Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Ирина) 14 декабря 2011г. Здравствуйте, отец Роман. Скажите, нужно ли защищать детей от гнева отца, если этот гнев от нелюбви, эгоизма, раздражения, распущенности, безответственности, больше конечно от нелюбви и равнодушия? Меня такое положение дел приводит в уныние. Как же любить такого человека, если семья самого главу семьи раздражает, а значит не нужна. На себя гнев я терплю, считаю себя виноватой и засуживающей гнева. Сына я защищаю. Он любит, ждет, терпит, прощает, опять ждет, а отцу до . Только его обвиняет, оскорбляет, думает, что воспитывает. Мне так жалко моего бедного преданного ребенка. Ему больно. Мое вранье, что папа добрый и хороший - вранье и есть. От жестокости, равнодушия, нелюбви он, как подкошенный, сил нет, увядает. Как же быть? Я боюсь, что наступит время, когда он станет его ненавидеть, что еще хуже. Удивительно, что мальчику 13, а он не теряет надежды быть с папой, но он зря ждет. Все общение отца обычно - это обвинения, а дальше его отсутствие. Еще муж любит выпить и один, и с друзьями (вне дома), дома в выходные. И эти выходные адские. Как же мне воспитывать в таких условиях сына? Что говорить ему о папе? В острые моменты говорю о нем плохо, потом говорю - он хороший. Неправильно наверное ни то, ни другое? Как же правильно? Возможно и защищать не нужно, но я боюсь, что он сломает сына, если уже не сломал. Часто думаю, что неправильно, что нельзя разводиться, потому, что чувствую себя преступницей и в ответе за сломленную душу сына.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Наверно, нельзя приводить свой пример, но мне это знакомо не понаслышке. Когда отец брался за ремень, мать не вмешивалась (по крайней мере, из того, что я помню). Но я помню грусть у нее на лице. Она умерла в 1984 году. Но я не испытываю сейчас даже малейшей ненависти к отцу, хотя он часто "работал" ремнем. Напротив, очень ему благодарен, я во многом такой, каким он меня сделал. 
     Главное не нужно ругаться в присутствии сына. Выскажете спокойно мужу все, что хотите, когда сына не будет рядом. Он не должен видеть ссорящихся родителей. А в сами неприятные для вас моменты уединяйтесь и молитесь за них. Про личный гнев уже было написано ранее. Никакого личного вымещения злобы на детях не должно быть. Наказание - это наказ, урок, то есть средство для исправления, а не "отработка" по груше. Наказывать тоже нужно уметь. Постоянные унижения могут отрицательно сказаться на сыне, привести к комплексам, заниженной самооценке и, как следствие, психологическим проблемам. Если сын впоследствии будет испытывать ненависть к отцу, тут уж ничего не поделаешь, сам виноват. Быть родителем нужно уметь, это знание не дается автоматически с рождением ребенка. Нужно читать книги, знать возрастную психологию и т.д.
    То, что оправдываете мужа в глазах сына, наверно, это правильно. А как еще? Если будете настраивать его против отца - "Вот он такой растакой", - то только ускорите разрушающие семейные отношения процессы. В большинстве случаев вам придется просто терпеть. Но не отчаивайтесь, это не будет продолжаться вечно. Скоро сын вырастет и отношения примут другой характер. А пока утешайте его как можете, прививайте вкус к церкви и молитве, чтобы он самостоятельно к этому стремился, и сами молитесь за ваших мужчин. О разводе не думайте, а лучше просите у Бога помощи донести ваш крест до конца. Помощи вам Божией.
Вопрос (Любовь) 14 декабря 2011г. Батюшка! Понимаю, что избавляться от своей гордыни мне нужно через покаяние и причастие. Бог и святые помогают мне в житейских трудностях, и все же меня не оставляет обида по отношению к родителям мужа. Это какая-то одержимая закоренелая страсть, которая иногда вспыхивает, мешает мне радоваться настоящему, ведь Боженька чудесным образом помогает нам с мужем во всем. Шестьлет муж работал в родительской фирме отделочником. За это время родители построили коттедж с евроремонтом, обставили дорогой мебелью, в то время, как мужу платили, как всем остальным рабочим. Нам с маленьким ребенком хватало только на проживание, хотя на объекте он трудился допоздна и в основном без выходных. Муж также работал в этом коттедже 2 года, ему обещали, что когда бабушка мужа переедет туда и у него будет квартира. За шесть лет муж заработал лишь птичьи права проживания, даже образования нет, когда у нас был разлад (из-за отсутствия средств существования) меня с ребенком и во второй раз беременную выгоняла. Я молилась и муж возвращался сначала от брата, потом от съемной квартиры. Бабушка хотела бы вернуться жить к себе (хотя свёкр спокойный) и вникать по мудрому в ситуацию не склонна. Но потом и у родителей был кризис в фирме. После того, как они отделали храм в селе и лично они получили высокую прибыль, заказов у них больше не было. Теперь офиса и бригады нет, свёкр спасается редкой работой, помогает тетя свекрови, она живет вместе. А брат взял моего мужа на завод и я счастлива, что муж не работает на родителей, как раньше. Я спокойна теперь, вдвоем работая с Божьей помощью все у нас будет и мы наладим свой быт. Одно только мне не дает покоя, вот если бы они осознали, что неправильно все одеяло тянули на себя. Но если я начну им это доказывать, то стану врагом и испорчу себе душевное здоровье. Батюшка, наверное меня спасет только смирение? Это что, бес злопамятства во мне сидит? Бог ведь мне помогает, а я не могу успокоиться, что родители нацелены были только на коттедж, машину, а сын с семьей были побоку.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)  Вы прекрасно знаете ответ. Зачем вам постороннее мнение со стороны? Ничего никому доказывать не нужно. Живите и радуйтесь жизни, благодарите Бога за Его милости. Но злорадствовать не надо. Разве наступит когда-нибудь мир в семье если члены семьи будут друг друга попрекать и напоминать старые ошибки? Вы ведь на своем опыте должны были понять в каком мире мы живем: вчера вы нуждались, а родители были в достатке, сегодня у вас все нормализовалось, а родители испытывают трудности. Завтра может быть все опять поменяется местами. Непостоянный мир в своем репертуаре. Никто не застрахован. Премудрый Бог пытается нам дать понять, что мы здесь странники и богатство наше на Небе, а не эти земные квартиры с евроремонтом. А мы все не хотим понять и только ищем в этом повод для выяснения отношений. Тогда, как надо усмотреть в этом промысл Божий и цепляться за вечное, а не за временное.
    Если хотите справиться со страстью злопомнения, надо деятельно участвовать в помощи лицу, к которому испытываете неприязнь: помогать, молиться за них и просить Бога, чтобы помог преодолеть этот недуг. Смиритесь с тем фактом, что человек не совершенен. И даже родители иногда могут проявить черствость и безразличие к детям. Но не нужно за это держать на них зло. Молитесь за них и предайте их воле Божией. Если они и согрешили, пусть отвечают перед Богом, а вам не нужно занимать место Судии народов. Занимайтесь собою и исправляйте себя, потому что отвечать будете за свои грехи, а не за грехи родителей.
Вопрос (Ольга) 13 декабря 2011г. Здравствуйте! Скажите, пожалуйста батюшка, справедливо ли осуждать родителей за то, что их дети, к примеру, совершили (совершают) какой-либо грех (убийство, блуд, ведут плохой образ жизни и т.д.) в том, что они недосмотрели, недоследили, в целом плохие родители, особенно, когда это осуждение со стороны мужа или жены (по отношению к родителям), тёщи или свекрови (также по отношению друг к другу, как родителей)? Как относиться к тому, что твои близкие люди (муж, свекровь) в твоём присутствии оскорбляют твоих родителей, осуждают их, говорят, что хорошего они тебе дали, одним словом они "никто" и т.д. и т.п.? Справедливо ли думать о том,что раз они себе это позволяют в твоём присутствии, значит они тебя не уважают и уж тем более не любят при всём их хорошем отношении к тебе, как к человеку? Заранее, благодарю!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Осуждение вообще явление для людей недостойное: "Не судите да не судимы будете; не осуждайте и не осудят вас; прощайте и прощены будете" (Лк.6:37). Только Бог может судить, так как Он один является истинным Судией. Если же это происходит уже очно, в глаза, то говорит о большой озлобленности, накопленной неприязни, с которой человек не может справиться (или не пытается). Если кроме мужа и жены в разбирательства вступают даже теща и свекровь, то это уже какой-то глобальный конфликт семей. Хотя в идеале через заключение брака это уже не две семьи, но одна семья. Если бы муж считал и называл бы родителей своей жены - "папа" и "мама", и жена также родителей своего мужа, то предотвратить подобную проблему было бы проще, так как было бы больше теплоты в отношениях, а не формальной официальности.
     Стремление обличить, указать на недостатки, при любой возможности "ткнуть носом" в очередную не удовлетворяющую черту характера своего супруга и вообще любого человека, - есть признак эгоизма и, конечно, нелюбви. Человек думает только о себе и забывает о другом, как уникальной личности, потому и пытается выровнять его по своему эталону: - Будь таким, каким я хочу, тогда я буду тебя любить. Но, увы, это не любовь, это эгоистичное желание счастья только себе любимому, без учета желания своей пары. Только истинная любовь принимает человека таким, какой он есть и не стремится перестроить его под себя. С этим порочным желанием в себе самом нужно бороться, не обращать внимания на мелочи, стремиться к более теплым и романтичным отношениям, выделять для себя положительные стороны своей родной и любимой половинки, а отрицательные оправдывать, одним словом - любить свою кровинку. 
    Умейте прощать друг друга и ни в коем случае не вспоминайте прошлые грехи и ошибки друг друга. Это путь к развалу семьи. Только единодушие, единомыслие и взаимное уважение могут сохранить ваши теплые отношения и сберечь семью. Помощи вам Божией.
Вопрос (Анастасия) 9 декабря 2011г. Здравствуйте, отец Роман! У меня такой вопрос. У нас с мужем уже долгое время не получается зачать ребенка. К врачам с этой проблемой не обращались. Я просто молю Бога и очень надеюсь на Его милость. Но если я обращусь к врачам, не будет ли это попыткой изменить волю Божью? Может быть Бог видит в нашем бесчадии какой-то определенный смысл, а мы попытаемся его корректировать? Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если причиной бесплодия были ваши ошибки и грехи (аборты, небрежение о здоровье, беспорядочная половая жизнь, инфекция и т.д.), то в этом случае не нужно ссылаться на Бога. Господь не виноват в наших ошибках и грехах. Но если бесплодие не имеет никаких видимых причин, то в этом случае все равно можно молиться о даровании потомства, оставляя результат молитвы на волю Божию. Обращение к врачам никогда не считалось грехом. В болезнях Церковь не только не запрещает, но даже рекомендует обращаться к врачам: "Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу... и дай место врачу ибо и его создал Господь и да не удаляется он от тебя ибо он нужен" (Сирах.38:9,12). Обратите внимание, обращение к врачу  предваряется молитвой.

"Если же муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений" (Основы соц.конц.РПЦ.ХIIгл.Проблемы биоэтики).

Вопрос (Ольга) 9 декабря 2011г. Здравствуйте. Два года назад я была в Свято-Казанском Чимеевском монастыре, и перед Чимеевской чудотворной иконой Божьей Матери я молилась за своего сына. У меня с ним большие проблемы, и я просила Божью Матерь помочь мне, и дала обет каждый день читать молитвы утром и вечером, а каждое воскресенье посещать церковь. Я понимаю, что это православный человек и так должен делать, но тогда я делала редко. Какое-то время я выполняла все, но потом стала нарушать обет, то дела, то устала, то не получается. Но так меня совесть стала мучить, и с сыном ничего не налаживается. И болезни посыпались...
И так мне плохо стало, вот и подумала я над своей жизнью и решила просто молиться каждый день и в церковь ходить постоянно. Пост я только Великий соблюдала, теперь и остальные решила соблюдать, вот сейчас Рождественский соблюдаю. И если Господь захочет помочь моему сыну, Он поможет. Но как быть с тем, что я это пообещала в качестве обета? Теперь, если я не попадаю в церковь в воскресенье, я чувствую себя ужасно, меня совесть мучает. Не будет ли мне наказание за несоблюдение обета? Как быть в этом случае?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Сверху мы напоминаем о том, что перед написанием вопроса прочитайте уже имеющиеся. А вы не читаете. Ответы на ваш вопрос уже были неоднократно. Ищите их под этими датами: (04.12.11. Галина), а также (16.11.11. Александр) и (13.10.11. Марина). Прочитайте ответы адресованные тем людям, это касается и вас. Помощи вам Божией.
Вопрос (elena) 6 декабря 2011г. Добрый вечер, батюшка! Что делают пастыри наши для спасения наших детей от ювенальной юстиции? Пожалуйста, ответьте.
И, ещё, кого молить о том, чтобы ребёнок не стал ответчиком за грехи отца? Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) (На первую часть вопроса отвечает иеромонах Макарий (Комогоров)): Во-первых, нужно понимать, что сама по себе «ювенальная юстиция», как понятие представляет собой правовую основу западной модели системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях несовершеннолетних. И ключевое слово здесь – западная модель. 
    Ни у кого не возникает вопросов, когда речь идет о ребенке-сироте, о ребенке, родители которого употребляют наркотики или систематически подвергают ребенка насилию, в том числе и половому. Общество, государство должно защитить такого ребенка, и это всегда имело место на Руси. Традиционно уклад семьи русского народа строился на исполнении пятой заповеди: «чти отца твоего и мать твою и благо тебе будет и долголетен будеши на земли» (Мф.15:4), на послушании родителям и почитании старших. Известно, что народ силен именно уважением к старшим и сохранением крепкой семьи. Однако западная модель предполагает защиту прав и свобод ребенка даже от родителей, что может привести к разрушению семьи.
    Что же делает в этом направлении Русская Церковь и что делается в нашей области в направлении противодействия разрушения традиционного семейного уклада?
    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на открытии проходившего 25-26 мая 2010 года в Москве XIV Всемирного русского народного собора, заметил: «Никто не должен решать за родителей, какого мировоззрения должны придерживаться дети, каков должен быть их образ жизни — должны ли они, к примеру, соблюдать пост, исполнять обязанности по дому, придерживаться определенных норм в общении с противоположным полом, а до определенного возраста — физически ограждаться от опасных и вредных поступков. Убежден, что поднятый вопрос должен стать предметом широкой общественной дискуссии. Родители, педагоги, медики, политики, сотрудники правоохранительных органов, представители традиционных религий должны вместе и публично решать, какие меры необходимо принимать для защиты детей и где должны пролегать границы государственного вмешательства в жизнь семьи. Призываю каждого из вас потрудиться на своем месте ради защиты детей и сбережения семьи».
    В принятой Собором Резолюции говорится: «В ситуации, когда возможен выбор между преодолением семейных конфликтов на судебной или на духовно-нравственной основе, можно и нужно уберечь семью от вмешательства государственных или судебных инстанций. Общины верующих всегда были средой, в которой сглаживались семейные конфликты, гарантировалась защищенность детей, преодолевались последствия сиротства и беспризорности. Сегодня реабилитационные центры, приюты, центры психологической поддержки, созданные Русской Православной Церковью и другими традиционными религиозными общинами России, успешно решают вопросы воспитания сирот, реабилитации малолетних преступников, обращения на путь ответственной жизни «трудных» детей или проблемных родителей. Именно этот опыт является сегодня той самой альтернативой, которая должна быть учтена нашим обществом при обсуждении темы ювенальной юстиции и границ вмешательства государства в жизнь семьи».
    Собор поддержал позицию Объединенного общественного комитета в защиту семьи, детства и нравственности, согласно которой формирование разветвленной сети родительских объединений, в том числе епархиальных и приходских, позволит оказывать конкретную помощь нуждающимся или проблемным семьям, брать их на поруки. Вместо того чтобы карать и отнимать, таким семьям нужно помогать, как это всегда было на Руси.
    Что касается непосредственно нашей епархии, то в 2011 году Калужская епархия организовала ряд значимых общественных мероприятий: несколько круглых и специальную секцию Епархиальных Богородично-Рождественских чтений «Сохранение и укрепление традиционных христианских семейных ценностей». Сопредседателями секции были заместитель Губернатора Калужской области Р.В.Смоленский и архимандрит Серафим (Савостьянов), наместник Свято-Пафнутьев Боровского монастыря, председатель епархиальной Комиссии по религиозному образованию и духовному просвещению. В работе секции приняла участие Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области О.А.Копышенкова, которая в своем выступлении отметила, что защита прав ребенка не может рассматриваться вне защиты прав семьи, и приоритет политики руководства нашей области – укрепление института семьи и поддержка многодетных семей.
    Важно сейчас для нас с Вами не испуганно ожидать последствий повсеместного использования ювенальных технологий, направленных на изъятие детей из семей и пропаганды «изучения прав и свобод» детьми, а направить деятельность всех социальных институтов воспитания на профилактику сиротства и беспризорности. Для этого важно формировать установку на крепкую многодетную семью с самого раннего детства. А решить такую задачу не под силу одним пастырям. Мы все должны осознать ответственность за будущее, а ответственность эта заключается в том, как мы воспитываем своих детей, насколько мы готовы помочь детям. Крепкая здоровая христианская семья и нравственно-здоровое общество – наш ответ ювенальной юстиции.
    Что же касается второй части вопроса, то молиться можно кому угодно. Но нужно знать, что если ребенок не разделяет позицию отца, то не несет наказание за его грехи. Дети отвечают за грехи отцов если сознательно участвуют в беззаконии родителей и являются убежденными продолжателями их безнравственной позиции. Посмотрите более полный ответ от 18.08.11. задавала Ольга. Помощи Божией.
Вопрос (Галина) 4 декабря 2011г. Добрый день, батюшка! Хотелось бы узнать о сущности обетов, даваемых Богу. Моя дочь на инвалидности с четырёх (сейчас ей 10). Трудно описать всё происходящее. С одной стороны это большое горе, а с другой - осмысление жизни, очищение от пороков, путь к Богу. Несмотря на неизлечимость болезни, постоянно теплится надежда - ведь бывают же чудеса! Но может быть это во мне говорит гордыня или нежелание смириться? Несколько дней назад приехали из московской клиники и что-то я впала в такое уныние, как будто дочь только заболела. И пришла мне мысль дать обет Богу, чтобы дочь моя излечилась. Но что ценного я могу предложить Господу? Единственное, что пришло в голову это обет безбрачия. Но не будет ли это лукавством - я и так много лет одна, хотя, конечно, надеюсь, как и все женщины, встретить мужчину и выйти замуж. Так что же такое обет и как он даётся? Спасибо Вам большое!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Действительно, иногда люди дают обеты. Как правило, это происходит в какие-то критические моменты жизни: в болезни, на войне, и вообще в ситуации смертельной опасности и безнадежности. Семинарист Александр Гренков опасно заболев, дал обет Богу в случае выздоровления уйти в монастырь. Он действительно выздоровел, но с выполнением обета тянул. Через несколько лет он решился уйти в монастырь и впоследствии стал знаменитым Амвросием Оптинским. Многие давали обет молчания и ничего не говорили во все время, пока действовал обет. Преподобный Савва Освященный еще будучи молодым, однажды соблазнился и сорвал в саду в неположенное время яблоко, но опомнившись, он растоптал его и дал обет Богу никогда не есть яблок. Бессребреники Косма и Дамиан дали обет ничего не брать от людей за исцеления. Но когда святой Дамиан заклинаемый именем Божиим в благодарность за исцеление все таки взял от одной женщины три яйца, святой Косма в завещании даже запретил его хоронить вместе с собой, как нарушившего данный Богу обет.
   Священное Писание говорит про обет: "Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни; лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить" (Еккл.5:3,4). Именно поэтому обет должен быть разумным и выполнимым. Он может быть не таким радикальным (как, например, монашеский обет безбрачия), но может быть совсем незначительным на первый взгляд, но постоянно совершаемым. Однажды к старцу Паисию пришёл отец девочки, болевшей раком, он попросил старца помолиться об исцелении дочери. Старец ответил: "Я буду молиться, но и ты, как отец, должен принести Богу какую-нибудь жертву, потому что жертва любви сильно "располагает" Бога к помощи... Брось курить по любви к своей дочери, и тогда Бог вылечит ее". По молитве старца девочка выздоровела. Однако, спустя некоторое время, отец девочки, забыв про свой обет, снова начал курить - внезапно вернулась и болезнь. Когда мужчина вновь приехал на Святую гору и обратился к старцу за помощью, старец сказал: "Если ты, будучи отцом, не имеешь достаточно благочестия, чтобы пожертвовать своей страстью и спасти жизнь своего ребёнка, то я ничем не могу помочь тебе".
   Вот пример необходимости исполнения обета, равно, как и его разумности. Обет дается не обязательно на всю жизнь, можно дать обет на какой-то отдельный срок (месяц, год). Я слышал, как какая-то женщина дала обет не есть сладкого ради какой-то цели. Вот какие бывают обеты.
Обет безбрачия - это очень жестко и радикально. Я не представляю как вы будете страдать, если вдруг полюбите. К тому же вы и сами говорите, что надеетесь на это. Зачем же давать обет противоречащий вашим надеждам и мечтам? Это конечно не мое дело, но я бы порекомендовал вам дать другой обет взамен безбрачия. Богу не нужно дарить огромные, но холодные и далекие звезды. Подарите Ему живой цветок - маленький, но живой и реальный. Не волнуйтесь, Господь поймет. Ему угодна разумность и рассудительность. И дело не в лукавстве. По слову старца Паисия, пожертвуйте ради дочери какой-нибудь своей страстью. Даже если просто на всю жизнь откажитесь от кофе (это просто как пример), то это уже будет серьезно.
   Но помните главное - эта болезнь может быть полезна ей, а выздоровление может привести ко многим грехам и погибели. Желая ей блага Господь может и не исполнить ваше прошение, так как знает наперед к чему приведет выздоровление. Вы можете всю жизнь нести свой обет, но желаемого результата так и не дождаться. А можете и наоборот, дождаться, но и увидеть исполнение того, от чего Господь берег ее при помощи болезни. Поэтому всегда заканчивайте свои молитвы так: "Но да будет Твоя воля, Ты Один знаешь, что для нас лучше".
Вопрос (Анастасия) 3 декабря 2011г. Здравствуйте Батюшка! Подскажите пожалуйста у меня душа раздирается на части от того, что я не могу сдерживать себя со своей дочерью. Когда я ее не вижу, то мне ее жалко, но когда она приходит со школы меня раздражает в ней все. А если она не выучит урок или еще что-то сделает, я просто не могу себя контролировать я начинаю ее бить, а она сжимается в комок и я вижу страх в ее глазах. Я хожу в храм редко, хотя мне хочется, но когда наступает воскресенье я туда не иду. Пытаюсь по утрам читать молитву, но не каждый день. Вот сейчас пост, мне так тяжело справиться со своим грехом чревоугодия. Подскажите пожалуйста что мне делать?
Вы знаете, я недавно была в Дивеевском монастыре и у меня в душе стало какое-то тепло к ней проявляться, я перестала на нее кричать, бить, старалась не сквернословить. Но сегодня я опять сорвалась, и сейчас мне от этого так плохо. Что мне делать я уже не знаю?
Она у меня так в жизни добрый светлый ребенок, так многие люди говорят, ходит в воскресную школу, но в обычной школе не хочет учиться, ей 10 . А к ней я стала так относиться после рождения второго ребенка - сыночка.
Заранее Вас благодарю.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) И что вам нужно такого сказать, чего вы не знаете, что не нужно на ребенке зло вымещать? Это вы должны знать. Что нужно бороться со страстью раздражения? Это вы тоже должны знать. Что свой авторитет и уважение в глазах детей родители зарабатывают не криком, а добрым примером? Об этом тоже надо бы знать.
   Говорят, что дети чувствуют, когда родители просто вымещают на них свое личное зло. Это приведет к затаенной обиде и злобе на непутевых родителей. Если наказываете, то это делается всегда последовательно, то есть не так, что сегодня за что-то наказали, а завтра за это же промолчали. И, главное, без личной злобы. Ребенок - не враг, а друг, вы ему не зла желаете, а, наоборот, хотите ему добра. Так почему же он видит обратное? Потому что вы вымещаете на нем свою страсть и раздражительность. А это недопустимо. Девочек вообще, говорят, нельзя наказывать физически (по крайней мере, так же, как мальчиков) из-за возможных впоследствии физиологических нарушений и патологий. Они будущие мамы и должны быть здоровы. Что вы будете делать, когда через 15 лет узнаете, что ваша дочь из-за побоев бесплодна? А что будете делать, когда она узнает, что это из-за вас? А я уже сейчас знаю, что вы будете делать, вы придете в храм и спросите - Батюшка, что делать?
В Америке есть даже специальные кружки. Там собираются люди, чтобы выместить свое негодование. Один одевается в мягкие доспехи, а остальные по очереди избивают его и выговаривают ему все, что хотели бы выговорить своему недругу. Если хотите выместить свое зло, ходите на такие собрания.
   Но лучше боритесь со своими страстями так, как советует Церковь. И лучше это делать сейчас, чтобы потом понапрасну не докучать священникам и самой не кусать локти, и дочь не делать на всю жизнь несчастной. И не допускайте, чтобы посторонние (тем более родные дети) страдали из-за этого. Будьте уравновешенным и адекватным человеком. А для этого нужно жить по заповедям, то есть быть истинной христианкой. Пусть посещение храма Божия с вашей семьей и участие в таинствах станет для вас постоянным и регулярным. Исповедуйте (в таинстве Покаяния) постоянно перед Богом свои немощи и пытайтесь исправиться, измениться. В этом очень помогают регулярная Исповедь и Причастие. Тем более вы и сами чувствуете благотворное влияние на вас церковных святынь. Чего же вы еще хотите, каких убеждений ждете? Или чтобы вас туда на руках носили? Знаете что делать, а точнее, чего просит ваша душа, так делайте, дайте ей того, чего она хочет - общения с Богом. Это благотворно повлияет на всех и на вас, и на вашу семью. Помощи Божией.
Вопрос (Екатерина) 3 декабря 2011г. Батюшка благословите. У меня в семье есть такая проблема, очень часто выпивает мама, и такое потом начинается: скандалы, упреки и много другое. Подчас невозможно это все терпеть. Из семьи в храм хожу только я. В состоянии опьянения я у нее и "богомольная", и как только она меня и бабушку не называет. Терпеть это порой бывает очень сложно. Снять квартиру мне просто не позволяет моя зарплата. Прошу у Господа укрепления. Но все же как быть?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Хоть и трудно терпеть, но придется. Это мама, ничего не поделаешь. Однажды она сама вас попросит помолиться о ней, скажет, "дочка, помолись обо мне, что-то плохо мне". В благоприятные моменты пытайтесь говорить с ней, скажите, что любите ее и молитесь о ней, что Церковь - это не сборище религиозных фанатиков, а Божественное установление и всякий обращающийся к Богу получает утешение. Не отчаивайтесь, терпение и молитва однажды сделают свое. 
Вопрос (Ирина) 2 декабря 2011г. Здравствуйте отец Роман! Помогите мне, пожалуйста. Мой сын (20лет), учится в МИФИ, крещен во младенчестве, до поступления в ВУЗ бывал в Церкви, исповедовался и причащался. Сказать, что он был человеком воцерковленным будет наверно неправдой, но сходить в храм и попросить благословения было для него делом естественным и даже желанным. Но случилось, то, чего меньше всего ожидалось. В МИФИ должен был приехать Патриарх Кирилл, с какой-то миссией, приуроченной к какой-то дате, касающейся ВУЗа и естественно его ждали и готовились. В пылу подготовки был снесен какой-то простенький памятник, который пользовался у студентов особой популярностью, как-то здесь назначались встречи, оставлялись записки (в пору отсутствия сотовых телефонов), у него всегда фотографировались на память и пр. студенческие милые чудачества. К приезду Патриарха на месте этого памятника в рекордные сроки, за несколько дней возвели часовню. Когда студенты разобрались в чем дело, все было кончено. В тот день многие из них сняли с себя нательные кресты, и мой сын в их числе. Естественно, с того дня он ни разу не переступил порог храма. Разговоры ни к чему не приводят, он уверен, что поступил правильно и теперь во всем, что касается Православной Церкви видит только искаженную картинку. Помогите, подскажите как быть. Где найти те слова и какими они должны быть? Прошло уже более 2 лет, он часто оказывается в проблемах, из которых нет выхода без Божьей помощи. Молюсь, но наверное моей молитвы не хватает. 
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Вот наверно потому, что его нельзя было назвать человеком воцерковленным и случилось подобное. Если бы был действительно воцерковленным, то не пошел бы на поводу у друзей и не поддался стадному инстинкту соблазна на Церковь. А церковного и религиозного в вашем сыне было действительно мало, коль студенческие суеверные "милые" предрассудки так легко взяли верх. Воцерковленный человек, то есть человек, для которого Церковь - Мать, а Бог - Отец, не стал бы грешить на истинность и чистоту Церкви видя человеческие немощи и недостатки, а знал бы, что даже при наших грехах и слабостях Церковь не при чем и остается святой, соборной и апостольской, остается - телом Христовым и надеждой спасения. 
   Здесь уговорами не поможешь. Если родители не смогли в свое время привить чаду любовь к Богу и страх Божий, чтобы ребенок мог в своей жизни самостоятельно справляться с искушениями, то в подобной ситуации разочарования и озлобления можно только молиться и надеяться на Божий Промысл. Человек отвернулся от Бога. Такое даром не проходит. Апостол Павел  говорит: "Если отречемся (от Христа) и Он отречется от нас" (2Тим.2:12). Будут сильные скорби и искушения. Человек будет подведен к критической черте, после которой он либо должен будет признать Бога, смириться и покаяться, либо сознательно отвергнуть Его и умереть в ожесточении. Выбор за человеком.
   Ваша же задача хоть теперь (задним числом) являть в своем лице пример истинного христианского благочестия - правильную картинку, чтобы глядя на вас и слыша разумные слова вразумления и утешения (в скорбях, которые его ожидают), его сердце смягчилось и вернулось к своему Отцу. Скажите ему, что Церковь тут не при чем и решение ректора и Ученого совета о возведении часовни не имеют отношение к Церкви как таковой. Возвести часовню к визиту Святейшего - решение вполне здравое. Но почему нельзя было построить ее рядом с памятником - остается загадкой. Возможно совет ученых мужей решил этим тактическим маневром какие-то свои проблемы и задачи. И обвинение в этом Церкви - полный абсурд и непонимание ситуации.
   Не теряйте надежды и не отчаивайтесь. Молитва родителей творит чудеса. Но не ждите, что эти чудеса наступят завтра. Они могут наступить и после смерти родителей. Помощи вам Божией.
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.