Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Ольга) 2 октября 2011г. Батюшка,благословите. Недавно узнала от своей знакомой, что когда они крестили свою дочь, то крестным отцом был молодой человек, принадлежащай к армянской церкви. Семья моих знакомых - православная. Скажите, пожалуйста, может ли этот молодой человек быть крестным отцом для православной христианки. Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Учитывая то, что переход из Армянской церкви в любую церковь принадлежащую ко Вселенскому Православию (Русскую, Греческую, Болгарскую и т.д.) осуществляется по третьему чину - через покаяние, то он может быть крестным только оставив Армянскую церковь и принеся покаяние в Русской (если дочь принадлежит к РПЦ).
Вопрос (юлия) 22 сентября 2011г. Благословите Батюшка! Подскажите, если во время исповеди покаялся и расскаялся в каком-то грехе, но продолжаешь о нем думать и себя ненавидеть, хотя больше этот грех не совершал после покаяния, нужно ли в нем исповедоваться снова? И если идешь на исповедь к священнику, который возможно будет духовным отцом, нужно ли говорить о уже исповеданных грехах или только о тех, которые совершены к настоящему моменту? Благодарю! Храни Вас Бог!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Повторное исповедание в уже раскаянных грехах не требуется. Нужно верить Святому Духу, а иначе получается какое-то недоверие, как будто либо я не точно выразился, либо Он не правильно меня понял. Однако необходимо всегда помнить свой греховный опыт, не грехи в отдельности (в подробностях), а именно сам факт греха. Это помогает на молитве сохранить чувство своего недостоинства, греховности благодаря чему молитвы становятся действительно кадилом благовонным, так как исходят из сердца сокрушенного и смиренного. Человек помнящий свой греховный опыт вполне искренно считает себя недостойным даже просто имя Божие призвать, не то, что попросить Господа о чем-то.

   Тоже самое касается потенциального духовника. Не нужно ради него ворошить прошлое. Если грехи повторялись, то исповедуйте их, если нет, то не нужно.

Вопрос (Светлана) 21 сентября 2011г. Батюшка, благословите. Прошу объяснить мне следующий вопрос: можно ли крестить ребенка, если его  мама некрещеная? Обязательно ли у ребенка должно быть два крестных родителя?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Самого ребенка крестить можно. Согласно чинопоследованию таинства Крещения, над матерью должны читаться молитвы очищения, также имя матери положено поминать в ектениях. Но все эти нормы касаются исключительно крещеных матерей. Над некрещеными эти молитвы не читаются, так как мать не принадлежит к Церкви. Поэтому некрещеная мать вообще не может принимать участие в таинстве Крещения ребенка. Что касается ее фактического присутствия на таинстве Крещения своего дитя, то этот вопрос нужно обсудить со священником непосредственно совершающим таинство.

Крестный может быть и один, того же пола, что и крещаемый.

Вопрос (Ирина ) 19 сентября 2011г. В каких душевных состояниях нельзя причащаться? Относится ли сюда маловерие, сомнения в вере, отсутствие страха Божия, трепета перед таинством и отсюда мысли, что таким нельзя причащаться?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Причащение Святых Христовых Тайн, является самым великим из таинств в Православной Церкви. В нем мы самым непосредственным образом соединяемся с Богом. Поэтому и степень ответственности и осознанности важности происходящего должна быть максимальной. Осознание ответственности за участие в таинстве как раз и побуждает человека подготовиться как можно серьезнее к этому событию - встрече с Богом. И, напротив, мнение о том, что можно и без подготовки приступать к этому таинству, свидетельствует о легкомысленности и несерьезности приступающего. "Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает" (1Кор.11:27-30), - говорит апостол Павел. То есть, последствиями недостойного причащения может быть даже смерть.

      Естественно, чтобы этого не было нужно иметь совесть в высшей степени спокойной, а сердце чистым. Всякого рода злоба, нежелание примириться с ближним, смертные грехи или нежелание оставить греховный образ жизни, неверие и зловерие - делают человека недостойным причастия и навлекает на него, по слову святителя Игнатия "казни уже не исправительные, но решительные, навлекающие вечную муку... Приступая к Христовым Тайнам из смрада греховного, повергаясь в смрад греховный после принятия Тайн, не видя над собой немедленного наказания, грешники полагают, что никогда не последует никакого наказания. Ошибочное заключение!... Казнь отсрочивается и отсрочивается, но она непременно постигнет нераскаянных, намеренных, упорных грешников" (Практическая энциклопедия. Основы правильной духовной жизни. С.443,444).

      Но не нужно думать, что всякого рода сердечное смятение, маловерие, сомнение, возникающие перед (или после) причастия, являются препятствием для причастия и признаком человеческого недостоинства. Это козни сатаны, пытающегося смутить, раздражить и отвратить человека от причастия. Этому нужно противиться и покаявшись приступать к таинству с осознанием своего недостоинства и надеждой на милость Божию.  

Вопрос (Владимир) 19 сентября 2011г. Я крещен. Но не знаю своего имени данного при крещении. Говорят, надо миропомазаться, докреститься. Могу я это таинство совершить в вашем монастыре? Как мне определиться с конкретным днем? записаться?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

В монастырях не крестят. Для этого нужно обращаться на приходы.

    То, что вы не помните своего имени совсем не говорит о том, что над вами не было совершено таинство Миропомазания. Миропомазание совершается, только если оно не было совершено (то есть, по какой-то причине опущено), а было одно крещение. Сначала идет Крещение, где нарекается имя, а после него уже Миропомазание.

    В вашем случае вам не нужно повторно совершать таинство Миропомазания. Нужно просто выбрать себе святого с таким же именем, как и у вас, который вам по сердцу и его почитать как своего тезоименного святого. Обычно выбирают первого после дня рождения, но это не обязательно, можно любого. Также нужно согласовать этот выбор со своим духовником (духовным лицом).

Вопрос (Ольга) 18 сентября 2011г. Здравствуйте, Батюшка. Скажите, почему в Греции, в православных храмах не исповедуются каждый раз перед Причастием, а у нас это обязательно? Ведь вера-то одна и та же и такая большая разница в таком важном деле?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Вопрос очень интересный. Такая разница проистекает от разницы культурной. Говоря о таинстве Причастия, вы забываете, что здесь Россия, а там Греция. У нас Православие - это всего лишь одна из религий, а Церковь все также отделена от государства. К тому же 70  "красных" лет, очень сильно подкосили российское общество, заразив его целым букетом патологий: материализмом, атеизмом, дарвинизмом, коммунизмом и т.д. В результате у нас каждый день встречаются люди, которые приходят в храм или на исповедь в первый раз в жизни. Чтобы общество вернулось к своим православным истокам и вновь одухотворилось, необходимо 2-3 поколения серьезной духовной работы.

     Что же касается Греции, то это совсем другая песня. Да, вера одна, и даже более того, именно от греков она к нам пришла. Но у них православная страна. Православие в Греции официально является государственной религией. В школах уроки начинаются с "Отче наш", а заканчиваются "Достойно есть". Каждый мальчик с детства знает, что если он соблудит, то уже никогда не станет священником. То есть они не только знают святоотеческие каноны, но и соблюдают их. У них очень сильно развита практика духовничества. Каждый грек имеет духовника. И чтобы причаститься они всегда берут благословение на это.

     Не забывайте, что Исповедь и Причастие, это два автономных таинства, а не одно. И если человек постоянно живет среди православия и, так сказать, варится в православном соку, открывает помыслы духовнику, то частая исповедь становится необязательной. Исповедь может проходить в другом месте, не в храме, а, например, на приеме у духовника (если он имеет священный сан). Они могут исповедаться где-нибудь в течение недели, а в конце недели взять благословение на причастие. В результате может показаться, что они не исповедуются. Кстати говоря, знаю, что и у нас некоторые (то есть, стремящиеся жить благочестиво) это практикуют, то есть исповедуются не перед каждым причастием. Просто у греков все строго расписано и соблюдается. К тому же у них практикуется прочтение в храме общей разрешительной молитвы, и после этого народ причащается. То есть все, согласно правилам и по благословению.

     А что творится у нас? Мы находимся совсем в другом положении, нежели греки. Человек случайно заходит в храм и тут его "осеняет" причаститься. Он и понятия не имеет о какой-то там подготовке, говении и даже к исповеди не готов. А чаще люди просто поисповедуются, но ни слова тебе не скажут о том, что собираются причащаться. Как будто ты это сам должен узнать по глазам этих партизанов. И лишь очень редкие после исповеди берут благословение на причастие. А потом смотришь, а все твои исповедники уже стоят в очереди на причастие - и случайные, и не случайные, и те, которые пришли первый раз, и те, которых ты отправил на подготовку к исповеди, и те, которых ты отправил на подготовку к причастию, и просто посторонние зеваки, вставшие в очередь повинуясь советскому "очередному талонному" инстинкту. Короче, полный беспредел и произвол.

      Думаю, что теперь понятно почему у нас с греками такая разница в практической стороне одного и того же таинства. В конце концов, закон для грешников, а для праведников закон не писан. Но путь к этому состоянию лежит именно через соблюдение закона. Помогай вам Бог.

Вопрос (Ольга) 5 сентября 2011г. Здравствуйте, Батюшка! Простите меня, пожалуйста, помогите мне разобраться в следующем вопросе. Я в 18 лет была неверующей и сделала аборт. Сейчас мне 38, и я, Слава Богу! уверовала. Хожу в церковь, исповедуюсь, причащаюсь и аборт для меня уже неприемлем, я ни за что не сделаю его. Но самое ужасное, что я понимаю, что для меня той, 18-летней, это было необходимо. Если бы у меня был ребенок, то на мне не женился бы человек, который привел меня к вере. То есть я, как-будто, оправдываю себя ту, молодую. Значит ли это, что Господь мне не простил грех, если признак прощения - ненависть к греху?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)  Аборт - есть грех в любом случае, и неважно при каких обстоятельствах и под давлением каких жизненных проблем он совершен. Оправдывать себя в вашем случае очень неразумно (или наивно). Было совершено убийство живого беззащитного человека из крайне прагматичных соображений - ради возможности заключения брака. Обычно должно быть как раз наоборот - брак заключается для продолжения рода и рождения новой жизни. То, что ваш муж повлиял на ваше религиозное мировоззрение не говорит о том, что вы не уверовали бы каким-нибудь другим образом. У Господа для нас множество неисповедимых путей и вариантов и Он мог легко (и без убийства) призвать вас к вере. Поэтому не нужно извинять свой аборт какой-то странной необходимостью. Никакой необходимости не было, а был холодный расчет - выйти замуж. Ваша вина налицо.
Что же касается вашего прощения, то вы уже должны были понять, что ваше совершенно несерьезное оправдание здесь не подходит и уж конечно не является критерием вашего прощения или непрощения. Здесь не важно, что вы считали необходимым совершение аборта тогда, важно ваше теперешнее состояние и отношение. А сейчас вы ненавидите аборт как таковой (если я не ошибаюсь) и ни за что не повторили бы его. А значит вы изменились. А это и есть покаяние. То есть, покаяние (покаяние - изменение ума) состоялось. Но это все теория, а реальное положение вещей знает один Бог - кто прощен, а кто нет.
Вопрос (Юлия) 4 сентября 2011г. Здравствуйте! Батюшка, мне предложили быть крестной. Я раньше никогда никого не крестила. Хотела узнать, могу ли я крестить свою двоюродную сестру и вместе со мной ее будет крестить мой крестный. Так можно?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)  Основным моментом, на который необходимо обращать внимание при выборе крестных, является тот, чтобы новообразованное духовное родство не явилось препятствием для чьего-нибудь брака. По правилам Церкви брак запрещается между восприемником (т.е. крестным) и крещаемым, также между восприемником и родителем крещаемого и между самими крестными. Иными словами, крестный не может жениться на своем крестнике, крестный мужчина не может жениться на матери своего крестника и муж и жена не могут быть крестными в одно время у одного крестника. То есть основным моментом является дальнейшая возможность заключения брака.
  Поэтому мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей в одной и той же семье. Брат и сестра, отец и дочь, мать и сын могут быть крестными одного и того же ребенка, так как являются кровными родственниками, что исключает возможность брака между ними.
 Исходя из этого, вы можете быть крестной вашей двоюродной сестры и даже родной. Что же касается вашего крестного, то он не должен быть для вашей сестры мужем (иначе им придется развестись) и не должен быть мужем для матери вашей двоюродной сестры.
 И самое главное, что вы должны помнить, это то, что становясь крестными, вы становитесь духовными отцом и матерью этому ребенку и несете ответственность за его духовное здоровье.
Вопрос (Ольга) 3 сентября 2011г. Здравствуйте, Батюшка! Разъясните, пожалуйста, если раскаянные грехи прощаются, то зачем их отмаливают и назначается епитимия? Получается для определенных грехов недостаточно раскаяния?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

То, что человек продолжает молить Бога о прощении своих грехов даже после исповеди, говорит не о том, что Бог не простил ему грехи, а о том, что чувство собственной вины и предательства (измены) вынуждают его это делать. Грех - это предательство Бога, это духовное прелюбодейство с дьяволом. Не случайно пророк называет Израиль "блудницей": "Посему выслушай, блудница (дочь Иерусалима), слово Господне..." (Иез.16:35).

Представьте, что в семье один изменил другому. Допустим, что он попросил прощения и они примирились. Но разве на этом всё закончится? Разве не останется осадка на душе, разве виновный не хочет просить прощения еще и еще и лить слезы? Также и святые всю жизнь винили себя в грехах уже исповеданных и оставленных. Также и женщины загубившие детей в своих утробах, хотя и исповедали свой грех, но тяжесть греха и душевные муки о невинно загубленной жизни не дают им забыть этого и постоянно возбуждают к покаянным воздыханиям. Но душевные муки остаются, и они мучаются в догадках - а простил ли их Бог? Это и вынуждает их к, так называемому, отмаливанию уже раскаянных грехов. По этому принципу можно говорить и о других грехах.

Что касается епитимии (от греч. ἐπιτιμία, «наказание»), то она нужна для преодоления греховных наклонностей. Человек может быть и покаялся в грехе, но осадок от него, чувство порочной сладости или интереса остается в душе. А через многократное повторение греха образуется страсть. В самом грехе человек может каяться постоянно, но вот, чтобы справиться со страстью, необходимо приложить усилия, порой кровавые. В этом ему и призвана помочь епитимия, которая будучи разумно назначаема духовником, помогает в преодолении греховного недуга. Например, сребролюбцу разумно дать в качестве епитимии раздачу милостыни, чревоугоднику - пост, гневливому - молчание и т.д. Видите, грех исповедан, но с последствиями греха человек продолжает бороться.

Сроки епитимии зависят от времени исцеления человека. Хотя в прежние времена сроки епитимий могли простираться на всю жизнь. Это говорит о более строгом отношении ко грехам. 

Но как понять - простил Бог тебе грех или нет? Преподобный Силуан Афонский говорит: "Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои". И Василий  Великий подтверждает эту мысль: "Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом".

Вопрос (Наталья) 31 августа 2011г.

Батюшка, Благословите!

Регулярно исповедуюсь, причащаюсь. Живу в телесной чистоте, борюсь с блудными помыслами и чувствами. Исповедывала грехи блуда, которые совершала в жизни. Но т.к. подробно рассказывать о них батюшке нехорошо, на исповеди просто сказала что "грешила против седьмой заповеди", мысленно подробно разобрав все эти мерзости. На душе чувство такое, как-будто я что-то скрыла и требуется еще раз на исповеди покаятся во всех подробностях. Будет стыдно, но я готова. Нужно ли это делать? Читала, что подобными подробностями можно батюшку ввести в искушение. Посоветуйте пожалуйста. Благодарю.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Разложить седьмую заповедь по разновидностям грехов, которые есть против нее, не является детализацией. Каждый грех против этой заповеди нужно назвать в отдельности: блуд, прелюбодейство, содомский, кровосмешение, рукоблудие, педофилия, некрофилия, зоофилия и т.д. Нежелательной детализацией является то, когда вы начнете о каждом из этих грехов говорить подробно. Это действительно может смутить кого угодно. В этом нет необходимости.
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.