Поиск по архиву

Материалы X Образовательных Свято-Пафнутьевских чтений, посвященных Году молодежи

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"- поддержка введения в школах ОПК

Конкурс «За нравственный подвиг учителя» является одним из первых уже осуществляемых совместных проектов  Русской Православной Церкви, федеральной власти в лице представителей аппарата Президента РФ и Министерства образования и науки РФ по духовно-нравственному воспитанию.  В 2006 году конкурс, называясь всероссийским, охватывал лишь Центральный федеральный округ; в 2007 году в нем принимали участие уже четыре федеральных округа. А сейчас, в 2008 году, конкурс проходил во всех федеральных округах, поэтому его статус изменился – теперь это Всероссийский конкурс. Как член экспертной комиссии могу сказать, что из 98 работ, присланных на второй этап по Центральному округу, для награждения отобраны 27, и любая из них может стать – простите на невольную игру слов – основой для преподавания «Основ православной культуры». Работы, которые приходят из регионов, в большинстве своем выполнены на высоком профессиональном уровне – практически все они оригинальные. В них нет повторяемости, нет шаблонов. Конечно, встречаются недостатки дидактического характера, догматического содержания.

Все представленные на конкурс работы – либо православные, либо к вопросам религии нейтральны. Но все они направлены на духовно-нравственное воспитание, которое заключается в преодолении последствий растлевающего влияния на детские души как марксистко-ленинской идеологии, так и последовавшей за ней в начале 1990-х годов тотальной деидеологизации.

 В большинстве своем учителя, подающие программы для участия в конкурсе, не только профессионалы в своей области, но и талантливые люди. Они занимаются духовно-нравственным воспитанием не от «ветра головы своея», но по благословению Церкви. Занимаются, исходя из того видения своего предмета, которое им дает вера. Ведь если веры нет, то, конечно, можно много чего натворить, но это не будет иметь отношения к православной культуре. Основы православной культуры – это взгляд православного человека на процессы, которые происходят в обществе. И если изложение такого взгляда еще и педагогически грамотно, оно становится методическим пособием по данному предмету. А объектами православной интерпретации могут быть базовые гуманитарные предметы: литература, история, искусство…

Конкурс называется «За нравственный подвиг учителя» потому, что вообще быть учителем в наше время – это уже в каком-то смысле подвиг. А заниматься духовно-нравственным воспитанием учеников в тех финансовых условиях, в которые попали бюджетники, – подвиг вдвойне, тем более что полагающихся за это благ учитель не имеет совсем. Конкурс позволяет проявить творческую инициативу в разработке современных образовательных методик на основе православной педагогики. Уже заметно, что конкурс становится стимулом и поддержкой для многих людей и отдельных образовательных учреждений по введению ОПК, потому что духовно-нравственное воспитание в школах осуществляется преимущественно на основе этого курса.

На сегодняшний день процесс преподавания «Основ православной культуры» ведется в стране уже в таких масштабах, что запретительными методами ничего с этим не сделаешь. И если какой-либо чиновник попытается затормозить процесс, затребованный обществом, то он просто будет вынужден покинуть свое место. Ведь задача чиновника в образовании не в том, чтобы что-то запрещать, а в том, чтобы направлять определенные явления в организационно-педагогическое русло. Нормальный чиновник понимает, что желание людей знать духовные основы своей культуры непреодолимо. Сегодня главный инициатор введения ОПК – это народ. А если есть потребность, есть запрос, то образовательная система нашего государства обязана на это реагировать. Хотя подчас мы встречаемся с консерватизмом коммунистических времен, но он вполне может быть преодолён.

Существует значительное количество изданных и апробированных образовательных программ и учебных пособий по ОПК, на основе которых успешно ведется преподавание. Здесь и учебники А.В.Бородиной, и другие широко известные издания. Но, безусловно, и Церковь, и школа нуждаются в фундаментальных культурологических работах на основе исследований А.Ф. Лосева и других православных ученых.

Очевидно, что преподаватели курса «Основы православной культуры» должны иметь специальное религиозное образование. Сейчас соответствующая подготовка в основном проходит на курсах, организованных совместно институтами повышения квалификации учителей и Церковью, а также в образовательных центрах Русской Православной Церкви и в некоторых педагогических вузах. По данным епархиальных отчетов за 2007 год, основы православной культуры в той или иной форме и степени преподаются в 56 из 68 епархий. Наиболее «продвинутые» епархии – Белгородская, Курская, Смоленская. В основном преподавание ОПК ведется на факультативной основе. Помимо этого, основы православной культуры интегрированы в такие предметы, как история, литература, мировая художественная культура, граждановедение. В рамках этнокультурных образовательных программ ОПК преподается в Волгоградской, Кемеровской, Екатеринодарской епархиях. Экспериментальные площадки, на которых ведется апробация курсов, созданы в Екатеринодарской, Йошкар-Олинской, Кемеровской, Калининградской и Ростовской епархиях. В целом же с наибольшей интенсивностью ОПК внедряется в Центральном и Южном федеральных округах. Так, во всех 18 областях Центрального округа ведется преподавание основ православной культуры, причем оно регламентировано нормативными актами регионов. В Белгородской области в 2005 году ОПК преподавались в 751 школе. В Курской области на базе «Русской школы» при Курском государственном университете создан специальный отдел по преподаванию основ православной культуры.

Я считаю, что в наше время настоящим  подвижничеством оказывается преподавание предмета «Основы православной культуры», потому что его содержание обучает нравственной норме в условиях, когда хорошее называется дурным, а дурное – почтенным, престижным. Когда существует множество нравственных перевертышей: например, девочке-старшекласснице, которая хранит целомудрие, приходится проявлять большую выдержку и стойкость, поскольку над ней смеются ее одноклассницы. Так что православным людям предстоит еще один подвиг – являть норму, когда она будет считаться патологией, а патологические явления будут признаны моральными и психологическими эталонами. Нам это навязывается извне, и такое давление особенно влияет на людей, которые нравственно неустойчивы, некрепки. А крепость наша – в вере, это залог созидательных процессов в обществе. И если говорить о цифрах, то пускай нас, православных, будет хотя бы даже десятая доля процента, но мы будем крепкими и устойчивыми, этого уже достаточно, чтобы все общество имело ту самую крепость, которая необходима для сохранения жизни в России.

Протоиерей Александр (Кузин),

заведующий сектором отдела

религиозного образования и

катехизации Русской Православной Церкви Московского патриархата

Другие статьи номера
Православный календарь