Поиск по архиву

Газета "Вестник" № 5 - 2015 г.

Разделить купель со Христом

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».(Иоанн 1:29-34)

В наше время праздник Крещения Господня стал одним из самых популярных не только среди церковных, но и светских праздников. И можно было бы порадоваться возрастающему день ото дня благочестию, если бы это так и было. К сожалению, это не так. Секрет популярности праздника Крещения – в крещенской купели, или, по-церковному, иордани, в которую по традиции погружаются верующие после освящения воды. Именно вырубленная на реке или любом другом источнике воды полынья привлекает толпы людей, желающих новых острых ощущений. Зима. Мороз. А тут такой экстрим! Вспоминаю далекие 90-ые, первое крещенское купание в Тюмени на Туре. Народу собралось несколько тысяч. Когда священник закончил освящение, народ ринулся к купели. В суматохе и давке я потерял полотенце, но времени на раздумья не было – народ сзади напирал. Оказавшиеся рядом два полковника предложили коньяк, но я отказался. Вскоре от скопления огромного количества людей лед просел, на нем появилась вода.  Когда вода поднялась до метра, особо жаждущие освятиться стали прыгать в нее с разбега, с шумом и криками. Милиции пришлось выставить оцепление. Вечером на месте купели было огромное черное озеро с плавающими четырьмя военными палатками с крестами и пивными бутылками.

Даже среди верующих в эти дни можно слышать бесконечные разговоры на тему: как я прыгнул (прыгнула) в крещенскую купель. Одна девушка по секрету рассказала мне, что нужно купаться в теплых носочках (чтобы было не холодно), а знакомый рассказал, что они с друзьями в Крещение искупались в семи купелях. Я говорю: «Иванушке-дурачку из сказки про конька-горбунка хватило трех купаний (помните, один котел с кипятком, один ледяной и третий с молоком), а семь-то зачем?» Знакомый глаза вытаращил: «Ты что, не знаешь, что семь – счастливое число?»

Вспоминаю историю из древнего патерика про одного святого, который, стоя у крещенской купели, трепетал и плакал, радуясь и ужасаясь безмерному милосердию Божию и страшной жертве Христовой. Крещение начинается с Креста, на котором Он отдал за нас Свою жизнь.

Какие носочки? Какие семь купелей  или блины с икрой? Опомнись, человек! Здесь Бог умер за нас, чтобы мы воскресли. Бог принял смерть – и мертвые воды оскверненного грехами Стикса стали живыми водами вечной Жизни. В Купели Крещения умирает старый ветхий человек  и рождается новый – духовный. Таинством Крещения мы стали Христовы, получили Его имя – христиане. До этого мы были мертвы – мы родились во Христе. Мы решили следовать Ему, чтобы наследовать рай и Царство Небесное. И каждый раз, погружаясь в эти священные воды, мы должны думать о Нем, нашем Спасителе. А если это не так, то, как говорил апостол Павел, за наше недостойное поведение хулится имя Христово. Да не будет так! Иначе воды жизни станут полыньей для купальщиков-моржей, пост – голодовкой, а жизнь в Церкви – унылой формальностью.

Когда я шел на службу в Покровский храм на Высоком, мимо меня проезжали десятки машин к источнику и бесконечной вереницей шли люди. С большими бутылками под крещенскую воду, детьми и собаками. Люди проходили мимо древнего деревянного храма Покрова, где в это время начиналась ночная служба, после которой был крестный ход до купели, и совершалось освящение воды. После освящения эта вода становится одним из самых сильных средств против нечистой силы и духовных немощей – недаром верующие бережно хранят ее круглый год, используя в самых исключительных случаях. Как и в каждом таинстве, во время освящения воды происходит преображение материи, и обыкновенная вода, которую мы наливаем из крана, преображается и становится святой. Но люди, проходящие мимо храма, этого, к сожалению, не знали. Зато знали верующие в храме. Они собрались здесь, на святом месте, чтобы славить Христа и молиться за себя, за родных, близких и знакомых. А священник в алтаре молился за людей в храме, за людей, что проходили мимо, и за весь мир. И когда крест в его руке коснулся воды, вода возмутилась, и темные тени по углам затрепетали от ужаса. А маленький Сережа, которого папа-алтарник первый раз взял на ночную службу, посмотрел на священника и улыбнулся. 

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь