Поиск по архиву

Журнал "Кораблик" 2 (6) - 2008 г.

Преподобный Иосиф Волоцкий

Преподобный Иосиф Волоцкий

Молитва – есть великий и бесценный дар Божий человеку. Какое счастье в молитве разговаривать с Самим Творцом! С детской доверчивостью и простотой обращаться к Небесному Отцу; знать, что Он слышит тебя, что Он смотрит на тебя, что Он любит тебя. Именно для того, чтобы вдали от мирских забот можно было вполне предаться этому сладчайшему занятию – молитве, и удалился преподобный отец наш Пафнутий в боровские леса.

Он и не помышлял о том, что будет наставником многих душ ищущих спасения, ибо мысли такие не пригожи смиренному, ищущему уединения сердцу. Но неложно слово Божие: „Не может укрыться город, стоящий на верху горы“. И потянулся люд православный к преподобному старцу. Кто за советом, кто за благословением и молитвой, а кто и с крепким желанием подражать преподобному Пафнутию в подвигах самоотвержения и молитвы и вверить себя его мудрому руководству.

В 1460 году 13 февраля пришел в Боровский монастырь один юноша.

Будучи 20 лет от роду, он имел горячее желание навсегда остаться в обители и служить Господу. Звали его Иван Санин. Это и был будущий великий старец и игумен Волоцкий Иосиф. Не утаилась будущая судьба молодого юноши от духовного взора старца Пафнутия. „Этот юноша имеет духовную силу и создаст обитель не меньше нашей“, — пророчески произнес преподобный Пафнутий, что и исполнилось в будущем.

В тот же день преподобный Пафнутий совершил над Иваном иноческий постриг, чем несказанно обрадовал его. В иночестве Иван получил имя Иосиф, в честь ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного. И по­шел преподобный Иосиф узкой стезей иноческого жития ве­дущей в Царство Не­бесное. Пост, молитва, тяжелые монастырские послушания стали неот­лучными друзьями и посто­янными спутниками его жизни.

Иосиф был крепок телом, и потому его определили сначала в поварню, а затем в пекарню. Работы было хоть отбавляй, так как кормилось в монастыре великое множество народа. Бывало, в голодные годы приходило в день до тысячи голода­ющих. Подвизался Иосиф и в монастырс­кой больнице, где с любовью и кротостью ухаживал за больными.

Обучившись еще в отроческом возрас­те грамоте по Псалтири, преподобный Иосиф исполнял должность екклисиарха (ключарь церковный), занимаясь перепи­сыванием книг. От этого развилась в нем большая образованность и начитанность, о чем и поныне говорят его писания.

Отец Пафнутий приблизил Иосифа к себе и поручил управлять монасты­рем, следить за порядком, усматривая в нем своего приемника. Так в дейс­твительности и случилось. Сразу после блаженной кончины преподоб­ного Пафнутия в 1477 году, великий князь Иоанн утвердил за преподоб­ным Иосифом настоятельство в Бо­ровском монастыре, а митрополит Геронтий возвел его в сан игумена.

Но не сложилась жизнь у отца Ио­сифа в Боровском монастыре. Было ему по сердцу житие общежитель­ное, но братия воспротивилась ре­шению нового игумена ввести об­щежительный устав. Тогда препо­добный положил в сердце своем со­здать свою обитель с общим житием. Но перед этим он предпринял палом­ническое путешествие по другим обите­лям, чтобы ознакомиться с их уставами избрать себе тот, который приглянется.

Был он в Кирилло-Белоезерской обители, у Макария Калязинского, так же в Твер­ском Свенском монастыре. После этого преподобный Иосиф вернулся в Боровск.

Но, поняв, что братия решительно не желает изменения устава, он с несколькими единодушными братиями, уже навсегда оставил обитель преподобного Пафнутия.

Место для новой обители было явлено чудесным образом Самим Богом. Однажды страшный вихрь вырвал из земли вековые сосны и далеко раскидал их. Таким образом получилась живописная полянка, которая полюбилась преподобному Иосифу. А через несколько дней, молния, блеснувшая среди ясного дня, словно указывая место, ударила в землю. Здесь братия водрузили Животворящий Крест. Это был 1479 год, который считается годом основания обители.

Постепенно, с помощью Божией, вырос на этом месте монастырь с деревянной церковью, освященною в честь Успения Божией Матери, и жилыми постройками.

Преподобный Иосиф вырыл неподалеку колодец, над которым впоследствии воздвигли часовню. Монастырь свой он устроил по примеру Кириллова монастыря со строгим общежительным уставом. Все у братии было общее: одежда, обувь, пища.

Все обязательно трудились на послушаниях и по первому удару в било собирались в церковь на совместную молитву. „Согласно уставу, вся братия делилась на старшую и меньшую. Новоначальные монахи подчинялись старцам, из которых выбирались 10 соборных старцев, на которых лежала ответственность за управление монастырем“. Во главе стоял игумен, в его отсутствие все дела справлялись келарем и казначеем.

Несмотря на строгость жития, преподобного Иосифа никогда не видели дряхлым или изнемогшим. Напротив, был он всегда бодр и светел, давал братии мудрые советы и своей молитвой укреплял их на духовном поприще. Был преподобный „совершенным представителем русского идеала красоты: лицом уподоблялся древнему Иосифу (Прекрасному), с темно-русыми волосами, с округленной, не слишком длинной бородой“. Благолепие и светлость его внешнего вида были отображением его внутренней нетленной красоты кроткого и молчаливого духа, которая драгоценна пред Богом.

Очень любил преподобный Иосиф помогать нуждающимся. Если кто из простолюдинов имел нужду в семенах для посева, лишался домашнего скота или ломал орудие труда, либо имел другую нужду, – преподобный Иосиф выдавал им все необходимое и никого не отпускал с пустыми руками.

Далеко расходилась слава о мудром и добродетельном игумене Волоцком и привлекала к нему скорбящие и сомневающиеся души. Князь Волоколамский Борис часто посещал преподобного, открывая ему свою душу, и руководствовался своей жизни его духовными наставлениями. Многие бояре и вельможи избирали преподобного Иосифа своим духовным отцом и почитали за счастье для себя побеседовать с ним на пользу души.

Обитель между тем возрастала, число братии доходило уже до 100 человек. Малая деревянная церковь не вмещала всех. Тогда в 1485 году, на большие пожертвования, был воздвигнут каменный храм, а через три года, в 1488 году, был расписан учениками преподобного Пафнутия, старцами: Паисием, Досифеем, Вассианом и Дионисием. Так сбылось предсказание преподобного Пафнутия, которое он изрек при постриге юного Иосифа: он действительно основал святую обитель, из которой день и ночь воссылались славословия Богу.

В то время появилась так называемая „ересь жидовствующих“, которая распространялась подобно заразе по Русской земле. Еретики явно ругались вере православной, порочили догматы Православия, отвергали святые иконы, жгли священные книги и производили еще много беспорядков в Церкви. В эту губительную ересь был вовлечен не только простой люд, но и представители священноначалия.

Даже Московский Митрополит Зосима принял сторону еретиков. Преподобный Иосиф, как истинный сын Православной Церкви, воспитанный своим духовным наставником в догматах истинной веры, первый возвысил свой голос против ереси. Он составил 16 обличительных слов против еретического учения.

Впоследствии, собранные вместе эти слова получили название „Просветитель“, который считается первым богословским сочинением Древней Руси.

Преподобный видел великую опасность для Православия от этой ереси, а потому призывал к суровым мерам против еретиков.

К концу жизни преподобный Иосиф часто болел. У него сильно ослабло зрение, так что он совсем не мог читать и едва видел. По болезни он не мог даже ходить, и братия носила его в храм, где он в уединении слушал церковную службу. Незадолго до смерти преподобный принял великую схиму. По его просьбе братия избрали себе нового игумена Даниила, будущего митрополита, с которым преподобный Иосиф много беседовал о том, как ему справлять игуменскую должность. 9 сентября 1515 года причастившись накануне Святых Тайн, во время утрени, при пении Великого славословия, преподобный предал дух свой Богу, прожив 76 лет от роду. Московским Собором 1578 года, преподобный Иосиф Волоколамский был причислен к лику святых и ему установлено совершать память, как местночтимому святому. А Собор 1591 года установил праздновать ему память повсеместно.

И теперь, предстоя вместе со своим духовным наставником преподобным Пафнутием престолу Божию, он умоляет Всевышнего Творца даровать нам и в этой жизни все потребное и в будущей не лишить нас Царствия Небесного.

Иеромонах Роман (Кропотов)

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.