Поиск по архиву

Материалы X Образовательных Свято-Пафнутьевских чтений, посвященных Году молодежи

Поможем учителю, преподающему ОПК

Мое выступление будет кратким, содержащим ряд предложений. Однако вначале поделюсь своими мыслями, которые возникли по ходу выступлений участников Чтений.

В словосочетании «духовно-нравственное воспитание» на первом месте не случайно стоит духовность, которая живет в сердце человека. Поэтому осуществление духовно-нравственного воспитания – это борьба за сердце каждого человека, а значит, и за судьбу нашей страны. Скромный опыт нашей школы по организации преподавания нового курса «Основы православной культуры» позволяет мне поддержать автора курса Аллу Валентиновну Бородину в том, что обязательно и как можно быстрее надо вводить ОПК, если мы хотим сохранить единство народа и возродить духовность. Результативность работы по духовно-нравственному воспитанию напрямую связана с преподаванием этого предмета, который дает детям основы для глубокого понимания истории отечества, содержания художественных произведений, изучаемых по программе на уроках чтения, русской литературы и других базовых предметов. Вижу, что нашим детям курс «Основы православной культуры» очень нравится, они проявляют к его изучению большой интерес. И не только дети, но и их родители.

Следующая мысль возникла после содержательного и нужного школьным литераторам и учителям, преподающим ОПК, выступления Надежды Леонидовны Крупиной. Позволю себе не согласиться с ее оценкой, которая прозвучала в адрес учителя, приславшего свой урок в журнал «Литература в школе». (См. выступление Г.Н.Крупиной, гл. редактора журнала «Литература в школе»). Поясню почему. Это хорошо, что сейчас у нас в районе возрождению духовной связи поколений самое пристальное внимание уделяют Людмила Сергеевна Силаева, зав. отделом образования, и Виктор Николаевич Терников, глава администрации района. Поэтому-то в районе за последние два года и произошли такие большие сдвиги. Однако вся тяжесть преподавания детям нового курса ОПК ложится на плечи и без того перегруженных учителей. Не вина школьных учителей, не знающих, что Илья Муромец – реальный человек, святой, мощи которого покоятся в Киево-Печерской Лавре. Знания учитель приобретет. Главное, на мой взгляд, в том, что, Слава Богу, учителя массовой общеобразовательной школы берутся за освоение нового курса, который фактически восполняет их собственное религиозное образование и показывает направление, в котором знаний у учителя пока что очень мало. Вижу своих учителей, которые много сил и времени уделяют подготовке к урокам ОПК. Но нельзя от людей требовать в одночасье объять огромный историко-культурологический пласт.

 Это мое личное мнение, допускаю, что не многие меня в этом смогут поддержать. Но, как директор школы, считаю нужным об этом сказать, потому что вижу реальную нагрузку учителя.

Теперь несколько слов о курсах повышения квалификации. Хорошо, что такие курсы появились при Калужском областном институте повышения квалификации работников образования, и хорошо, что они организованы на базе нашего района. Но когда в них участвует от школы один-два человека, в школе ничего не изменится. Нужна целенаправленная работа всего педагогического коллектива. Говорю это на примере нашей школы, которая предоставила возможность пройти такие курсы всем учителям начальной школы. Более того, по инициативе школы отдел образования придал ей статус опорной школы района по духовно-нравственному воспитанию. С прошлого учебного года мы пробуем выстроить свою систему работы в этом направлении. Вношу следующие предложения:

1)     Посылать на курсы повышения квалификации КОИПКРО не только учителей начальной школы, а и учителей, преподающих базовые предметы.

2)    Курсы повышения квалификации по ОПК проводить на каникулах.

3)     Больше внимания уделять на курсах обмену опытом и методике преподавания ОПК.

4)    Организовать в нашем Калужском педагогическом университете им. К.Э.Циолковского спецкурс для студентов по основам православной культуры. (Может быть, такой спецкурс и есть, просто я этого не знаю). Кроме спецкурса хорошо бы студентов обучать методике преподавания нового курса ОПК.

5)    Руководителям школ необходимо использовать стимулирующий фонд оплаты для поощрения учителей, которые ведут новый курс. В нашей школе каждому учителю, ведущему ОПК, доплачивается ежемесячно четыреста рублей. Я понимаю, что это очень мало. В других школах и этого нет. Предлагаю в районном бюджете заложить доплату учителям, ведущим ОПК.

Теперь несколько слов о районных мероприятиях, которые отражают уровень работы школ, детских садов по духовно-нравственному воспитанию. Полностью согласен с теми недостатками в организации Рождественского и Пасхального Фестивалей, о которых в своем докладе сказал В.Н.Терников. У меня следующие предложения:

1)     Попробовать проводить фестивали зонально: в Балабаново, в Ермолино, в Боровске.

2)    День и время фестивалей назначать так, чтобы это было удобно родителям, бабушкам и дедушкам.

3)     Режиссурой должны заниматься профессиональные работники отдела культуры и Домов культуры. Они это умеют хорошо делать, как показал праздник, проходивший вчера в этом зале, посвященный открытию Года молодежи.

Завершу свое краткое выступление примером. Недавно, в день большого церковного праздника, поутру, я зашел в храм, чтобы поставить свечу и приложиться к иконе. Смотрю, ребята из моей школы стоят на службе вместе с родителями, хотя занятия уже начались. Увидев меня, они засмущались. Я подошел к ним и потихоньку сказал: «Не смущайтесь, это хорошо, что вы вместе с родителями здесь. А пропущенный урок после службы обязательно выучите». Таких примеров совместного стояния на службе родителей и детей становится все больше. И в этом смысле в недалеком будущем нам предстоит поиск правильного выхода из этой ситуации.

 

Виктор Иванович Локтюхин,

директор муниципального

образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Балабаново»

Другие статьи номера
Православный календарь