Газета "Вестник" №30-2012

Оккультная революция в русской литературе

Продолжение. Начало в №№27-29

Профессор Сперанский (в «Русской мысли», 1955, № 824) говорил, что Толстой - это государство в государстве. А Суворин писал: «В России два царя: Николай Второй и Лев Толстой. Который сильнее? Николай Второй ничего не может сделать Толстому, а Толстой непрерывно расшатывает трон Николая Второго». Но Николай II не был бессильным государем, он только почитал законы своего государства, а время было уже после злосчастного 1905 года с его «свободами».
      

Толстой бил не только по христианской государственности, но и по основе порядка - по христианской семье. В романе «Крейцерова соната» брак он называл безнравственной жизнью и разрешал разврат. Присвоив себе право на вселенское учительство, он не мог не ниспровергнуть все нравственные идеалы и вывернуть само понятие нравственности наизнанку, объявив безнравственность нравственным идеалом.
      

В единственом он стал пророком, сказав: «Какой ужасный вред авторитеты, прославленные великие люди, да еще ложные!» Доверие своему гордому уму, не утвержденному благодатью и не очищенному покаянием, погубило великий талант, разум и душу. Посеянные драконьи зубы толстовского учения дали всходы в виде атеистического воинства и ниспровергателей тронов.
      

 Н. Струве облекает Л. Толстого «тройным величием - писателя, явившего поэзию самой сущности жизни в ее беспредельном многообразии, ересиарха, возмечтавшего (уже в 27 лет!) создать новую религию, и - человека, замученного этим противоречием». И.С.Тургенев назвал Л.Толстого «поэтом и кальвинистом». Через Льва Толстого князь мира сего попытался провести русскую реформацию, но верующие русские не приняли ее, не прижилась она в таком масштабе в самой религии, как на Западе, только замучала самого Льва реформации и повлияла на добровольно отпавших от Церкви.
     

Антиподом Л. Толстого был Ф.М. Достоевский, но он был выразителем взглядов меньшинства, глубокого и вдумчивого, поэтому многими невостребован, неуслышан. «Богатство нравственного содержания автора так обильно», что он «громоздит спешно и сжато идею на идею, психический закон на закон; напряженное внимание читателя не успевает догонять его глаз, и он, поминутно останавливая свое чтение, обращает свой взор снова на перечитанные строки - настолько они содержательны и серьезны. Не малопонятность изложения тому причиной, не туманность мысли, а именно преизливающаяся полнота содержания, не знающая себе подобной во всей нашей литературе», - писал о нем митрополит Антоний (Храповицкий).
 Читать его - это утомительная и тяжелая работа, а многие, взирая завистливо на мишурный Запад, уже были приучены праздномыслить. «Великолепный мрак чужого сада» - Просвещение - уже имело в своем арсенале теории позитивизма (агностицизма), утилитаризма, полуматериализма и пр.
     

Достоевский старался всегда показать положительного героя и его противостояние остальному развращенному миру. Это глубоко верующий герой. Он становился закваской обществу, в котором жил. И главной его чертой являлась правдивость. Федор Михайлович выражал этим замечательную мысль: дьявольская неправда начинает свой путь через лукавое слово, через разделение мысли и слова, слова и дела. В Евангелии не случайно дьявол называется отцом лжи. Именно поэтому первым апокалиптическим всадником явился всадник на белом коне с луком и стрелами, которого толкуют как появление лукавой прессы, воздействующей на огромные массы человечества.
В романе «Идиот» есть такая  психологическая ситуация.  Смертельно больной Ипполит, решивший прекратить свои мучения  самоубийством, читает свое предсмертное письмо перед большой компанией. Компания эта показывает нам состояние российского общества, которое делится на бесчувственных равнодушных эгоистов, забывших Бога и его заповеди, и на неравнодушных, сочувствующих человеческому горю, откликающихся, но в трудную минуту одолеваемых страхом и трусостью. Таким образом  истина уходит в подполье, в кухонные разговоры, а в прессе и при народе чаще торжествует «правда» неправых. Земная истина из-за личностной трусости оказывается слабее земной лжи - сатана торжествует. 
     

«Идиот» Достоевского - это Россия, которую никогда не понимал Запад, утонувший в своем рационализме и духовных нечистотах. И хоть он ее не понимал, но всегда использовал ее благородные чувства, рассчитывая свои политические шаги. Князь Мышкин в романе становится совершенно безумным и как бы невыполнившим свою миссию - это апокалиптическое пророчество: Запад не покается, и Россия станет для него совершенно непонятной и ненужной, мешающей и презренной. Второй смысл «Идиота» - это массовое отступление русского народа от Бога, такое, что верующие в Советском Союзе материалистами объявляются на каждом шагу сумасшедшими.  
«Нет там печали о высшем, а все, напротив, всегда сводится к низшему, к тому, что живет хлебом единым, а значит, материей во всех ее проявлениях: пищей, организацией, экономикой, социальщиной. А потому нет там и подлинного человеческого счастья, которое всегда изнутри, а не извне, которое возможно только через светлую печаль, только через освобождение и восхождение» (протопресв.Александр Шмеман).

     

Социалистический реализм  -  основной художественный метод в литературе советской эпохи. Этот метод объявлял правдивость в сочетании «с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма» (Первый съезд советских писателей, 1934 г.). По необъявленным законам правдивость эта была избирательна и частична. История переписывалась под социалистическую идеологию. Умолчание и фальсификация стали средствами социалистической «правдивости».
       

Вот характеристика вождя революции, бога атеистической России, из воспоминаний А.М.Горького: «...Весь в словах, как рыба в чешуе... Азарт был свойством его натуры... Сократовский лоб... Всевидящие глаза...Он был резок с людьми, споря с ними, безжалостно высмеивал, даже порою ядовито издевался...». Даже и из этих скупых отрицательных черт, которые прорвались  из уст его соратника и почитателя, можно увидеть антипод нашему христианскому Богу и человеку, кроткому и смиренному сердцем, молящемуся на кресте за распинающих Его. 
      

Сам же Ленин писал: «...Нападение, а не защита должно стать лозунгом масс, беспощадное истребление врага  станет их задачей...» (Уроки Московского восстания). Это есть «любовь» по-ленински, по-атеистически, идеал нового человека, коммуниста. Огненная псевдорелигия атеизма оперировала и огненными словами: «пожар пролетарского восстания», «огонь революции», «зарево мирового пожара» (революций), «ярость благородная вскипает». 
      

Продолжение следует.

Серафима Загорская

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.