Поиск по архиву

Материалы X Образовательных Свято-Пафнутьевских чтений, посвященных Году молодежи

Основы православной семьи

Особое звучание приобретает тема основ православной семьи в Год молодежи. Наше время очень сложное, поэтому часто даже мы, люди церковные, верующие, не замечаем, как происходит подмена основных нравственных идеалов, прийти к которым призван каждый человек. Это можно объяснить, с одной стороны, длительным временем безбожия, когда повсеместно разрушали храмы, но с другой стороны, мы видим, что прошло уже довольно много времени, когда есть возможность откровенно говорить о Боге, о христианстве, о  его ценностях, но результаты привития этих вечных, абсолютных ценностей, пока не ощущаются. В чем же дело? На мой взгляд, часто происходит смешение или подмена ценностей. Я, как священник, часто сталкиваюсь с такими фактами, когда люди приходят в храм и им трудно понять, является ли тот или иной их поступок злом. Они спрашивают: «Это грех или не грех?» Оказывается, что современный человек самостоятельно не может оценить свой поступок, свои действия и помыслы. Это говорит об одном: размыта граница между добром и злом, между пороками и добродетелями. Для людей, исповедающих Христа как сына Божьего, очень важно правильно ориентироваться в этой жизни и рассказывать другим, о том, что является правильным, а что - неправильным.

Сегодня семья подвергается самому мощному нападению со стороны средств массовой информации. Большой вред наносят ей и те фильмы, которые многие сейчас смотрят. Порой даже людям верующим трудно бывает ответить, а что же является с христианской точки зрения основой семьи. Приведу пример, с которым столкнулся недавно, пролистывая газеты. Я увидел там выступление одного из руководителей фонда ООН в области народонаселения, господина Хофмана, который заявил следующее: «Высокий уровень разводов и рост числа внебрачных детей - не показатель кризиса общества, а торжество прав человека. С точки зрения консерваторов это означает, что институт семьи переживает кризис - это ослабление патриархального устоя в результате исчезновения его экономической базы; некоторые называют это кризисом, так как они признают только один тип семьи». Даже с высокой трибуны нас призывают смотреть на семью не как абсолютную ценность, а совсем иначе, допуская, что, когда возникают в семье проблемы, то можно спокойно уйти из неё и разрушить брак. С христианской точки зрения, основой семьи является любовь, но любовь - это не просто чувство, не просто то, что может прийти и уйти. Один из святых отцов сказал: «Невозможно назвать любовью то, что не является вечным». Любовь всегда сопряжена с подвигом и с ответственностью. Сегодня, формируя в молодежной среде убеждение в том, что нужно брать от жизни все, потому что все позволено, мы лишаем их возможности насладиться этой полнотой любви, где есть не только свой эгоизм, свои преимущества, свои права, но есть и ответственность, есть и жертва ради другого. Господь в Евангелии говорит, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». То есть, оказывается, что самая высокая степень любви, когда человек, вступая в брак, говорит: «Я готов даже пожертвовать этой временной жизнью, чтобы эта любовь по отношению к другому человеку сохранилась во мне навечно». Именно такой подход к семье скрепляет ее вечными узами. И тогда те испытания, которые в каждой семье есть, через которые должен пройти каждый человек, воспринимаются как средства к духовному совершенствованию, как средства к тому, чтобы стать чище, лучше и любвеобильнее по отношению к тому человеку, с которым я живу. Именно в этом христианство видит свободу человека: человек может выбрать расторжение брака, может выбрать удовлетворение своих страстей, но останавливает себя, выбирает добродетель и отсекает от себя страсть. Обратимся к Федору Михайловичу Достоевскому, который эту же мысль объясняет очень глубоко. Он пишет так: «В нашем образе мира полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода лишь в одолении себя и воли своей так, чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтобы всегда, во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином, а разнузданность желаний ведет лишь к рабству нашему».

Мы видим, что именно свобода от греха, от страсти дает человеку возможность быть действительно реально свободным человеком. Исходя из того, что любовь является абсолютной, вечной ценностью, христианство ставит брак на высокую ступень. Апостол Павел сравнивает жизнь семьи с жизнью Святой Троицы. И тайна Святой Троицы нам открыта для того, чтобы мы старались в своей семейной жизни проводить такую же жизнь. Конечно же, для такого основания семьи должно быть и со стороны супруга и со стороны супруги, понимание того, что через подвиг, через ответственность мы созидаем правильное воспитание тех детишек, которых Господь послал нашей семье. Когда ребенок видит, что нет любви, нет радости в семейной жизни, нет целостности семьи, когда родители живут, как им вздумается, тогда и ребенок, вырастая в такой семье, оказывается не готовым еще вступить в брак.

Я специально узнавал статистику по городу Калуге: у нас на 100 браков 70 разводов. Больше половины семей разводятся, потому что не осознают, что любовь является жертвой, подвигом, ответственностью. Я хотел бы сказать и то, что смыслом христианской семьи является помощь всем ее членам в том, чтобы уподобиться Христу. Именно здоровая православная семья обладает труднейшим искусством передавать нашу культуру, наши ценности, наши традиции, отношения, построение диалога с другими людьми, с теми, кто не разделяет наши ценности. Ребенок, который вырастает в такой семье, сохраняет эти ценности, это благоговение в течение всей своей жизни. Философ Иван Ильи говорил, что «семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отеческо-материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа».

И от того, какая семья зависит, какими будут наши дети. Правильно говорят, что ребенок в возрасте 15-16 лет - это зеркало отца и матери. Он чутко воспринимает то, что говорят отец и мать. Но ребенок также имеет свойство воспринимать поведение, отношение к ближним, друг к другу, и поэтому в подростковом возрасте, когда он противопоставляет себя родителям, он говорит: «А я тоже могу поступать так, как вы поступали, и то, что вы мне говорите, это не закон для меня». Поэтому так важно понимать, что семья - это самопожертвование, самоотдача другому человеку. Что в свою очередь не только приносит счастье двоим, но приносит счастье и будущему поколению. Вырастая, ребенок идет в школу, и очень важно, чтобы наша национальная образовательная система не отвергала ту культуру, те ценности, которые существуют в семье. Не секрет, что большинство нашего населения имеет нравственные критерии, привитые именно религиозным идеалом. Надо не бояться и смелее говорить об этом. Вся наша литература построена на религиозных идеалах. Порой человек не знает и не может объяснить, почему он именно так поступает? Да потому что ему привита религиозная мотивация. Мы должны постараться сделать все от нас зависящее, чтобы дети и в школе могли приобщаться к традиционной культуре, потому что большинство их родителей не смогли в свое время это сделать. Было радостно, что у нас в Калуге, в православной гимназии, впервые проходила региональная Олимпиада по «Основам православной культуры». Вы бы видели, как радовались участники Олимпиады!

В заключение хочу пожелать всем, чтобы ответственность, жертвенность, самоотдача стали основанием наших семей. И чтобы все понимали, что только через подвиг мы достигнем здесь, на земле, полноты радости.

 

Протоиерей Иоанн (Паюл),

благочинный г. Калуги

Другие статьи номера
Православный календарь