Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Юлия) 30 ноября 2011г. Здравствуйте, Батюшка! У меня сложная ситуация в семье, я не знаю как мне быть? Мы живем с моим мужем с моей бабушкой в одной квартире. Она постоянно чем-то недовольна, ей не нравится мой муж, ей кажется, что она лишняя, что мы к ней плохо относимся. Но это не так. Я очень люблю её, ведь она воспитала меня вместо матери (у меня в 11 умерла мама). Вот сегодня она опять на меня обиделась, потому что я пошутила, но она не поняла шутки. Она говорит, вот я тебе квартиру подписала, а ты со мной не считаешься, что это вы ко мне пришли жить, а не я к вам. И все постоянно рассказывает моему отцу, и делает так как-будто это мы во всем виноваты. Я уже не знаю, что делать я так устала. Как мне поступить?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если нет возможности жить отдельно, значит терпеть пожилого человека, притираться, не провоцировать. Не понимает каких-то шуток, значит не шутить на эту тему. Давать понять, что вы ее любите, проявлять внимание, помогать. Если у нее что-то старческое, то ничего не поделаешь, только терпеть. Дальше может быть и хуже. При необходимости объективно раскрывать отцу реальное положение вещей и ситуации, а не в ее однобокой старческой интерпретации. Вода камень точит. А то еще настроит его против вашего мужа. Всякое бывает. Обязательно молиться за нее, приглашать сходить вместе в храм, принять участие в таинствах. Одним словом, быть ближе и дать понять своей жизнью, что она вам дорога. А при совершенном бессилии предоставить ее Богу и самой положиться на волю Божию. Пусть Господь Сам разрешит ситуацию. Помощи Божией.
Вопрос (Полина) 30 ноября 2011г. Здравствуйте отец Роман! Беда произошла в нашей семье, муж как заколдованный ходит, женщина появилась.Твердит о расторжении. На сына, в котором души не чаял еще 3 недели назад, внимания не обращает. Меня, как-то исподволь, на скандалы провоцирует, но я не поддаюсь. Человека словно подменили, спать нормально перестал, весь в раздумьях каких-то, что-то мучает его. Все говорят, что не он это, да и сама это вижу, чужой человек передо мной, хотя иногда его нормальный взгляд вижу. Молюсь за нас, за него, за наше счастье. Что это может быть и как мне все разрешить, как сохранить семью? Спасибо заранее.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Причина в нашей бездуховной, безбожной жизни. Если мы живем без Бога и легко обходимся без Него, то кроткий Господь удаляется от нас, оставляя нас падшим духам, чтобы мы оценили разницу. Нечистые духи придя, приносят с собой все страсти и грехи, помрачают ум, оскверняют сердце, вселяются в человека и делают его одержимым, разрушают семьи, подключают к этому других людей не имеющих страха Божия, доводят до самоубийства. Если бы ваш супруг имел бы надежду на Бога и боролся со страстями, то, возможно, ничего бы такого и не было. Святая Иустина тоже испытывала бесовское воздействие, когда могущественный колдун Киприан посылал на нее князей бесовских, но поскольку была настоящей христианкой отразила все их нападки постом и молитвой. 
   Ничего, кроме молитвы и участия в таинствах посоветовать не могу. Закажите сорокоуст за вашего мужа. Святая Кровь Сына Божия имеет огромную силу. Закажите молебен святым Киприану и Иустине. Освятите квартиру, если не освящена или покропите ее святой водой. И не переставайте молиться и верить. Помощи Божией.
Вопрос (Ксения) 22 ноября 2011г. Благословите, батюшка. У двоюродной сестры погиб единственный сыночек, которому она посвятила всю свою жизнь. Поехать на похороны я не смогла (болела дочка), как могла молилась за племянника, всё заказала в монастырях сорокоуст, псалтирь, панихиду. Отправила переводом денег на нужды, но сестра позвонила и сказала, что не в деньгах дело, она меня ждала, думала, что я приеду. У меня страшное чувство вины. Батюшка подскажите как быть в такой ситуации?
Чем я могу ещё помочь сестре? Она всё время повторяет зачем жить, для чего жить? На душе холодно и пусто.
Спаси Господи.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Жить нужно для того, чтобы Богу служить, а не в свое удовольствие. И это может выражаться даже в пристрастии к своим детям. Если мать забывает, что дети в первую очередь принадлежат Богу, Который, собственно, их и дал ей, то может начать считать их своей собственностью. Их потеря может выразиться именно в таких настроениях, которые вы описали, - человек потерял что-то свое, свою принадлежность. А ты вспомни, что сын - в первую очередь - дитя Божие и Господь его отец. Тогда и взгляд на его смерть будет правильный и спокойный. Господь взял назад то, что Сам же и давал. Это нормально. А чтобы справиться с естественной родственной любовью и привязанностью, об этом молите Бога, дабы утешил скорбящую душу, как Сам знает. Скажите ей, что жизнь продолжается. Дитя отошло к своему Небесному Отцу и сейчас утешается в селениях праведных. Работайте над собой и живите богоугодно, чтобы однажды встретиться с ним и никогда уже не разлучаться.
Вопрос (Ольга) 19 ноября 2011г. Здравствуйте, Батюшка. Моей дочке 8лет, она любит перед сном читать Псалтирь и Библию, но к сожалению, она часто задерживается, заигрывается и не успевает до положенного времени прочитать эти книги. Как нам лучше поступать, все-таки соблюдать режим и не разрешать читать, чтобы в следующий раз она была дисциплинированней, или ради Священного Писания, отступать от правил и пусть читает, все-таки речь идет не о простых книжках?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

В идеале, конечно, хорошо бы соблюдать дневной распорядок. Тогда все дела будут успеваться без ущерба друг для друга. Это тем более важно для ребенка, в которого что посеешь, то со временем и пожнешь. А дисциплинированность - обязательное требование для всех детей, и стремление к благочестию не отменяет потребность в дисциплине. Как раз наоборот, именно в точном соблюдении распорядка дня и лежит залог как духовного преуспеяния, так и просто формированию ответственной и целеустремленной личности. Это что касается жизни вообще.

    Но Священное Писание действительно не рядовая литература - это слово Божие, повествующее о вечной жизни. Мне кажется, стремление к его чтению не нужно пресекать. Напротив, для чтения или рассказа взрослыми детям какого-нибудь библейского эпизода можно найти 5 минут даже самым поздним вечером.

Вопрос (Андрей) 17 ноября 2011г. Благословите, батюшка! Мы с женой желали бы причащаться гораздо чаще, скажем, каждые две недели, вместо месяца. а то и полутора, но пост (супружеское воздержание) является для нас препятствием, потому, что других дней у нас не бывает. Что делать?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Для того, чтобы более достойно приступить к таинству Евхаристии, Церковь предписывает верующим соблюдать дни говения, чтобы таким образом настроить себя на нужный лад. К этому относится и супружеское воздержание от интимной близости. Для верующих супругов этот вопрос, в принципе, не должен быть чем-то непонятным и неразрешимым. Когда оба знают заповеди и церковные предписания, оба понимают, что от них требуется, то вопросов не должно возникать. Другое дело, когда один из супругов не воцерковлен.

     Честно говоря, не понятно в чем проблема. Вы вроде оба верующие и все понимаете. За две недели у супругов достаточно времени, чтобы побыть вместе. Для того, чтобы более прояснить ситуацию, я пересчитаю возможные дни - воскресение, понедельник, вторник (до вечера), четверг (до вечера), суббота (до вечера), воскресение, понедельник, вторник (до вечера) и четверг (до вечера). Все это время ваше. Но это, конечно, идеальная схема. Апостол говорит, что воздержание у супругов должно быть по обоюдному согласию. Поэтому если идеальная норма верующим супругам пока не под силу, можно договориться на ее упрощенный вариант, например, воздерживаться только в среду, пятницу и вечер субботы. Но два-три дня перед причастием, а также кануны больших церковных праздников все равно остаются постными.

     Найдите ту норму, которая вам по силам и которую вы могли бы с постоянством нести, постепенно приближаясь к церковному идеалу. Не нужно бояться воздержания, нужно бояться невоздержания. Воздержание во многом полезно, ведь вы все равно не сможете всегда быть вместе когда захотите. Поневоле придется воздерживаться при беременности и после родов, или когда дом оккупируют дети, так, что уединение для вас станет редким даром. Так же с многодневными постами надо как-то справляться. Всему этому вас научит воздержание. Доверяйте Церкви, она плохого не посоветует.

Вопрос (Мирослав) 16 ноября 2011г. Здравствуйте, батюшка! Разрешите два моих вопроса. Первый: действительно ли любящие супруги будут вместе и в вечности? Если это так, то зачем Церковь допускает второй брак? Те кто женятся раз и на всю жизнь, и остаются вместе даже после смерти одного из супругов. Могут ли такие семейные пары надеяться на то, что будут вместе в вечности?

 И второй вопрос: меня воцерковление привело к состоянию уныния - мне кажется, что всё вокруг грех, что радоваться - это плохо, что работа - тленна, какой тогда смысл существовать? Я понимаю, что мысли эти болезненны и неправильны, но мне нужна поддержка.
Хочется жить, творить, радоваться, работать, заниматься спортом и не думать, что это грешно.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Что касается первого вопроса, то не нужно зацикливаться на этой фразе о пребывании супругов вместе на Небе. Это какое-то красивое благочестивое предание, не имеющее подтверждения в Священном Писании. Да, оно не противоречит христианским заповедям и принципам и направлено на сохранение целостности каждой отдельной семьи, но не нужно относится к нему, как к одному из Церковных догматов. Тут вообще не знаешь попадешь ли в число спасенных, а вы удручаете себя еще какими-то второстепенными вопросами, не имеющими, по существу, отношения к цели нашей жизни. Цель нашей жизни на земле - это познать волю Божию и соответственно этому знанию самореализоваться, то есть через соблюдение заповедей (где и выражена воля Божия) достигнуть спасения. А уж как там всё это будет и с кем в компании мы там окажемся, все эти вопросы являются второстепенными и не имеющими отношения к сути. Это у мусульман жены привязаны к своим мужьям и будут вместе с гуриями продолжать обеспечивать половое удовлетворение своим мужьям даже в "мусульманском раю".
   Мы же имеем известное изречение Спасителя о том, что на Небе не женятся и замуж не выходят, но пребывают как ангелы (Мф.22:30). В повествовании о "Видении Григория о Страшном суде" есть такой эпизод. После того, как Григорий увидел шествие праведников в Царствие Небесное, он спросил Ангела, показывающего ему это: "Молю тебя, скажи мне, может ли в этой вечной жизни жена иметь своего мужа, если захочет того, или муж жену, если они нескверно и в страхе Божием провели временную жизнь?" На это Ангел отвечал: "Здесь нет места желаниям суетного мира; они пришли в вечную жизнь, где нет ничего тленного, плотского, но все они живут, как ангелы Божии".

  Поэтому, можно предположить, что отношения супругов между собой на небе не будут ничем отличаться от их отношения со всеми другими спасенными людьми. Это будет Царство правды и радости, где Бог будет во всех и все будут в Боге. Спасенные будут видеть друг друга совершенно другими глазами - глазами святых, оправданных, облагодатствованных, любящих друг друга и видящих друг в друге неискаженный образ Божий людей. Так что все эти вопросы, которыми вы себя сейчас озадачиваете в Царстве благодати и любви Божией совершенно отпадут. Живите свято, чтобы быть с Богом. Не волнуйтесь, там не будет никаких разочарований.

  Вы спрашиваете, почему Церковь допускает? По любви к вам она это делает. Не Церковь виновата в том, что люди не могут навсегда оставаться вместе, но ссорятся по всяким пустякам и разводятся даже венчаные пары. Это сделано применяясь к человеческой немощи. Чтобы не дать человеку повода грешить после развода, Церковь допускает как снизхождение (но не повеление) второй и третий браки. Церковь-то как раз и настаивает на единственном браке. Если бы люди соблюдали заповеди, то женились бы один раз и не было бы никаких вторых и третьих браков, но они так не могут. Поэтому не обвиняйте Церковь в своих немощах и несовершенствах.
   А что касается земной радости, то конечно она имеет место на этой грешной земле. Апостол говорит, что всё, что обильно дает нам Бог в этой жизни, дает "для наслаждения" (1Тим.6:17). Поэтому отвергать дары Божии было бы неблагодарно. Радоваться, это не плохо, но плохо при этом забывать о Боге. Другое дело, что "попечения о плоти не нужно превращать в похоти" (Рим.13:14). А это случается, когда люди злоупотребляют естественными и чистыми по своей природе дарами Божиими. Нам и так хватает здесь скорбей, а вы еще пытаетесь загнать себя в какое-то сугубое беспросветное и добровольное гетто. Не занимайтесь самоедством. Хоть этот мир грешен и испорчен, но будучи творением Бога он остается прекрасным, проблески красоты в нем все равно остались. Но все же не забывайте, что "многими скорбями нам подобает войти в Царствие Божие" (Деян.14:22).
   Поэтому живите, творите, радуйтесь, работайте, занимайтесь (непрофессиональным) спортом, но, по слову апостола - "Все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца" (Кол.3:17).

Вопрос (Мирослав) 16 ноября 2011г. Спасибо батюшка за ответ! Насчет вопроса о пребывании в вечности супругов, я не имел в виду плотских удовольствий, но именно духовное единство, которое здесь в семье приобретается. Я не совсем понял, оно пропадет? То есть, в вечности, если Господь удостоит спасения, я не узнаю свою "половинку" или как? В книге Бытия же написано: "И будут двое одна плоть", "что Бог сочетал, того человек да не разлучит", можно ли это расценивать, что Господь и в вечности не изменит эти заповеди? Или Царство Небесное будет отличатся от Рая? 
И мне непонятно, вот если я всем сердцем люблю свою жену, все готов ради нее сделать, это не огорчает Бога? Как понимать фразу "люби Господа, больше жены и родных"? Это означает, первое - исполнять заповеди и творить добро, и если это все стараешься делать, то можно всем сердцем любить жену, маму, родных?
И еще вот такой, скорее богословский вопрос: правильно ли я понимаю, что в Раю как и в аду существуют различные обители, т.е. это как Новый мир Любви, в котором все будут не статично стоять на месте, но жить и радоваться общению с Богом?
И что значит фраза "Бог во мне и я в Боге", как ее понимать? То есть это состояние благодати и Божьей любви? И как исполнить волю Божью, соблюдать заповеди? 
И я по своей скудости ума не могу понять фразу как правильно делать дела во имя Христа, т.е. делать такие дела, которые не нарушают заповеди, которые приумножают любовь и добро?
Простите батюшка за вопросы, но они мне вообще не дают покоя, не знаю почему. Хочется просто радоваться жизни, природе, любить. А боишься все это делать, потому как не понимаешь как правильно исполнять волю Божью.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Мусульмане были приведены в пример просто, как образец буквального понимания слов о том, что муж и жена и в раю будут вместе, а не потому, что вы это имели в виду.

    В раю знакомые люди без сомнения узнают друг друга, но отношения изменятся. Сами люди станут духовными, с телами, как у преобразившегося на Фаворе Христа. Каким тогда будет общение между прославленными - мы можем только догадываться. Одно понятно, что все наши теперешние категории и законы без сомнения отпадут и будут упразднены.

    Священное Писание и заповеди даны нам исключительно для этой жизни, чтобы достичь Неба. В Царстве же Небесном святость и правда будут повсюду и Закон Божий будет везде (по умолчанию). Все письменные источники нравственности отпадут и уже будут не нужны. После Страшного Суда люди уже не смогут согрешить и будут вечно преуспевать в добре и совершенствоваться, будут бесконечно уподобляться Богу, Которого будут носить в себе. Поскольку грех и смерть будут заперты в аду, то Библия и Евангелие уже потеряют свою актуальность на Небе; Закон Божий будет у всех в сердцах "И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более" (Иер.31:34).

    Рай - это прекрасный Эдемский сад, а что такое Царство Небесное, никто из земнородных не знает. Ибо, как сказано "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1Кор.2:9). Это самое Небо. Как говорится - Утерян рай, даровано Небо. Возможно, райский сад будет находиться в Царстве Божием.

    Господь сказал апостолам: "В доме Отца Моего обителей много" (Ин.14:2). Каждый будет в той обители, какую сам себе приготовил своим терпением и страданием ради Христа на земле. "Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе" (1Кор.15:41).

    Любите свою жену. Это заповедь апостола: "Мужья, любите своих жен" (Еф.5:25). Но если вдруг нужно будет сделать выбор между Богом и женой (например, жена вступила в ряды богоборцев и все святое для нее стало мерзостью), то здесь нужно сделать выбор в пользу Бога. Отрекаться от веры ради жены - есть безумие. Это и есть любить Бога больше родного человека.

    Делать что-либо и вообще жить во имя Христа, это значит все делать с молитвой и во имя Божие, а не свое. Когда в нашу деятельность вкрадывается какой-то корыстный подтекст, то это не во славу и имя Божие, а в свое имя и ради земных выгод. Этой фразой мы призываемся к чистым намерениям и помышлениям, потому что все, что ради Христа, должно быть чисто и свято.

Вопрос (Ирина) 15 ноября 2011г. Благословите, батюшка! Что муж - это глава малой церкви т.е.семьи, а жена - это его помощница во всех его делах - это все в идеале. А если муж живет такой жизнью - кушать без молитвы перед телевизором в зале, а не на кухне, желательно со спиртным. Поэтому иногда я пропускала вечерние молитвы. Сейчас сказала себе - хватит слушать свою "главу малой церкви", надо жить как советует Православие. Как только стала выполнять небольшую толику дел - молиться перед едой, осенять крестом еду, молиться после трапезы, за все благодарить Бога - у нас начались скандалы. "Глава церкви" не желает так жить. Что делать мне? Опять с ним пить и кушать перед телевизором я не хочу. Я за него молюсь, прошу Боженьку, чтоб вразумил моего мужа, но время идет, скандалы происходят из-за ничего. Я очень благодарна Боженьке за все. Значит я такая гадкая. Но ведь так, как живет мой муж, так жить нельзя.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Я подозреваю, что в ваших скандалах виноваты вы оба: муж, понятно почему, но и вы, мне кажется, допускаете некоторые ошибки. Например, скажите мне, как может у супругов возникнуть скандал из-за того, что жена "за все благодарит Бога"? Это действительно может вызвать раздражение у не воцерковленного человека, если вторая его половинка будет это делать демонстративно и на каждом шагу. Ведь важно и то, как это преподнести. Благодарить Бога можно и в глубине своего сердца, а не напоказ, тем более если знаете о отрицательном отношении к этому вашего мужа. То же самое касается и молитв. Помолиться перед едой вы можете и на кухне, без мужа. Не надо в его присутствии демонстративно вставать и запевать Отче наш. Благодарственные молитвы можно с тем же успехом прочитать и спустя 5-10 минут после еды, где-нибудь на кухне, при помывке посуды или в своей комнате. А для того, чтобы незаметно для мужа перекрестить трапезу, есть множество случаев. Зачем создавать трагедию из-за этого? Создается впечатление, что вы специально только и ищете повода, чтобы его позлить.

     То, что можно скрыть, скрывайте, если это его раздражает, а уж что невозможно скрыть, делайте в его присутствии. Тут уж ничего не поделаешь. Некоторыми вещами можно и поступиться ради сохранения семейного мира: например, соблюдением постов и супружеским воздержанием. Ни в коем случае не навязывать ему пост. Просит мяса и молока и Великую Среду, дайте ему мяса и молока. Если его раздражает ваш пост, можно немного поумерить, но в остальное время старайтесь соблюдать. Можно потом компенсировать нарушение поста из-за мужа каким-то личным воздержанием. Есть рассказ про одного старца, который не пил вина. Но когда приходил в гости к монастырским братьям, и те наливали ему вина, он пил его с радостью. Правда потом, наедине в своей келье, он мучил себя жаждой и не пил воды. Так он компенсировал нарушение своих принципов из любви к братьям. Его ученик когда узнал об этом, то сказал братьям не предлагать ему вина, и они больше не предлагали.

    То же самое касается и супружеской близости. Верующая жена не должна отказывать в этом своему пока еще не верующему мужу. Говорить ему в этой ситуации, что - Я пощусь, - было бы неразумно. Не нужно ему навязывать того, чего он еще не понимает. На исповеди потом можно сказать об этом, но отказывать нельзя. Это опасно для целостности семьи. Ведь дьявол нашепчет ему, что если жена отказывает, то существует множество других, которые позволят. И так из-за нерассудительных действий жены-христианки распадается семья.

   Он остается вашим главой, и не нужно говорить об этом в ироничном тоне. Но ваша задача подвести его к этому, своей святой жизнью воцерковить его, показать ему красоту Православия, а не "кусаться" с ним из-за телевизора и молитвы. Не нужно отвечать на его замечание десятком раздраженных слов. Попробуйте объяснить ему насколько вредно есть перед телевизором. Спокойным тоном скажите, что вы ни себе, ни ему не желаете заработать какую-нибудь болезнь. И если ему безразлично его здоровье, то вам ваше не безразлично. Ввиду чего вы не желаете поддерживать и принимать участие в том, что пагубно влияет на здоровье. Победите его своей кротостью, молчанием, скромностью и личным нелицемерным благочестием. И может однажды он прислушается к спокойным советам своей жены.

Вопрос (Алина) 12 ноября 2011г. Здравствуйте, отец Роман. Мне 30лет, замужем, с мужем венчаны, а деток нет, собственного жилья тоже и вообще очень много проблем. Семейная икона - икона Божьей Матери. Знаю, что нужно терпеть и молиться, но слова молитвы с каждым годом теряются и тускнеют и вера гаснет. Помогите советом и, может быть, есть молитва для тех, кто не может родить, может я неправильно молюсь? Заранее благодарна за Ваш ответ. 
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Наверно, больше всего вопросов именно по теме бесплодия. На каждой странице было по несколько вопросов на эту тему в разных интерпретациях. Но ничего, сверх того, что было сказано и что советует Церковь, не добавишь. Конечно нужно молиться и терпеть, без этого никакое дело не будет иметь успеха. Естественно, все это должно совершаться не формально, со всей душой, искренно - молитва горячая, надежда - постоянная. Если женщина не может родить по своей вине, то тут уж ничего не поделаешь, нужно нести последствия своих неправых дел и не пенять на зеркало. Но бывает так, как было со слепорожденным в Евангелии, о котором Христос сказал: "Не согрешил ни он, ни его родители, но да явятся дела Божии на нем" (Ин.9:3). В этом случае, то есть, когда несмотря на праведную жизнь семью постигла эта беда, нужно отнестись к ней по-христиански - предаться на волю Божию и принять бесплодие, как особое Божие призвание. Иногда для разрешения каких-то индивидуальных, практических моментов, бывает нужно обратиться и к сексопатологу. Церковь также призывает супругов не отвергать и вариант усыновления ребенка.

    Что касается молитв, то, в принципе, любой святой имеет дерзновение к Богу и может испросить супругам потомство. Но народная традиция больше доверяет тем из них, которые сами во время своей земной жизни сталкивались с такой проблемой и с помощью Божией преодолевали ее. Такими являются праведные богоотцы Иоаким и Анна и праведные Захария и Елисавета. Молитвы им можно поискать в православных молитвословах. Также рекомендуют с верой приложиться к поясу Пресвятой Богородицы, который сейчас в России, так как Матерь Божия первая помощница в этом деле. Помощи Божией.

Вопрос (Ирина) 10 ноября 2011г. Не знаю как правильно сформулировать вопрос. Скажите, есть ли какая-то статистика (информация) в Церкви о поздних детях? Вообще до какого возраста разумно заводить детей, насколько здоровы дети рожденные немолодыми родителями? Среди невоцерковленных людей считается неразумным после 40-45 рожать детей. Наверное правильное мнение, ведь нужно прожить еще 20, чтобы его вырастить, и просто, чтобы ему хорошо было расти. Я не говорю убивать, нет. Вопрос в том, нужно ли стремиться в этом возрасте к чадородию, или все же стараться избегать?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

 Мне не известно, но я предполагаю, что Церковь не ведет никакой статистики поздних беременностей. За этими данными нужно обращаться в квалифицированные медучреждения. Статистика показывает, что количество мам после 40 лет и пап после 55 с каждым годом становится все больше. Судя по тому, что вы интересуетесь именно церковным мнением, значит светская позиция вам уже известна, поэтому приводить здесь настораживающие статистические данные светских психологов, гинекологов и генетиков я не буду.

   Но надо помнить и другое, а именно, что их оценка бездуховна. Их цифры - это чисто математические данные не предполагающие участие в этом процессе Бога-Творца - подателя жизни, исключающие наличие веры и молитвы родителей, которая, как известно, вопреки всем статистикам, может изменять законы естества. Причем, как утверждают сами же ученые, их данные не являются абсолютно достоверными. И если взять процентные показатели возможности рождения ребенка с синдромом Дауна, которые выглядят примерно так - до 38 лет - 0,54% - 38-41 год - 1%- 41-45 лет - 2%- после 45 лет - до 5%, то какова тогда процентная вероятность рождения здорового ребенка у девяностолетней Сарры и столетнего Авраама? Между тем, именно в этом возрасте они родили свое благословенное дитя, плод обетования - Исаака.

   Поэтому мне кажется, что этот вопрос решается родителями индивидуально. Если родители верующие и ведут здоровый образ жизни (особенно мама, так как от нее на 90% зависит отсутствие или присутствие хромосомных заболеваний у поздних детей, а от папы на 5-10%), то, соответственно, все эти зловещие показатели резко минимизируются.

    Вот какие советы дает родителям Александр Попков, акушер-гинеколог: "Как врач, я бы не рекомендовал откладывать рождение ребенка «на потом». К тому же с возрастом даже у здоровых женщин все меньше шансов забеременеть, особенно после 42 лет. Даже если менструальный цикл регулярный, это не значит, что все яйцеклетки способны к оплодотворению. К 35 годам и у женщины, и у мужчины в организме накапливаются хронические заболевания, которые сказываются на беременности не лучшим образом. Это не значит, что все они передадутся ребенку, но у него будет большая предрасположенность их перенять, чем у малыша здоровых молодых родителей. 40-летние чаще, чем 20-летние, недонашивают или перенашивают беременность, реже рожают естественным путем. Потому возрастная беременность должна быть запланированной. Будущая мама не должна оставлять запущенной даже частые простуды и незалеченный зуб, чтоб не было никаких источников инфекции, которые могут негативно отразиться на развитии плода. К счастью, хоть сейчас и стало больше женщин, рожающих впервые после 35 лет, но они ответственно относятся к своему здоровью".

Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.