Газета "Вестник" №7-2012

О жизни по совести и о том, как важно просвещать совесть светом Евангелия

ЗДРАВОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРАВИЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ СОВЕСТИ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО В НЕДРЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
СВТ. ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ)


Сегодня часто можно услышать такие слова: «Я живу по совести и думаю, что этого достаточно, чтобы быть достойным человеком. А 94748_350.постоянное обращение к Богу, церковные Таинства - это не для всех». Что нового несет в себе Евангелие? Какова природа нашей совести? Почему все же необходимо просвещать нашу душу Божественной истиной и руководствоваться не только внутренними нравственными принципами, но и Евангельскими заповедями? Для чего в Церкви существуют Таинства исповеди и причастия и как они могут повлиять на «работу» нашей со-вести? Попытке дать ответ на эти вопросы посвящена данная статья.
Существует несколько способов, которые даровал нам Господь для распознавания добрых и злых дел. Святитель Филарет (Дроздов) выделяет среди них Закон Божий внутренний (совесть) и Закон Божий внешний (заповеди).1 Эти два средства теснейшим образом друг с другом связаны и должны восприниматься нами как единое целое. Начнем с совести.
Св. Иоанн Кронштадтский спрашивает: «Кто начертал на сердцах всех людей закон совести, и она доселе у всех добро награждает, а зло наказывает?  - Боже всемогущий, премудрый и все-благий!»2. Итак, совесть - это дар Божий, голос Божий в человеке. Но кто из нас может похва-стать тем, что его восприятие Божественного отличается особенной чистотой и ясностью? Здесь на помощь приходят евангельские заповеди. Они способны указать верный путь человеку, со-весть которого существенно искажает Божественную истину, а то и вовсе извращает ее. Святи-тель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «просвещенная и изощренная Евангелием совесть подробно и ясно показывает человеку его согрешения, и самые малейшие».3 Особенное внимание хочется обратить на необходимость Евангелия для просвещения нашей совести. Ведь люди малоцерковные могут возразить и сказать, что лично им достаточно и обычных (личных) нравственных принципов, а в Евангелие углубляться не стоит. Для того чтобы ответить на это воз-ражение, необходимо понять, зачем Бог даровал нам такой бесценный дар - совесть.
Господь учит нас мириться с нашим соперником, пока мы еще на пути с ним, в противном слу-чае соперник отдаст нас судье, а судья ввергнет в темницу, откуда человек не выйдет, пока не отдаст последнего кодранта (Мф. 5: 25, 26). Святые отцы (например, авва Дорофей) под «сопер-ником» понимают именно совесть. Таким образом, слушать увещевания совести для нас не про-сто полезно, но спасительно, необходимо для вечной жизни. Но почему совесть нужно не просто «слушаться», но и постоянно развивать и совершенствовать, просвещая Евангельской истиной?
Господь, говоря о Царстве Небесном, сказал, что оно «внутрь нас есть» (Лк. 17: 20- 1). Цель зем-ной жизни христианина  - раскрыть скрывающиеся в нем глубины вечности. Таким образом, совесть является путеводной звездой по безднам нашей души, и от того, насколько ярко и чис-то она светит нашему уму, взирающему на душу, настолько мы и сможем познать Бога, пребываю-щего в нас. Невидение Бога, в свою очередь, приводит к духовной и физической смерти че-ловека. Способна ли наша совесть справиться с такой ответственной задачей и без Божией помощи указать верный путь в горний Иерусалим? Святые отцы отвечают единогласно - никак не может. А если так, то Евангелие становится необходимым именно для того, чтобы с большей ясностью уви-деть Божий образ, сокрытый в человеке.
По своем сотворении все естество человека принадлежало чистому добру, без малейшей примеси зла. После грехопадения ситуация изменилась. Свт. Игнатий (Брянчанинов) ставит следующий ди-агноз падшему человечеству: «Прившедшее в человека зло так смешалось и слилось с при-родным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтоб не действовало вместе и зло». И далее: «Пагубно льстя себе и обманывая себя, пад-шие человеки называют и признают свой разум здравым».4 Выходит, что совесть в таких условиях уже не может в совершенстве распознавать доброе и отделять его от зла. Более того, часто мы самые настоящие страсти признаем «за побуждения правды и действие их за действие бла-годати Божией или за утешение совести».5
Но милостивый Господь искупил нас Своей драгоценной Кровью и воскресил в нас прежде падший образ Свой. Более того, обновив наше естество, Христос призвал следовать за Ним, чтобы «всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:15). Что для этого необходимо? «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный», - учит нас Спаситель. Значит, для достижения вечной радости, Царства Небесного, нужно не просто жить «по совести», но усвоить себе весь образ жизни Христа, возрасти в возраст Христа, как учит нас апостол Павел (Еф. 4: 13)! Св. Василий Великий говорил, что, «кто уподобился Богу..., тот, без сомнения, приобретает и подо-бие Божией жизни, постоянно пребывая в вечном блаженстве»6. Наше греховное естество должно преобразиться настолько, чтобы стать Христовым естеством. «Бесконечная радость обымет ту ду-шу, на которую, воззрев, Господь признает в ней сходство с Собою», - восклицал свт. Игнатий (Брянчанинов).7 Человек - образ Божий и, «не имея в себе Божия света» (преп. Макарий Египет-ский), всю свою жизнь стремится к Первообразу -  к Богу.8
 От падшей природы нашей мы до конца не освободились. Свт. Игнатий указывает на то, что после искупления естество наше не изменилось, но, тем не менее, все же приобщилось естеству Божию. Совесть наша по прежнему искажает Божественную истину и не в силах раскрыть в нас Божий образ настолько, чтобы напоить вечностью нашу душу, которая, как земля иссохшая, стремится к Богу (Пс.  2: 1, Пс. 142: 6). Здесь и появляется острая потребность в просвещении нашей греховной души све-том Евангелия, дарованного нам Иисусом Христом. Постепенно усваивая себе навык делания евангельских заповедей, мы утончаем нашу совесть, делаем ее способной видеть самые ма-лейшие отклонения от Евангельской истины. Понимая, что сами по себе не в силах исцелить душу от язв, мы спешим на Таинство исповеди и просим у Всевышнего исцеления и сил жить «про-чее время жизни для Него, возлюбленного Бога нашего». А после исповеди идем на Святое Причас-тие, вновь соединяемся с попранным нами Христом и с новыми силами и надежной возвращаемся к духовной брани. Совесть же наша, уже просвещенная и освященная Божественным светом, указы-вает путь, которым нам следовать.
1 Изречения свт. Филарета (Дроздова). // О мире душевном. - М.: Братство св. апостола Иоанна Бого-слова, 2010. - С. 105
2 Святые отцы о совести. - [Электронный ресурс]. - Библиотека Глинских чтений. - URL: http://www.glinskie.ru/biblio/o_sovesti/_content.html
3 Свт. Игнатий Брянчанинов. О совести // Избранные творения. Т.1. - М.: Сибирская Благозвонница, 2009. - С. 111
4 Св. Игнатий (Брянчанинов). Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу // Избранные творения. - СПб.: Приход святителя Игнатия Брянчанинова, 2010. - С. 130
5 Там же. - С. 135
6 Архиепископ Сергий Страгородский. Православное учение о спасении. - М.: «Просветитель», 1991. - С. 96-97
7 Свт. Игнатий Брянчанинов. О совести. // Избранные творения. Т.1. - М.: Сибирская Благозвонница, 2009. - С. 112
8Архиепископ Сергий Страгородский. Православное учение о спасении. - М.: «Просветитель», 1991. - С. 97

Даниил Салищев

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.