Газета "Вестник" №7-2012

Логотерапия

  «НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, КАЖЕТСЯ, ВСЕ БОЛЬШЕ ПРИБЛИЖАЕТСЯ К ТОМУ ВИДУ, КОТОРЫЙ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И ЦЕРКОВНОЕ СОЗНАНИЕ В ЦЕЛОМ ПРЕДЛАГАЮТ В СВОИХ ПРОРОЧЕСТВАХ О КОНЦЕ СВЕТА»1
ПРОТ. ВЛАДИСЛАВ СВЕШНИКОВ


Новое время вместе с массовым отступлением от христианства породило и множество наукооб-разных теорий, следуя которым человечество все более приуготовляет себя к принятию последнего мирового царя и его империи, по-настоящему всемирной, т.е. антихриста. Сроки нам не дано знать, но анализировать и разоблачать ложные философии необходимо, хотя бы для того, что-бы не увлеклись ими и «избранные» (православные). Так же необходимо знать все ухищрения врага рода человеческого и просвещать мир настолько, насколько это возможно. Изощренные тонкие фальсификации особенно опасны, именно поэтому я выбрала темой своей статьи лого-терапию Франкла, одну из самых опасных для нас.
Лdrviktorfrankl_349оготерапия - это один из наиболее популярных видов психотерапии. Ее основатель - Виктор Эмиль Франкл (р.1905), австрийский психолог и психиатр. Многие положения экзистен-циальной теории Франкла роднят ее с гуманистической психологией. Окончательное оформле-ние теории произошло, когда Виктор Эмиль был узником фашистского концлагеря.
Протоиерей Владислав Свешников пишет: «... ложь апостасии стремится не пропустить ника-кое движение правды и разрушительно действует на человеческие души, стремясь ввести в их состав небытие, - то, чего нет. В этом и есть сущность лжи: заменить то, что есть, тем, чего нет, бытие - небытием» (1, стр.141). Эту ложь я и попытаюсь показать в теории Франкла.
В.Франкл создал психологическую теорию, которая объясняет патологию, связанную с утратой человеком смысла жизни и обосновывающую методы «исцеления душ» и обретения утраченно-го смысла. Она изложена в нескольких книгах, самая известная из которых - «Человек в поис-ках смысла».
В ней Франкл пишет, что логотерапия обязана занимать нейтральную позицию по отношению к религии или атеизму, ею должны заниматься только психотерапевты и применять к любому больному, «вне зависимости от его мировоззрения» (2, стр. 376). Религия для логотерапии - не почва, на которой она стоит, а всего лишь «предмет» (там же).
Цель религии - спасение души, цель логотерапии - исцеление души. Не намеренно религия оказывает психотерапевтическое действие, что и следует взять во внимание психотерапевтам и использовать. Это действие заключается в том, что религия дает «возможность укрепиться, ут-вердиться в трансцендентном, в абсолютном» (там же). В психотерапии бывает обратный эф-фект: в отдельных случаях в ходе лечения человек возвращается к «вытесненной религиозно-сти» (там же), но это не может быть целью логотерапии.
Теорию Франкла можно разделить на 3 части:
 - учение о стремлении к смыслу;
 - учение о смысле жизни;
 - учение о свободе воли.
Виктор Эмиль заметил, что «движущей силой человеческого поведения является стремление реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни» (3, стр.429). Главное для челове-ческого бытия - не наслаждение, не власть или самоутверждение, а обретение смысла жизни. Этот мотив психиатр считает врожденным и ведущей силой развития личности. Ценности чело-века, обобщающие его опыт, выполняют роль смысла жизни. Их Виктор Эмиль делит на 3 клас-са:
- ценности творчества (гл.обр. труд);
- ценности переживания (главное - любовь);
- ценности отношения (позиция в критических жизненных обстоятельствах).
В смысле жизни человек осуществляет самого себя, самоактуализируется. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать приводит к неврозу и порождает состояние экзистенциального вакуума.  Критерий же смысла - человеческая совесть. Из 3-х онтологи-ческих измерений: биологического, психологического и ноэтического - в последнем «локализо-ваны смыслы и ценности» (там же) человека, которые определяют его поведение. Свобода во-ли связана с ответственностью за совершаемые выборы, иначе она становится произ-волом. Для логотерапии необходимо осознание пациентом ответственности за нахождение и реализацию смысла жизни.
Нет обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Лого-терапия помогает увидеть человеку весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в си-туации и выбрать согласный с совестью пациента. Смысл при этом должен быть не только най-ден, но и реализован.
По Франклу, «мир человека относится к «сверхмиру» так же, как среда обитания животного от-носится к миру человека» (2, стр.376). Как обезьяна не понимает, зачем ей делают болезненную инъекцию, (для получения сыворотки), так и человеку не понятен сверхсмысл его страданий.
«Религиозная вера является в конечном счете верой в сверхсмысл» (4, стр.1126). Именно по-этому Франкл считает, что единого Бога можно обрести посредством любой религии. Так же он считает, что представление о метасмысле не обязательно теистично, и нерелигиозный человек может быть религиозен на бессознательном уровне, например, верить в смысл жизни. Феномен веры Франкл рассматривает как более широкую веру в смысл. Логотерапия не должна верить в божественные откровения, потому что это подразумевает выбор в пользу веры. Религиозность для Франкла, как и для Эйнштейна, ограничивается, таким образом, вопросом о смысле жизни. Веру в Личного Бога Виктор называет «религиозной близорукостью» (2, стр.377), а церкви, по его мнению, «не занимаются ничем другим, кроме переманивания друг у друга верующих» (2, стр.378). Разнообразие религий для него есть подобие разнообразия языков.
Отказываясь от принадлежности к какой-либо конфессии в логотерапии, он все же пропаганди-рует ньюэйджевскую идею универсальной, личной и «персонализированной религиозности, с помощью которой каждый сможет общаться с богом на своем собственном, личном, интимном языке» (там же). В этой религии не будет ритуалов и символов (т.е.церкви).
В концепции Франкла рождается феномен веры без Бога, веры в «смысл жизни». 10 заповедей для многих потеряли свою силу (2, стр.380), это он заметил правильно. Для секуляризованного со-временного человека им как бы конструируется новая религиозность, персонализированная, о ко-торой говорил в своем пророчестве преподобный Серафим Саровский. Он описывал религиоз-ность общества при втором пришествии Иисуса Христа именно персонализированную, говоря, что люди в своем большинстве будут верующими, но вер будет столько, сколько и людей.
Безусловно, следствие стольких вер и веры в «смысл жизни» есть и будет бесконечное разно-образие нравственных норм, которые могут сильно отличаться друг от друга и даже приводить к вере и поклонению сатане, как «доброму богу». Когда нет объективного и абсолютного кри-терия нравственности, то нет и самой нравственности. Отход от абсолютного критерия - Бога - всегда чреват отступлением и от нравственности. И наоборот, отступление от абсолют-ных критериев нравственности влечет за собой и потерю в реальное существование абсолютно-го критерия нравственности - Бога. То есть, можно утверждать, что Франклом разработана пси-хотерапевтическая техника размывания нравственных норм и истины.
Александр Введенский в своей лекции в Санкт-Петербургских высших женских курсах в 1896 г. говорил: «Относительно ценные цели ценны не сами по себе, а лишь в зависимости от ценности той верховной цели, для которой они служат средством, так что если вовсе нет абсолютно ценной цели, то не может быть и относительно ценных целей» (5, стр.99) А.Введенский. Условия допустимости веры в смысл жизни. Публичная лекция.\. А смысл жизни всегда есть «ценная цель жизни» (там же, стр. 98). Если не существует кантовских постулатов Бога, свободы и бессмертия (6, стр.198), то не может существовать и нравственности. Нравст-венности нет без свободы воли. Бессмертие дает бесконечную перспективу для добродетели и счастья, давая смысл для добродетели в нашей жизни. А Бог  - гарант абсолютных этики и ра-зума (категорического императива), источник этических законов. Достижение высшего блага (это счастье и достоинство его) возможно только при существовании Бога. Если Бога нет, то жизнь че-ловека не может обладать никаким смыслом вообще.
1. Прот.Владислав Свешников. Очерки христианской этики. Паломник. М. 2000.
2. Франкл В. Психотерапия и религия.\\ Франкл В. Человек в поисках смысла. М. 1990.
3. Психология. Словарь. Изд. 2-е. Под ред.А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. Изд-во полит.лит-ры. М. 1990.
4. Религиоведение. Энциклопедический словарь. Под ред.А.П.Забияко, А.Н.Красникова, Е.С.Элбакян. Академический прект. М. 2006.
5. Смысл жизни. Антология. Общ.редакция и составление Н.К.Гаврюшина. М. Изд.группа «Прогресс». «Культура». 1994.
6. Философский энциклопедический словарь. ИНФРА-М. М. 1999.
Продолжение следует.
Серафима Загорская

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.