Поиск по архиву

Журнал "Кораблик" 1 (35) - 2013 г.

Пойте Богу нашему, пойте

Мир, в котором мы живём, является творением премудрого и благого Создателя. Господь создал этот мир прекрасным и гармоничным, так что всякий внимательный человек по красоте этого видимого мира познаёт и его невидимого Творца. Но и сам человек содержит в себе тайны, которые напоминают ему о Боге. Это и голос совести, обличающий злые поступки человека и награждающий миром за добрые.

Это стремление творить и создавать, что делает его похожим на своего Создателя. Это и премудрое строение самого человека, тоже говорящее о Высшем Божественном Разуме.

Но есть в человеке ещё одна неизведанная тайна, которая также напоминает ему о небесном мире – это стремление петь.

Наверно, нет ни одного человека на земле, у которого никогда не возникало желание спеть песню. При этом наличие слуха и голоса не имеет значения, душа сама непонятным образом стремится к пению и с радостью внимает ему.

Что же это за таинственное явление человеческой природы? Откуда в человеке живет такое неудержимое стремление к пению?

Можно с уверенностью сказать, что пение – это не просто дар Божий, но это такой дар, который говорит о вещах небесных и уподобляет человека ангелам. И происходит это потому, что пение имеет своей родиной Небо – именно с Небес оно спустилось к нам на землю.

Пение существовало ещё задолго до того, как на земле появился первый человек. Сам Господь сказал праведному Иову, что, когда сотворил Он звёзды на небе, все ангелы воспели Ему радостную песнь хваления. И поскольку стремление к небесному и радостному вложено в саму природу человеческой души, то становится понятно такое сильное тяготение человека к пению.

Многие святые в божественных откровениях видели на небе ангелов Божиих, славословящих Творца. Например, пророк Божий Илия был восхищен на Небо и видел у престола Божия шестикрылых Серафимов, которые взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его».

Святой Игнатий Богоносец видел на небе ангельские хоры, которые воспевали Бога попеременно. Именно после этого видения, по примеру бесплотных сил, он ввёл в Антиохийской Церкви антифонное, то есть поочерёдное пение.

В 439 году в Константинополе было страшное землетрясение, унесшее жизни многих людей. Царь Феодосий Младший вместе с Патриархом и всем народом обратились к Богу с мольбой о прекращении этой напасти, которая обычно постигает людей за грехи. Во время общего молебного пения один благочестивый отрок невидимой силой на глазах у всех был поднят на небо и через некоторое время невредимым опущен на землю. Он рассказал, что видел на небе ангельские лики, которые пели Богу: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Народ воспринял это как указание свыше и, добавив к этому славословию покаянное прошение «Помилуй нас», вознёс эту дивную молитву ко Господу. После этого землетрясение прекратилось. С тех пор Трисвятая ангельская песнь навсегда вошла в богослужебный церковный обиход.

Когда родился Младенец Христос, то Господу было угодно не просто возвестить об этом пастухам, но и явить им многочисленное небесное воинство, славящее и воспевающее Бога: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Сам Спаситель показал пример духовных песнопений. Евангелие рассказывает, что после Тайной вечери, отправляясь на гору Елеонскую, Господь воспел с учениками псалмы, тем самым освятив эту традицию на все последующие века.

Как мы видим, пение действительно имеет неземное происхождение, оно было подарено человечеству Богом через Его верных служителей – Ангелов. Не случайно византийское пение, пришедшее на Русь из Константинополя, так и называлось ангелогласие.

Не только в древности, но и во все времена человек стремился к пению.

Кто-то пел так, как мог, а кто-то посвящал этому всю свою жизнь. Были и такие, которые получали этот дар от Бога, например, преподобный Роман Сладкопевец. Он от самой Божией Матери получил дар и сочинять духовные песнопения, и прекрасно их исполнять. Другим любимцем Богоматери был преподобный Иоанн Кукузель, который с детства обладал прекрасным голосом. Его пение было настолько волшебным, что изумляло не только людей, но и животных, которые, как заворожённые, слушали его.

Пение помогает с радостью выдерживать продолжительные церковные службы и лучше усваивать смысл богослужебных песнопений. Оно одухотворяет человека, возносит его мысль от всего земного к небесному. Пение помогает преодолеть злобу, примирить враждующих, служит лучшим средством для объединения людей, так как является выражением общих мыслей и общего настроения собравшихся. Не случайно в первые века христианства, когда у верующих было «одно сердце и одна душа», христиане за богослужением пели все вместе «едиными устами и единым сердцем».

 Иеромонах Роман (Кропотов)

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.