Газета "Вестник" №9- 2024 г.
Правда ли, что на всё воля Божия?
«На всё воля Божия» – это изречение знакомо всем. Христиане используют его в самых разных контекстах, как по делу, так и не совсем. В большинстве случаев эту фразу используют в ситуациях, когда речь идет о каком-то конкретном случае. Например, у человека обнаружили онкологию. Он говорит: «На всё воля Божия». Этими словами человек признаёт, что эта болезнь является частью Промысла о нем и смиренно принимает ее. Но если с болезнями все более-менее понятно, то как быть со злом, причиной которого является сам человек? Например, можно ли, узнав, что за 50 дней бомбежек погибло 5300 палестинских детей, сказать: «На всё воля Божия?» Ведь это все равно, что сказать – Бог этого хочет. Действительно ли Бог этого хочет? И если нет, то почему это происходит?
Начнем с того, что святые отцы всегда строго разделяли понятия – воли Божией и Божия попущения. «Мы непоколебимо должны быть уверены, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но что все происходит или по Его воле, или по Его попущению, именно: все доброе совершается по Его воле и с Его содействием, противное же сему бывает только по Его попущению, когда покровительство Божие оставляя нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает (но не благоволит - авт.) тиранствовать над нами дьяволу или бесчестным плотским страстям» (прп. Иоанн Кассиан Римлянин). Как видим Иоанн Кассиан делает строгое различие между волей Божией и Его попущением. Той же мысли придерживается и прп. Иоанн Дамаскин: «Из того, что подлежит Промыслу, одно бывает по благоволению (по воле), другое – по снисхождению (по попущению). По благоволению – то, что беспрекословно хорошо; видов же снисхождения (попущения) много». И далее он перечисляет многие примеры попущения Божия: впадения праведников в несчастья, страдания святых, страдания для возбуждения соревнования в душе другого, впадения в постыдные дела и т.д.
Да и кто осмелится приписывать воле Божией грехи и различного рода зло, творимое в мире? Сам Бог говорит, что ненавидит творимое людьми беззаконие (Откр. 2:6). Здесь мы неизбежно сталкиваемся с таким немаловажным фактором, как – свободная воля человека. Почему пал Адам? Неужели Господь этого хотел, неужели была на это Его воля? Да не будет! Этого захотел Адам, но не Бог. Однако Бог попустил этому совершиться в силу неприкосновенности свободного произволения человека. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит об этом так: «Из того, что находится в нашей власти, Бог предварительно желает и одобряет дела добрые. Порочных же дел Он не желает ни предварительно, ни потом, но позволяет свободной воле» (человека).
Если мы допустим, что Бог соизволяет творимому в мире злу, то Он неизбежно предстает перед нами в образе страшного существа, которое радуется страданию и смерти своих творений. Но «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем. 1:13). А апостол Иоанн Богослов прямо утверждает, что принципы, которыми руководствуется сей мир, то есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, существуют не по воле Отца, но по воле сынов человеческих: «Не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2:16).
Да, Господь действительно сказал: «В мире скорбни будете» (Ин. 16:33). Но одно дело скорби ради Христа и Его учения и другое дело погибель души. В виду этого и искушения следует различать. Про искушения, которые закаляют нашу веру, апостол Иаков сказал: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1:2). И совсем другое дело искушения, которые чреваты погибелью для души. Даже Сам Господь заповедал нам молиться об избавлении от этих страшных искушений: «...и не введи нас во искушение...».
Тем не менее, мир переполнен страшными примерами проявления т.н. «воли Божией».
– Почему погибают монахи: прельстившись, вешаются, бросаются в обрывы, в огонь, в колодцы? Неужели это проявление воли Божией?
– Почему миллионы некрещеных младенцев умирают, так и не увидев белый свет? И это воля Божия?
– Почему в бесчисленных войнах, которые именуются общественным злом, погибает огромное количество людей, в том числе детей и мирных жителей? И это воля Божия?
–Почему корыстолюбивые судьи осуждают на смерть невиновных, а оправдывают виновных и тем самым открывают перед ними широкий оперативный простор для бесчисленного рода зол? Неужели все это и многое другое происходит по воле Божией?
Конечно, нет на это ни в коем случае никакой воли Божией и быть не может, как и многие святые говорят. Тем не менее, все это происходит. Значит, оно происходит по каким-то другим принципам и духовным законам. Это и есть – попущение Божие.
Кто-то здесь может вспомнить слова Спасителя: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10:29). Однако речь здесь идет не о том, что Бог благоволит к смерти птиц, а о Промысле Божием. Он знает, сколько волос у человека и знает о смерти каждой птицы, даже самой маленькой. Эту же мысль высказывает и святой Златоуст: «И чтобы тогда, когда будут их умерщвлять и закалать, они не подумали, что терпят все потому, что оставлены Богом, опять начинает речь о Божием промысле. Что, говорит, малозначительнее их (маленьких птиц)? Однако же и их нельзя уловить без ведения Божия. Он не то говорит, что падают по содействию Божию (это недостойно Бога); а только то, что ничего не происходит такого, что бы Ему было неизвестно». «И, однако, ни один из них (воробьев) не впадает в сеть без Бога, разумеется, не по содействию Его, а по допущению» (Евфимий Зигабен).
Кто признает за волей Божией погибель человеческих душ и тел, тот забывает слова Христовы: «Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным да погибнет един от малых сих» (Мф. 18:14). Нет на это воли Божией, сказал Господь. Но ведь это происходит.
Мысль о том, что в мире действует не только воля Божия, но и сатанинская, которой Господь попускает что-либо делать, подтверждает и избранный сосуд Божий. Он пишет в послании к Фессалоникийцам: «И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» (Фес. 2:18). А теперь послушаем, как толкует это место блаженный Феофилакт: «Что ты говоришь? Сатана возбраняет? Так точно, ибо это не было дело Божие. В послании к Римлянам говорит, что Бог воспрепятствовал (Рим. 1:13,15,22) и Лука говорит, что Дух воспрепятствовал им (Деян. 16:6,7) и в послании к Коринфянам говорит, что это было дело Духа. (2Кор. 1:22) Здесь же просто, что это дело сатаны, который наводит сильные и внезапные искушения, конечно, по попущению Божию». Убедительней, кажется, не скажешь. Более подробно о сатанинских действиях в мире можно прочитать в книге Иова.
Итак, в Священном Писании и у святых отцов находим, что эти два понятия должно строго различать, но никак не смешивать. То есть из всего вышеизложенного можно сформулировать этим понятиям следующие определения:
Воля Божия – это то, к чему Бог благоволит, чего Он хочет и желает и чему содействует. Это, как правило, добро и благо. «Воля Божия есть освящение ваше» (1Фес. 4:3).
Попущение Божие – это то, чего Господь не желает, но попускает этому случиться в силу тех или иных обстоятельств (обычно это свободная воля человека).
Бог никогда не благоволит ко злу. «Будьте святы, потому что Я Свят, Господь Бог ваш» (Лев. 11:44). Но Он умеет премудро обращать зло в добро и зло заставляет работать на добро. Однако при всем при том Он всегда остается противником зла. Это подтвердил патриарх Иосиф: «Вот вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть» (Быт. 50:20). То есть Господь попустил этому произойти. Ибо то, что творили братья Иосифа, когда хотели его убить, бросили в колодец, наконец, продали в рабство – никак не может быть волей Божией. Иосиф назвал эти действия братьев злом, а зло нельзя приписывать благоволению Божию. «Бог никогда не допустит случиться злу, если из него не произойдёт много добра» (прп. Паисий Святогорец). При этом ответственность с людей ни в коем случае не снимается: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7).
Таким образом, не будем выставлять себя невеждами, слыша о каком-нибудь учиненном зле и говоря по привычке: «На всё воля Божия». Понятие греха, который господствует в мире, никак не может быть идентифицировано с волей Божией. И воля Божия «благая и совершенная» (Рим. 12:2) никогда не позиционировала себя в порочном или преступном обличье. «Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил» (1Ин. З:8). Мир пресмыкается во зле, не потому что этого хочет Бог, но потому что этого хочет грехолюбивый человек.
Иеромонах Роман (Кропотов)