Поиск по архиву

Материалы X Образовательных Свято-Пафнутьевских чтений, посвященных Году молодежи

Уроки литературы восстанавливают духовную связь поколений

Совсем недавно я закончила работу, связанную с изучением житий святых и древнерусской литературы в школе. Я обратила внимание на интересное высказывание, принадлежащее человеку, жившему в конце XVIII в. Он сказал о себе и о своем времени так: «С первым детским лепетом привыкли мы произносить святые имена Иерусалима, Иордана, Назарета, Вифлеема. Имена эти сливаются в нашем воображении с родственными для нас именами Киева, Москвы, Владимира и Новгорода». Так было совсем недавно, чуть больше века назад. А что же сейчас? Есть ли в сознании и в жизни современных детей такая связь? К большому сожалению, нет. Сейчас наши дети с первым детским лепетом не произносят те святые названия, которые входили раньше с молоком матери в кровь и плоть маленького человека. И чтобы помочь детям увидеть красоту Божьего мира, помочь воспламениться искоркам веры, восстановить духовную связь поколений, нам, взрослым, надо хорошо потрудиться. Много делается для этого в воскресных школах. По своему опыту знаю, что ребенок, подросток, который прошел через такое учебное заведение, сильно отличается от того, у кого нет знаний о Боге. Значительную роль играют православные гимназии, число которых постепенно увеличивается. Но есть и общедоступная общеобразовательная государственная школа, в которой урок литературы может, если не заменить «Основы православной культуры», то в какой-то мере восполнить то, в чем нуждается душа растущего человека. Такое восполнение было возможно даже в безбожное время, которое мы совсем недавно пережили. А уже теперь пора браться за дело как следует. Тем более что в школьную программу по литературе уже сейчас включены произведения, изучение которых дают детям представления и знания о духовных ценностях и отеческих традициях.

Мне, как главному редактору журнала «Литература в школе», приходится встречаться с тем, что светский учитель просто не знает основополагающих фактов. А иной раз даже не проявляет любопытства. Вот совсем недавно в журнал прислала одна учительница свой урок о былинах, об Илье Муромце. Она очень хорошо объясняет детям, каким он был сильным и смелым, как сражался с соловьем разбойником, и вдруг в конце пишет: «Мы делаем с детьми вывод о том, что в жизни не могло быть такого человека. Этот литературный герой объединил в себе черты многих русских людей». Как же учитель не знает, что Илья Муромец - реальный человек, что он канонизирован как святой, что его мощи находятся в Киево-Печерской Лавре, есть его иконы, есть храмы в честь его имени… 

Ещё один пример. Недавно присланный урок, посвященный Сергию Радонежскому, учительница завершает таким выводом: «Конечно, в «Житии Сергия Радонежского» много преувеличений и гипербол. Вот, например, как Сергий приручил медведя». Что можно на это сказать? Только одно: до сих пор встречаются учителя литературы, которые считают жития святых мифами. Трудно сказать, как долго подобными фактами будет проявлять себя  ещё совсем недавнее безбожное время.

Работая редактором журнала, я продолжаю учить детей. И как учитель литературы я сама рассказываю на уроке о святых местах, куда русский человек шел на поклонение, нередко преодолевая большие препятствия и трудности. Обязательно прошу детей самостоятельно найти об этом информацию в «Православной энциклопедии» и в других специальных источниках. Я объясняю детям, что там, у святынь, паломники представляли Христа живым, страдающим, думающим о Боге, о жизни, о смерти, о предназначении человека. Люди вспоминали все прожитое, судили о нем по тому, как они сами исполняли Заповеди Христовы. Там, в Святых местах, они приносили покаяние, раскаивались в своих грехах, молились о возвращении тех добродетелей, которые были им утрачены. Люди молились за своих родных, живущих и ушедших, молились за Отечество. В XIX в. уже было так много желающих идти в Святую Землю, что духовные пастыри нередко останавливали своих духовных чад словами: «В Иерусалим не велю идти, зде велю быти добрыми».

Совсем недавно в Николо-Перервинском монастыре я проводила урок с ребятами из шестого класса православной гимназии по сказке «Царевна-лягушка». Как интересно школьники отвечали на мои вопросы! Совсем по-другому, чем дети из светских школ. Когда я спросила: «Ребята, как вы думаете, почему стрелы двух старших братьев упали на купеческий и на боярский двор, а у младшего Ивана стрела упала в болото»? Ответ был таков: «А это Бог сделал так специально, чтобы Иван добрее стал». Какой замечательный, глубокий ответ! Так же радостно было, когда мы разобрались в самой простой сказке, которую все дети знают с трех лет. Я спросила шестиклассников: «Как вы думаете, почему, когда Курочка-ряба снесла золотое яичко, дед и баба сначала пытались разбить его, а потом, когда мышка его хвостиком зацепила и разбила, они стали плакать? Ведь они хотели его разбить, почему же расплакались, когда желание их исполнилось? И почему, утешая их, Курочка-ряба обещает снести им другое яичко, не золотое, а простое?» Если бы вы знали, какие интересные были ответы! Никто из детей не сказал о том, что дед и баба плакали потому, что золотое яйцо представляет какую-то ценность, что и разбитое, оно все равно остается золотым и его кусочки можно отнести куда-то на рынок продать. Дети говорили о том, что, наверное, дед с бабой были любопытные, и им было интересно. Еще говорили о том, что дед и баба не знают, что делать с этим золотым яйцом, потому что счастье - оно простое, как обычное яйцо. Задумайтесь, много ли нам надо для счастья? Вера, любовь, небо над головой, дом, семья. Все это так просто. Вот какие ответы и размышления были на уроке литературы у православных детей. И как хочется, чтобы  такими были они и у всех других детей.

Хорошо бы в обычных общеобразовательных школах так беседовать с учениками в классе, чтобы их не поучать, а вместе с ними идти к глубинному смыслу русских сказок, русских пословиц, которые сегодня совсем забыты.  Хорошо бы вспомнить с ребятами народные песни, попробовать разучить их в классе. И вы увидите, как дети откликнутся вам, потому что в них генетически заложена тяга к красоте и правде. Эта тяга живет в любом человеке, даже маленьком, - она живет в каждом из нас.

Думаю, вы со мной согласитесь, что красной нитью на всех уроках литературы должен проходить разговор о семье. Особенно это важно в наши дни, когда страшные цифры статистики взывают к нашей совести, когда много неполных семей, когда так много детей, которые не знают, что такое любовь, что такое забота. Этим несчастным детям обязательно надо давать представление о том, какой должна быть семья. И в этом деле хорошим помощником является «Поучение Владимира Мономаха», которое включено в школьную программу.

Это поучение Владимир Мономах написал в конце своей жизни. Что такое «поучение», которое человек оставлял своим родным? Это тот опыт, который передается из поколения в поколение, как заветное перышко, за которым шел отец для своей дочери в сказке «Финист - Ясный сокол». Заветное, потому что передается через века от старших к молодым. Казалось бы, Владимир Мономах такой большой государственный деятель, в русских летописях называют его «братолюбец, нищелюбец, добрый страдалец за землю русскую». Воин, государственный деятель, знавший пять языков. Тем не менее, он нашел время, чтобы написать для своих детей поучение. Обычай поучать шел с патриархальных времен, когда отцы и деды, приближаясь к смерти, наставляли своих детей и внуков, как они должны жить. При этом старшие делились своим опытом, рассказывая обо всем, что они в этой жизни испытали. Это становилось главным наставлением в жизни. Хорошо, что сейчас есть возможность изучать в школе «Поучение Владимира Мономаха», потому что в нем даже светский учитель литературы видит программу для любой семьи, школы.

Само произведение состоит из трех частей, и каждая из них настолько современна, как будто обращена к нынешнему человеку. В первой части речь идет об отношении человека к Богу. Время правления Мономаха было очень трудным, когда брат мог выколоть глаза своему брату, когда шли войной друг на друга, когда не выбирали средства для достижения цели. В этом Владимир Мономах видел отступление от Бога. Он пытался объяснить своим современникам, почему нельзя жить без Бога. Разве это не актуально сегодня?

Вторая часть - об отношении между властью и подданными. И это тоже очень важно для нас, сегодняшних. Если бы наши власти любого уровня, от первых лиц до местных руководителей, читали это наставление, они бы тоже мудрели.

И третья часть - об отношении человека к самому себе и к другим людям.

Зачем дается «Поучение Владимира Мономаха» в общеобразовательной школе? Во-первых, для того, чтобы  мы не забывали, что начинаем нашу жизнь не с пустого места, за нами - великая армия праведников, святых, которые и сейчас молятся за нас, которые защищают нас, и среди них, Владимир Мономах. Во-вторых, чтобы и в семье, и в школе каждый строил свою жизнь в соответствии с духовной традицией отцов наших, с тем опытом, который записан в поучении. Вот оно, «заветное перышко», передаваемое через века: «Делающий зло, погибнет. Бедных не забывайте, сирот одаривайте, вдову защищайте. Не позволяйте губить человека. Раз поклявшись, держите клятву. Старика уважайте, как отца; молодых, как братьев. В доме своем не ленитесь, за всем присматривайте. Лжи остерегайтесь, пьянства и разврата тоже. Накормите, напоите просящего, уважайте гостя. Больного навещайте, покойника провожайте. Не проходите мимо человека без приветного слова. Доброе слово скажите ему. Жену любите, но не давайте ей власти над собой. Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, не умеете, тому учитесь. Лень - всему плохому мать. Постарайтесь творить всякие добрые дела»…

Давайте будем с умом и трепетом читать с детьми жития святых и произведения древнерусской литературы и через них вести их к вере, любви и желанию творить только добро.

 

Надежда Леонидовна Крупина,

кандидат педагогических наук, главный редактор журнала «Литература в школе»

Другие статьи номера
Православный календарь