Поиск по архиву

Материалы X Образовательных Свято-Пафнутьевских чтений, посвященных Году молодежи

Формирование духовно-нравственных ценностей студентов

Проблема формирования духовно-нравственных ценностей личности студента многоаспектна и сложна. Эффективность ее решения зависит не только от содержания базового и профильного образования, но и тех дополнительных спецкурсов, которые могут быть организованы библиотекой вуза и включены в единый комплексный план воспитательно-просветительской работы библиотеки, реализуемый совместно с кураторами по воспитательной работе, закрепленными за каждой студенческой группой. Просветительская функция библиотеки вуза – одна из ведущих в деятельности любой библиотеки. Это связано с основной миссией культурно-просветительских учреждений, к которым и принадлежат библиотеки. Значение просветительской деятельности библиотеки в настоящее время усиливается, потому что, с одной стороны, происходит оскудение интеллектуального и нравственного потенциала общества, а с другой – стремительное развитие компьютеризации, позволяющей удовлетворить деловые, прагматические потребности личности. Но открытый доступ к информационным массивам при размывании границы добра и зла, потере нравственных ориентиров в процессе познания ведет к тому, что знание, становясь самоцелью, утрачивает человеческую сущность.

Для осуществления библиотекой аграрного вуза воспитательно-просветительской работы в качестве методологической основы выбрана Концепция д-ра педагогических наук, профессора С.И.Маслова. В ней духовно-нравственное воспитание понимается как процесс содействия восхождению к нравственному Идеалу через приобщение к нравственным ценностям (С 46-47. С.И.Маслов. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания. Педагогика. – 2008. - №9). Это позволило обозначить цели, способы, методы и приемы педагогической деятельности сотрудников библиотеки по формированию духовно-нравственных ценностей у студентов аграрного вуза. Цель - это осознание студентами ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, приобщение к смыслам родной культуры, развитие внутреннего мира студентов для осознания себя деятельными субъектами сохранения и приумножения отечественных традиций в сфере духовно-нравственного и социокультурного опыта.

В сфере личностного развития воспитательно-просветительская работа библиотеки призвана раскрыть творческий потенциал студентов. Дать направление и поддержку для становления и созревания высших духовно-нравственных качеств: любви к Отечеству и к малой Родине, совести, милосердия, а также формировать чувство ответственности, воспитывать патриотизм, способность выработать собственную жизненную позицию и мировоззрение, смелость отказаться от навязываемых из вне действий - сопротивление злу неучастием.

В сфере социализации формирование ценностного мировоззрения призвано воспитать студентов как достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и понимающих ее идеалы и ценности.

В сфере подготовки к профессиональной деятельности ценностное мировоззрение призвано способствовать осознанию духовно-нравственных смыслов базовых видов человеческой деятельности, формировать добросовестное отношение к труду, развивать профессиональные навыки совместной деятельности, кооперации и достижения согласия.

Определив ведущий идеал будущего специалиста сельского хозяйства, как патриота, любящего свое Отечество, свою малую Родину, родную землю, мы разработали спецкурс «Человек и родная земля». В спецкурсе можно выделить три основные группы рассматриваемых проблем:

1)     наиболее общие вопросы мировоззрения, человеческого существования: каков мир, что есть Добро и зло, как их распознать, во что, и в кого верить, каков идеал человека и человеческой жизни;

2)    жизненные проблемы: как строить собственную жизнь, какие ценности определить для себя, какой предпочесть образ жизни, к чему стремиться в профессиональной деятельности, кого считать своим образцом;

3)     моральные проблемы: как относиться к людям, к близким, к окружающим, к друзьям и врагам, как строить отношения в семье, как разрешать конфликты, как воспитывать детей, как относиться к людям другой национальности, другой культуры, другой веры.

В разработанной программе спецкурса представлена совокупность историко-культурных сведений. Они необходимы для того, чтобы: 1) студент аграрного вуза осознал актуальность указанных выше вопросов и проблем как для личности прошлых эпох, так и нынешней эпохи, а также для своей личности; 2) ответы на поставленные вопросы были бы вариативными и содержащими альтернативные суждения. При этом важно, чтобы студенты научились пользоваться совокупностью историко-культурных сведений. Тогда мир культуры земледельцев, накопленный опыт прежних поколений для современного студента может стать контекстом его личной жизни, личного существования.

Образовательная задача спецкурса состоит в осмыслении и освоении культурного и духовного наследия. Степень духовности измеряется степенью внутренней обращенности человека к ценностям, которые для него стали идеалом. Понятие духовности в нашем языке по большей степени благостно, возвышенно, говоря рационалистическим языком - позитивно, положительно. Этот вопрос наиболее детально проработан в христианской педагогической антропологии. Согласно воззрениям В.В.Зеньковского, в человеке наличествует духовная раздвоенность. Не только добро, но и зло коренится в сердце человека, а не является лишь результатом социализации, индивидуальной психической жизни (С.167. Зеньковский В.В.Проблемы воспитания.- М, 1996). В.И.Слободчиков отмечает, что сегодня набирает силу «никакая» духовность. Нулевая. Она тоже называется духовностью, это так называемая «культурная духовность» (С. 34.В.И.Слободчиков. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика.- 2008. - № 9). Считается, что освоение высших образцов и достижений в искусстве, в литературе в технической интеллектуальной деятельности, как раз и есть духовное развитие человека. Признавая психический мир человека последней глубиной в нем, нет смысла рассуждать о духовности, т.к. нет духа – ее носителя, Творца, основы. Если признать что есть дух, то первая проблема духовности в человеке, в его становлении – это борьба добра и зла, иначе говоря, «структура», содержание духовной сферы личности.

Процесс формирования духовно-нравственных ценностей личности можно определить как процесс духовно-нравственного становления человека. Его условия и формы образуют традиции культуры, составляющие стержень духовно-нравственной культуры общества. Сегодня задача поддержания традиций приобретает качество инновационной деятельности. Понятие «традиция» - одно из самых многозначных понятий в научном лексиконе. В словаре иностранных слов мы находим перевод с латыни «traditio» - передача, повествование. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, предание. Традиция на личном уровне закладывает цель жизни человека. Традиция ориентирует на нравственный идеал, рассматривая идеал как образец, эмоциональный (духовный) пример в мыслях и поведении, как духовную укорененность, которая выражается в обычаях, обрядах и традициях. Традиция определяет тип личности, и она же дает средства для достижения нравственного Идеала. В.Д.Шадриков пишет: «…Свою духовность мы получаем от предков. … В обычае человек живет. Научить обычаю, значит научить жить. Без обычая нравственность не входит интимно в сущность человеческого бытия. …Через обычай человек идентифицирует себя со своим народом, вводится в свой род, ибо обычай – дух народа, его дела …» (С.44-45. В.Ф.Шадриков. Происхождение человека. М., 1999)

Какие принципы и методы используются во время проведения занятий и подготовки библиотекой массовых мероприятий? Это одухотворенность, соборность, иерархичность, приоритет эмоционального в познании мира, ориентация на нравственный идеал, воспитание примером, духовная укорененность (С.46-47. С.И.Маслов. Дидактические основаниядуховно-нравственного воспитания. Педагогика. – 2008. - №9), сопротивление злу неучастием.

Ведущим методом является диалог. Кроме него: наставления, предостережения, ограждение от соблазнов; метод примера, награды, наказания; метод эмоционально-ценностного акцентирования и пробуждения адекватных эмоций.

Для спецкурса «Человек и родная земля» нами был подобраны ценностно-ориентированные тексты, основной целевой функцией которых является приобщение студентов аграрного вуза к традиционным духовно-нравственным ценностям России. События, явления, факты, предметы характеризуются в них с точки зрения духовной ценности для общества и человека в соответствии с целями, принятыми нормами и духовно-нравственными идеалами. Русские поэты и писатели показывают не убогость крестьянской жизни, а гордость за ту многовековую исконную национальную культуру, хранителем которой являлось крестьянство. Нравственный и культурный опыт крестьянской жизни необходим будущим специалистам сельского хозяйства. Хрестоматией для изучения может быть пособие «Очерки о народной эстетике» В.И.Белова, произведения К.Г.Паустовского, М.М.Пришвина, В.П.Астафьева, В. Распутина, В.Н. Крупина, В.М.Шукшина.

Воспитание примером обладает исключительной силой. Практика показывает, что большую воспитательную силу имеют герои книг, фильмов, исторические личности. Психологической основой примера служит подражательность, благодаря которой студенты овладевают социальным и нравственным опытом.

Для реализации задач спецкурса мы предлагаем студентам активное освоение современных образовательных технологий, в частности, создание мультимедийных презентаций и видеороликов. Видео ряд помогает создать условия для пробуждения  адекватных эмоциональных переживаний по отношению к традиционным ценностям, что и является важнейшим средством воспитания значимых ценностей. При подготовке итоговых мероприятий, студенты индивидуально и в группе ведут подбор музыкальных произведений, художественных текстов, создают небольшие фильмы. Их содержание говорит о результатах воспитательного процесса: «Мама», «Бабушка», «С чего начинается Родина», «Как хорошо нам с тобой идти», «Это все мое родное», «На родословных перекрестках», «Моя Россия».

Таким образом, программа спецкурса «Человек и родная земля» расширяет круг общих интересов студентов в сфере традиционных для России духовно-нравственных ценностей. Кроме этого у молодых людей пробуждается интерес к собственному внутреннему миру, укрепляется вера в свои возможности. Это способствует открытию и реализации внутренних ресурсов личности, укрепляет чувство патриотизма, основанное на укорененности и привязанности к родной земле. Идентификация с русским народом помогает в воспитании уважения к другим народам и культурам.

В заключение отметим, что успешный опыт работы библиотеки аграрного вуза по формированию системы ценностных ориентиров, способствующих наполнению собственной жизни студентов высшими смыслами традиционной отечественной культуры, обусловлен: 1) наличием единого комплексного плана воспитательно-просветительской работы библиотеки, реализуемого совместно с кураторами групп по воспитательной работе и 2) систематическим преподаванием спецкурса «Человек и родная земля» с применением современных образовательных компьютерных технологий.

Наталия Ивановна Колесникова,

зав. библиотекой Калужского филиала Российского государственного аграрного университета Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева

Другие статьи номера
Православный календарь