Журнал "Кораблик" 4 (4) - 2007 г.
Старец Амвросий Балабановский
Благословенная Оптина пустынь возрастила и воспитала в своих стенах множество угодников Божиих, которые, как яркие звездочки среди ночного неба, указывали путь всем ищущим Царствия Небесного. Один из тех, кому посчастливилось пройти мудрую школу духовного окормления в этой святой обители, был схиархимандрит Амвросий (Иванов), дивный старец, ставший достойным приемником по духу преподобного Амвросия Оптинского (Гренкова).
Родился батюшка Амвросий в Тамбовской области, в селе Копыл 2 января 1879 года, в день памяти святителя Василия Великого, и назван был в его честь Василием. Как видим, по месту рождения батюшка — земляк таких великих святых, как Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, Силуан Афонский. Отца его звали Федор Никандрович Иванов, а мать — Наталья Семеновна. Хотя семья и была материально небогата, но зато богата благочестием, что гораздо важнее. Отец и мать будущего батюшки были глубоко верующими людьми и эти семена благочестия старались посеять в своих детях. Особенное влияние на маленького Василия оказывала его мама, для которой, по словам старца, „воспитать дитя в религиозном духе и хорошем послушном поведении являлось обычным стремлением“. Как потом писал сам батюшка, именно „по ее желанию и благословению я стал тем, что есть“.
Несмотря на свой скромный достаток, эта благочестивая семья никогда не отказывала в помощи нуждающимся и охотно помогала всем нищим и сиротам. Родители Василия были во всем единомысленны и любили посещать святые места. Его маме, Наталье Семеновне, посчастливилось побывать на Святой Земле. Ее рассказ об этом путешествии, по словам старца, оставил в его душе одно из самых ярких впечатлений детства.
Когда Василию было около восьми лет, родители взяли его с собой в Оптину пустынь, где уже давно подвизался дядя Василия, брат его матери иеромонах Иеремия. Тогдашние старцы оказали мальчику ласковый прием. Говорят, что отрок Василий получил здесь благословение самого преподобного Амвросия, великого старца Оптинского, а также было ему предсказано, что он будет приемником по духу этого великого старца и унаследует его имя. Паломничество в Оптину повлияло на всю дальнейшую жизнь будущего батюшки.
После смерти его отца, Федора Никандровича, наступили для семьи трудные времена. Все хозяйство перешло старшему брату отца. Это был буйный и жестокий человек. Он вскоре растратил все имение, и в семье наступил голод. Тогда Василию приходилось за гроши трудиться у богатых людей, чтобы как-то прокормить себя и мать. Но через некоторое время мать и сын решили разойтись по монастырям. „И вот, — пишет отец Амвросий, — мы договорились, что мать уйдет к своей сестре в Таволжский монастырь, а я — к дяде в Калужскую Оптину пустынь“. Таким образом, 15 марта 1897 года, после непродолжительных сборов юноша Василий, напутствуемый молитвами матери, покидает родной дом и держит путь в Оптину пустынь. Вместе с ним согласился ехать его товарищ Яков Пронин, который тоже хотел пойти в монастырь.
В ту пору настоятелем этой обители был архимандрит Досифей. Он радушно встретил юношей и велел своему келейнику показать им обитель и монастырское хозяйство. Тогда загорелось сердце Василия святой ревностью о спасении, он и его товарищ Яков стали просить отца Досифея оставить их в обители навсегда. Настоятель принял их, одел в подрясники и велел дать им келью на двоих.
Первое время, привыкая к новой монастырской жизни и еще не вполне оставив мирские привычки, ребята немного шалили. В рухольной (монастырский склад) стояли пустые бочки для засолки овощей, и „мальчики прятались в них, распевая мирские песни во весь голос“.
А петь, надо сказать, они умели неплохо. Тогда по просьбе регента отца Корнилия им дали послушание петь в церковном хоре. Батюшка Амвросий впоследствии писал: „... монастырское пение мне так скоро далось, что я был назначен канонархом и стал других учить нотному пению“.
В 1902 г. Василия хотели было призвать в солдаты, но не взяли — как единственного сына у матери. Всего прожил он в Оптиной пустыни семь лет (с 1897 по 1904 гг.) и, по воле Божией, переведен был в Пафнутьев-Боровский монастырь. Случилось это так. У преподобного Амвросия Оптинского был духовный сын отец Венедикт (Дьяконов), исполнявший обязанность письмоводителя у старца. По смерти великого старца Амвросия иеромонаха Венедикта указом Святейшего Синода возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем в Пафнутьев-Боровский монастырь. Он, помня послушника Василия еще по Оптиной пустыни, как хорошего певчего, попросил перевести его в Боровский монастырь, что и было исполнено.
Итак, простившись с благословенной Оптиной, Василий поступает в обитель преподобного Пафнутия и получает послушание регента монастырского хора. Поначалу хор был маленький и пение слабое. Но уже через несколько лет, благодаря самоотверженным трудам Василия, хор стал значительно больше. Василий ходил в школу при монастыре и давал уроки пения. В то же время он выбирал наиболее способных мальчиков и особо занимался с ними церковным пением. Хор приобрел большую известность. Сам батюшка писал: „С помощью Божией за молитвы преподобного Пафнутия у нас пение стало еще лучше“.
В награду за труды во славу Божию отец Венедикт исходатайствовал своему любимому регенту досрочный постриг и в 1911 году сам его постриг, дав имя Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского и в память о своем духовном наставнике. В том же году его рукоположили во иеродиакона, а еще через год в иеромонаха.
В 1917 году случилось в России великое несчастье — произошла революция и вскоре пришел конец тихой монастырской жизни. К власти пришли богоборцы, и в 1923 г. обитель преподобного Пафнутия была обращена в трудовую коммуну. Монахи разошлись кто куда, а батюшку Амвросия, по благословению епископа Алексия (Житецкого), назначили в село Иклинское Калужской губернии. Трудное это было время. Повсюду арестовывали и расстреливали священнослужителей и монашествующих, люди жили в страхе. Но и в это скорбное время двери его дома были открыты для всех страждущих, и каждый находил здесь духовную помощь и утешение.
Но не миновала чаша страданий и отца Амвросия. По злобному навету его обвинили в хранении оружия. И хотя оружие найдено не было, батюшку осудили на „10 лет исправительных работ“. Много страданий и горя претерпел старец в это время. Трудным этапом повезли его вместе с другими заключенными в Казахстан, в город Семипалатинск. Много людей умерло по дороге от невыносимых условий. Но Господь хранил Своего раба на пользу многим. В этом городе батюшка молитвой и постом исцелил жену начальника тюрьмы, в которой сидел. За это благодеяние начальник тюрьмы исходатайствовал отцу Амвросию досрочное освобождение, — он отбыл в тюрьме три года вместо десяти, и вскоре был выпущен на поселение. По возвращении своем на Родину батюшка некоторое время служил в селе Иклинское.
В то время началась Великая Отечественная война. Много раз Господь хранил отца Амвросия от неминуемой гибели. Однажды во время страшной бомбежки они с мамой совсем было ожидали себе смерти, но Господь отвел беду. Однако храм был разрушен и стал непригоден для богослужений. Тогда Господь призвал Своего раба на новое место. В селе Спас-Прогнанье умер священник, и прихожане стали просить отца Амвросия, которого они и раньше знали, остаться служить у них. Получив благословение Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского), батюшка в 1942 году был назначен настоятелем в Спасо-Преображенский храм села Спас-Прогнанье. Здесь он прослужил оставшиеся 36 лет, вплоть до своей кончины.
Батюшка был добрый и мудрый пастырь. Его радостный и светлый лик, мудрые наставления и та удивительная атмосфера любви и сердечного участия, которая царила рядом, — привлекали к нему множество людей. Его духовному взору были открыты глубины сердец человеческих. И он знал, что сказать каждому, дабы исцелить, поддержать, утешить скорбящую душу.
Всю свою долгую жизнь, а прожил он почти сто лет, он имел прекрасный голос и часто исполнял духовные песни играя на старинной фисгармонии, которая стояла в его келье.
Батюшка Амвросий почил смертью праведника. В мирном состоянии духа, простив и исповедав своих пострижениц, сестер тайного женского монастыря, 2/15 октября 1978 года, на второй день Покрова, он переселился на свою вечную Родину, к которой стремился всю жизнь. Перед смертью он сказал: „Приходите ко мне на могилку. Если обрету дерзновение у Господа, буду там за вас молиться“.
И ныне мы веруем, что он обрел дерзновение у Всемилостивого Бога, и обильно помогает всем с верою к нему приходящим.
Иеромонах Роман (Кропотов)