Газета "Вестник" №30-2012

О проблемах приходской жизни

Беседа А. Сигутина с  о. Георгием Кривенко

 

 

- Почему большая часть  подростков проходит мимо храмов?

- Все идет от родителей. Зачастую человек, даже воцерковленный, дома становится совсем не таким, как в храме, и ведет себя совершенно по-иному. Это главная проблема всех людей вообще: и верующих, и неверующих. На людях они одни, а дома - совсем другие. Но именно там, в своей семье, они, как правило, настоящие. Дети, живя с родителями, знают, каковы взрослые на самом деле. В храме мы благообразно себя ведем, молимся, а уходя за ворота, о Боге забываем. Ребенок все это подмечает и, так как дома он проводит больше времени, чем в храме, то берет пример с родителей, подражая их поведению в семье... Причин, по которым дети не заходят в храмы, много, зачастую они сугубо индивидуальны, но эта - основная, потому что дети остро чувствуют фальшь. Иногда они, наверное, единственные, кто видит такую двуличность взрослых, которые часто сами ее не замечают.

В хорошую школу, где своей задачей ставят не только обучение наукам,  но и воспитание учащихся, как правило, не принимают детей без собеседования с их родителями. Педагоги не будут вкладывать свой труд в тех детей, которые дома видят не то, чему их учат в школе. Весь учебный процесс этим сводится на нет.

К тому же молодым людям в этом возрасте - вспомним себя - хочется действия, им необходимо что-то делать, помогать. Если в храме подростки чем-то занимаются, реально оказывают какую-либо помощь ради Христа, тогда они в Церкви остаются. Маленьких мальчиков, благоговейных, часто в алтарь или на клирос берут. Кто-то помогает в катехизации, кто-то докладики готовит, даже банальная чистка подсвечников тут подойдет. Детям в этом возрасте  мало просто слушать о вере, им нужно по ней жить. Это как раз то, о чем взрослые часто забывают. В переходном же возрасте подростку как никогда важна поддержка близких. Здесь, повторюсь, важна роль семьи, ведь родители имеют большое влияние на своего ребенка. 

- Что должны делать приходы, чтобы привлечь и удержать подростков?

- Занимать и занимать их. Сам приход как таковой - это понятие сейчас зачастую очень абстрактное. К примеру, в нашем соборном храме получается не приход, а «заход» (по-другому это никак не назовешь): есть определенный контингент, который в жизни храма никакого абсолютно участия не принимает, но, тем не менее, считает себя прихожанами. Хотя в русских православных храмах, которые находятся за границей, ситуация совсем другая. Там люди понимают, что храм, в который они приходят, - это часть их дома. Дома, разделенного с Богом. И все содержание, вся забота о нем ложится только на них. Они прекрасно осознают, что если сами не будут заботиться и содержать дом Божий, то за них это никто не сделает. За рубежом действительно приход: когда настоящий костяк есть, тогда и в общине всех детей своими считают, а прихожан - семьей.

А у нас  прихожане не испытывают такого чувства ответственности, нет у людей такой инициативы. Вы посмотрите: многие православные соотечественники, ходя в храм годами,  зачастую не знают даже имени того, кто рядом молится и совершенно к этому не стремятся.

- Почему так развит индивидуализм в церковной среде? Влияние светского общества?

- Скорее всего, да. Ведь сегодня многие люди духовно деградируют, даже у большинства верующих отсутствует понятие жертвы. Нередко, проходя мимо нищего, человек бросает просящему горсть бесполезной мелочи, которая, по большому счету, не нужна и тому, кому он ее кидает. Просто, бряцающие монетки оттягивают карман, хорошо бы от них избавиться, к тому же и такое «подаяние» успокаивает совесть... Но ведь это же не жертва: возьми, Боже, что мне негоже! Жертва - это то, что жалко...

Соответственно, у людей пропали понятия общинно-семейной жизни в храме. В то же время от прихода очень многое зависит... Конечно, большое значение имеет и личность священника, но мы стали забывать, что священнослужитель всегда был только координатором. Действующей силой всегда был приход... А ныне зачастую все дают только советы: батюшка, надо вот это сделать. Хорошо, иди и делай! Если ты это придумал - воплоти в жизнь.  Я готов тебе помочь...

Советы я и сам могу давать, а вот сделать все одному невозможно... У нас, при большом количестве прихожан, озеленяла территорию у храма лишь одна женщина - Вера Викторовна. И она, практически в одиночку, все вскапывала. И вот в какой-то момент она ко мне подошла и говорит: «Батюшка, я больше не могу. Каждый десятый, кто проходит мимо, постоянно дает какой-то совет». Я взял лопату, воткнул рядом в землю и говорю: «Вера Викторовна, скажите: батюшка благословил, что прежде чем советовать, возьми лопату и вскопай грядку». Как я уже упомянул, все вскопала только она одна. А крепкие молодые люди  и мужчины проходили мимо...

Священник не может все делать сам, один. Вот быть координатором, помочь в каких-то вопросах - да. А делать все за всех - не хватит ни времени, ни сил.

- За границей прихожане материально даже батюшек содержат...

- Конечно. Мы из Ветхого и Нового Завета знаем, что храм содержится за счет прихожан. Но это содержание должно быть не просто финансированием, необходимо какое-то личное участие. Например, когда я был временно настоятелем храма свт. Луки (Войно-Ясенецкого), для меня было намного ценнее, если человек помогал обшить «вагонкой» лестницу в храме, чем просто давал на это деньги...  Важно, чтобы человек вкладывал в совместное дело часть своей души. Здесь то же самое: мало что-то дать и уйти. Необходимо и душу, и руки к этому приложить. 

- А как возродить общину?

- Необходимо, чтобы каждый прихожанин об этом задумывался... Мы неслучайно заговорили о зарубежных приходах. Там каждый считает храм своим вторым домом, а прихожан - семьей. А что у нас? Люди, ходящие в один храм в течение  многих  лет,  зачастую даже не общаются между собой...

- Сейчас при храмах создают всевозможные кружки, секции, чтобы удержать детей, -  это эффективно?

- Конечно, но очень хлопотно. У детей очень часто меняются интересы, любое дело надоедает, особенно, если оно скучное и однообразное. По этой причине профиль занятий с ребятами в одном и том же храме в течение времени меняется. Постоянно приходится придумывать что-то новое. Кружков должно быть довольно много, ведь интересы у всех разные. И это, естественно, эффективно. А потом, ведь внутри церковной ограды люди объединяются не просто ради какого-то занятия, а по интересам, по мировоззрению. Те же занятия спортом или резьба по дереву сами по себе не противоречат православному вероучению. И раньше,  до революции,  при воскресных школах постоянно создавались всякие общества: и трезвости, и по борьбе с неграмотностью, и курсы сестер милосердия. Православные люди собирались вместе, объединенные каким-то делом.

Неформальное общение всегда пользу приносило. Как показывает практика, если оно есть, - это замечательно.

- А если подросткам предложить собираться за чаепитием и разбирать Писание со священником, как вы думаете, им это будет интересно?

- Для определенного круга подростков это будет интересно. Я говорил, что кружков должно быть довольно много, у всех интересы разные. Более того, они меняются со временем. А вот такое общение всегда пользу приносило...

- В некоторых московских приходах существует такая практика: с детьми, пока взрослые участвуют в богослужении, при храме занимаются педагоги воскресной школы. А ближе к концу службы их приводят к Причастию... И дети с радостью ходят в храм. 

- Практика хорошая, но не все родители смогут такое организовать... Ответственность за поведение детей в храме полностью лежит на тех, кто их привел на службу. Дети в храме - это  большой труд, в основном, именно родительский: следить за ребенком, жертвуя временем своей молитвы, вовремя вывести его, или, сделав, например, кружочек пешком вокруг храма, вовремя привести. Это большой труд. Если во время богослужения дети предоставлены сами себе, то толком молиться в храме никто уже не сможет.

Будет просто замечательно, если родители, объединившись, выберут какую-то «жертву» или две,  договорятся по очереди присматривать за ребятками во время службы и вовремя приводить их ко Причастию. Ведь это действительно жертва своей молитвой, чтобы можно было помолиться другим...

Беседовал Андрей Сигутин

 

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.