Газета "Вестник" №30-2012

О Творце и творении, твари, творчестве и притворстве

Творец людей делает все,

чтобы их спасти: 

чтобы неразумных наделить разумом,  

омраченных просветить,

заблудших вывести на правый путь,

дремлющих пробудить.

 Святитель Николай Сербский

                                               (Велимирович)

 

Нередко на улицах, в магазинах и прочих людных местах можно услышать нелицеприятное и даже оскорбительное слово: тварь, тварюга в сочетании с какими-либо другими словами, тоже не очень приятными. Но что же означает это, так иногда намеренно резко звучащее слово «тварь». Тварь - это сотворенное Господом Богом всякое живое существо, включая и бессловесное. И в древние, старые и не очень-то старые, добрые времена на Святой Руси под словом «тварь» понимали именно живое существо, сотворенное Творцом, создавшем весь мир, получивший название «тварный мир». Такой смысл и значение вкладывает в это слово православная церковь. При этом под тварным миром понимают видимые (материальные) и невидимые (духовные) составляющие его компоненты.

Вряд ли кто возьмется теперь сказать: когда именно очень хорошее слово «тварь», содержащее емкое понятие и глубокий смысл, стало впервые приобретать ругательное значение. И теперь этим, некогда благодатным словом, сказанным в определенной ситуации и в прискорбных обстоятельствах, обозначают недостойного, непорядочного, нехорошего и даже подлого человека.

Неясна и этимология (за исключением, возможно,  некоторых филологов) этого слова, хотя и понятно, что оно происходит от «творить», «творец», но каковы пути и особенности трансформации смысла этого слова, нам пока неясно. Но в данном случае это и не столь важно, важнее  уяснить и осознать родство и глубокую взаимосвязь между «творчеством» человека и «творением» Творца, Господа Бога. А также и однокоренное слово «притворство», явление, получившее сегодня довольно обширное распространение.

Творение - это созидание чего-либо, это результат творческого деяния. Творить - творчески создавать. Результатом творения Бога является  видимый и невидимый миры, вселенная, ангельский мир. Творчество человека заключается в создании новых по замыслу духовных и культурных материальных ценностей, а также новых идей, теорий, концепций, музыкальных произведений, художественных полотен и многого другого подобного. Господь творит всегда, непрерывно и до сего дня. И поскольку Господь создал человека по образу и подобию своему, то и наградил его способностью к творению: «истинно, истинно говорю вам: верующий  в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит - сказал Господь Иисус Христос» (Ин. 14:12).

Все достижения человечества в области науки и техники  есть результат творческих способностей человека, заложенных в него Богом изначально при его творении. Каждый человек талантлив по дару Божьему, но не всякий человек, в силу многих объективных и субъективных причин, может реализовать дарованные ему таланты. При этом, думается нам, что все виды и проявления таланта в различных сферах деятельности человека, в сущности, равнозначны. Например, талант музыканта или писателя, с одной стороны, и талант столяра - краснодеревщика и инженера-механика - с другой,  тождественны и равнозначимы. А воздаяние и прославление талантливого человека, отличившегося своим искусством в каком-либо деле, это всецело изобретение человека. Именно поэтому мы хорошо знаем, например, прославившихся музыкантов, но редко кто (может быть, только узкие специалисты) знают имена мастеров, сработавших без единого гвоздя многие жилые и культовые строения, прекрасные предметы мебели, радующие многие и многие поколения людей.

Все открытия в науке и изобретения  в технике и те, которые фундаментально и всесторонне изменяют мир и ускоряют технический процесс, - все они, как и все в жизни человеческой, осуществляются по Промыслу Божиему. Даже и те, которые человек, в силу своей греховности, использует во вред себе и всему человечеству. Это объясняется тем, что Господь верен своему слову и не отменяет свободы воли и свободы выбора человека между добром и злом. Из этого видно, насколько глубоко Господь любит и ценит человека, чего, к сожалению, нельзя сказать о большинстве современных людей.

Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь сказал: «Закон, данный Христом, дан как бы для тебя самого, как бы устремлен лично к тебе самому». А.Г. Белинский, говоря о Евангелии, написал: «Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большем проникновении в тайную глубину этой Божественной книги».

Итак, человек, создание Божие,  подобно Господу Богу, может и должен творить, создавать новые духовные, художественные и культурные произведения, направленные на развитие и облагораживание человека, его душевного состояния, гармонизируя и укрепляя его дух, душу и тело. Ведь  тело - храм Божий.

И, наконец, посмотрим, что означает и действительно ли  широко  внедрилось в наше сознание и жизнь, однокоренное - «притворство». В соответствии с определением  притворство (от притворяться) означает принятие какого-либо внешнего вида с целью ввести в заблуждение, повести  себя неискренне. Мы же от себя добавим, что притворство есть, в сущности, лукавство и лицемерие: первое есть хитрость, коварство, неискреннее поведение. Второе, лицемерие, представляет собой такое поведение, которое прикрывает неискренность и злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. Как видим, эти два понятия, лукавство и лицемерие, имеют много сходного. То, что они являются весьма греховными, видно из того, что Господь заклеймил этими словами фарисеев, книжников и старейшин Иудейских «Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» (Лк. 11:39). «Лицемеры! лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?» (Лк. 12:56).

Заметим, что именно этими, а не какими-либо другими, выражениями заклеймил их Спаситель, отчего негативный, греховный смысл и значение их весьма усугубляются, и еще глубже осмысляется пагубность для души их носителей и общества в целом.

К сожалению, притворство, в основе которого лежат лукавство и лицемерие, широко пронизало многие сферы нашей деятельности и виды общения: на службе, учебе, в гостях, похоронах друзей и почивших знакомых, во множестве других случаях. Притворное отношение к ближнему для многих из нас стало своеобразной нормой общения. Мы хвалим начальника за несуществующие его добродетели и успехи; хвалим и даже превозносим друг друга на юбилеях, всевозможных собраниях и форумах,  хотя в душе презираем или в лучшем случае оцениваем людей весьма невысоко.

Многие из нас перестали поступать по правде, помогать полезным советом, подсказывать оплошавшему человеку, как следует поступать в тех или иных случаях. Боимся, что нас неправильно поймут, обидятся, а то и обругают. Сегодня мы редко, редко делаем замечания хамоватым подросткам, грубо и донельзя неприлично ведущих себя в общественных местах. Мы проходим мимо не только тогда, когда обнаглевшие пьяные молодчики поливают громогласно матюгом скромных немощных пенсионеров и не умеющих защитить себя людей. Мы стали безразличны друг другу по причине сильного ослабления любви. Господь около двух тысячелетий назад, обращаясь к древним Иудеям, сказал: «И по причине  умножения беззакония, во многих  охладеет любовь» (МФ.24:12).                                    

Притворное наше отношение друг к другу убедительно, на наш взгляд, свидетельствует об ослаблении любви в мире, об апостасийности нашего времени и о том, что человечество быстрыми шагами шествует к кончине мира. Точнее, человечество, избрав главным смыслом своего бытия удовольствия, удовлетворение и насыщение чувственных желаний, превратившись в мир потребления, делает абсолютно все для ускорения кончины, гибели мира. Конец мироздания был описан святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом незадолго до конца своей земной жизни в «Откровении». Господь зримо, в видении, показал своему любимому ученику события, которые реально будут совершаться при кончине мира. Некоторые из этих событий реально совершаются уже сейчас, в наше время, и с нами.

Что же делать? Прежде всего, нужно изменить себя, совлечься ветхого человека и внутренне переродиться. Необходимо вновь научиться видеть в каждом человеке образ Божий, относиться к каждому человеку как к самому себе, и обратиться к Богу лицом с любовью. На первых порах этого, пожалуй, достаточно, чтобы замедлить и даже, может быть, приостановить неуклонное наше движение к пропасти, к погибели.

Николай Муромцев

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.