Для меня никогда не было разделений между церквями, считая, что Бог един. Прав ли я? Дайте совет. Недавно сын заболел, посоветовали к отцу Власию. Так попал на Ваш сайт и решил написать. С уважением, Армен. Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Действительно, Бог один, но это не говорит о том, что наличие такого огромного количества разных церквей, сект и религиозных организаций правы, только каждый молится Ему по-своему. В таком случае мы столкнемся с разного рода противоречиями, причем не отвлеченными противоречиями, а касающихся догматов, то есть того, что неизменяемо ни при каких условиях. Если христиане говорят, что Бог - Троица, а мусульмане утверждают, что Бог не может быть Троицей, то как здесь можно сказать, что обе религии говорят об одной и той же Личности? Единство невидимого Бога видимо отображается в единстве (единственности) земной Церкви, которую Он основал: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф.16:18).

      То же касается и внутрицерковных разногласий. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: "Расколом называется нарушение полного единения со Святой Церковью, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах. Нарушение единения в догматах и таинствах - уже ересь".

    Что касается Армяно-Григорианской церкви, то из-за некоторых разногласий с общецерковной практикой, она не относится в строгом смысле к Вселенской Православной Церкви. Об этом говорит хотя бы то, что армяне, приходящие в церковное общение с Церковной Полнотой, принимаются по третьему чину - то есть через покаяние. Если Церковь установила эти нормы, значит считает, что армянам есть в чем каяться перед всей Церковью.

    Проследите историческое развитие и путь Церкви и придерживайтесь той Церкви, которая сохранила этот путь и учение от Иисуса Христа и Его апостолов. Только эта Церковь имеет полное право именоваться Святой Соборной и Апостольской Церковью. Помощи Божией.

      Всем желающим ознакомиться с учением Армянской церкви и сравнить его с учением Вселенской Церкви, к которой относится и Русская Православная Церковь, можно порекомендовать редкий труд епископа Гермогена (Добронравина) ВЕРОУЧЕНИЕ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ, где представлен разбор всех догматов Армянской церкви и развеяны заблуждения относительно их. Вот ссылка на форум.

Вопрос (Изабелла) 28 сентября 2011г. Здравствуйте. Обратила внимание на вопрос, заданный вам ранее, касательно Армяно-Григорианской церкви. Поясните, пожалуйста, может ли тот, кто не крещен в православной церкви, но нуждается в помощи, обратиться к отцу Власию, тем более если нуждающимся является маленький ребенок? И правда ли, что отец Власий принял великую схиму?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) На оба вопроса ответ положительный:
   Неправославному человеку ничто не препятствует (кроме своей совести и законов своей религии) обратиться за советом к православному священнику. К батюшке неоднократно приходят мусульмане и спрашивают его о своих нуждах, которые есть у всех.
   Отец Власий действительно (примерно в 1982 году) принял схиму - великий ангельский образ. Сейчас он схиархимандрит, то есть, архимандрит в схиме.
Вопрос (Виктория(Ника)) 19 сентября 2011г. Батюшка, благословите! Помогите мне разобраться. Я была замужем 16 лет за мусульманином, есть детки от этого брака- сын (23г.) и дочь (15 лет). Развелись 9 лет назад. В настоящее время у меня появился мужчина, но он также другой веры. Знаю я этого человека более 25 лет. Он любит меня и хочет, чтобы мы были вместе. Как мне нужно поступить? Не получается ли, что я наступаю на те же грабли?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Что-то "везет" вам на иноверцев. А Церковь постоянно твердит своим чадам о духовном единомыслии в семье, но чада не слушают свою мать, а поступают по своим желаниям. То есть, сами разбрасывают грабли и сами же наступают на них. А потом призывают священников в судьи и просят рассудить их - как им поступить?

      Что может сказать священник на этот вопрос? Чтобы не наступать на грабли, не нужно их разбрасывать. Ответ на ваш вопрос никто не знает лучше вас. Вы сказали, что ваш новый избранник вас любит, но промолчали насчет ваших чувств к нему. А с вашей стороны скорее всего присутствует только давняя дружба и знание этого человека (доверие), но любви у вас к нему нет. И вы хотите хотя бы с такими "картами" рискнуть пойти ва-банк. Что ж, это ваше дело. Еще один брак без венчания. Будьте готовы получить еще одну шишку. Мы можем лишь пожелать вам помощи и вразумления Божия.

Вопрос (Александра) 13 сентября 2011г. Добрый день, Батюшка! Понимаю что Вам здесь уже много раз задавали подобные вопросы, но не имею времени прочитать все вопросы и ответы. Поэтому и пишу эти вопросы? Можно ли в Вашем монастыре покрестить нашу дочку? И самое интересующее меня... Очень хочу чтобы самая близкая подруга была бы крёстной мамой у дочки, но она староверка не иконянская церковь, та что была до раскола при царе, и крестятся они по-другому. Может ли она стать крёстной?! Заранее спасибо!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Действительно, мы уже неоднократно здесь писали, что в монастырях крестить и венчать не принято. Наш монастырь в этом плане не является исключением.
    Что же касается вашей подруги-староверки, то непонятно, что это за церковь "не иконянская"? Может быть вы имели в виду "нениконовская" или "дониконовская"? Если так, то, как совсем недавно здесь было написано, клятвы со старообрядцев сняты и они сейчас официально "в законе".
    Но дело в том, что и старообрядцы не монолитны. Они раздробились на многие течения и ветви и представляют из себя разнородную массу, состоящую из различных сект, одна чуднее другой. Их учения отличаются друг от друга, но все они единогласно против Православной Церкви, настроены воинственно и не идут ни на какие диалоги.
    Поэтому если ваша подруга принадлежит к классическому старообрядчеству (поповскому, то есть признающему священство, благодать и таинства), то теоретически она может быть крестной. Но неужели вам, как православному человеку, все равно, что у вашей дочери будет крестная мать, которая  считает Церковь (к которой принадлежите вы - ее родная мать) находящейся в расколе и заблуждении? Именно так они и считают и призывают всю Церковную Полноту (то есть, все поместные церкви) к покаянию. К вопросам веры и раскола христиане всегда относились строго и противопоставление себя Церковной Полноте очевидно делает человека неблагонадежным.
   Поэтому думайте сами: либо вы желаете своей дочери духовного блага, либо ублажаете свою подругу-староверку.
   Естественно, проведение Таинства крещения возможно только  в Православной (нестарообрядческой) Церкви.
Вопрос (Игорь) 19 августа 2011г. В ВОВ погибло 88 учеников школы в которой учился мой дед, сестра и я. Из погибших воинов каждый третий иудейского происхождения. Возможно ли поминание воинов-иудеев на панихиде? Возможно ли служение панихиды по всем 88 воинам одновременно?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если вы имеете в виду именно вероисповедание (иудейство), то церковное (литургийное) поминовение распространяется только на членов Церкви (православных христиан). Если же речь идет о евреях (национальная принадлежность), то они вполне могут быть крещенными, то есть христианами. Фраза, которая произносится на отпевании (панихиде): "Упокой Господи... вождей и воинов на поле брани живот свой за веру и Отечество положивших", относится, конечно, к верующим во Христа Спасителя и крещенным, и сам чин панихиды составлен из расчета, что читаться он будет над христианами.

Подобная церковная строгость есть проявление любви к ее чадам. Если не будет никаких границ, так что и на верующего и на неверующего будут распространяться одни и те же требования, то для чего тогда вообще становиться членом Церкви и принимать крещение, если тебя и без этого отпоют? Иудеи как враги Христовы и по словам самого Иисуса Христа "сборище сатанинское" (Откр.2:9), не могут быть причастниками общецерковной молитвы, которая есть удел верных. Для этого у них есть свои синагоги. Но дома молиться об их обращении на путь истинный не запрещается.

Вопрос (Ольга) 16 августа 2011г. Здравствуйте, Батюшка! Так сложилось,что семья моей мамы принадлежала к греко-католической церкви. Два моих прадеда были священниками. Один из них принимал участие во Львовском соборе по упразднению унии и принял Православие. Я  православная. Скажите, могу ли я заказывать поминальные службы за своих усопших родных в православных храмах?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Евхаристическое общение возможно только между православными. Поэтому и проскомидийное поминовение распространяется тоже только на православных. То есть, писать в записках имена можно только тех, которые скончались в Православной вере. То же правило относится и к живым. В домашней же молитве можно поминать и инославных.
Вопрос (Вероника) 1 августа 2011г. Здравствуйте, Батюшка! Мы с моим женихом хотим пожениться и повенчаться, но он католик, что делать?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

 Протоиерей Максим Козлов
   В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей.

  Таким образом, если обратиться к церковной практике последних столетий, то Церковь наша допускает супружеский союз с теми христианами, действительность крещения которых она признает, и которые при вхождении в ограду Православной Церкви принимаются вторым или третьим чином - то есть через Покаяние и через миропомазание. Таковыми являются католики, традиционные протестанты: лютеране, англикане и кальвинисты, основная масса наших старообрядцев, а также древневосточные христиане: армяне, сирийцы, копты, эфиопы и им подобные. В таком случае Таинство Венчания может быть совершено, и этот брачный союз признается действительным.

Православный календарь