Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Доментий) 26 марта 2016г. Здравствуйте батюшка, был вчера в церкви . мне сказали что крещение будет не с полным окунанием в воду, но мне так не хочется, что скажете можно ли так . Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Можно. Вы видели когда-нибудь стандартную крещальную купель, например, софринского изготовления? В нее целиком может поместиться только младенец. Взрослый человек туда просто не влезет, тем более не может быть погружен. Большинство храмов оборудовано именно такими купелями. Все потому, что креститься положено на 40 день после рождения. В некоторых храмах есть специальные помещения, где в полу сделаны купели наподобие небольших бассейнов. Там с полным погружением может быть крещен и взрослый человек. Но такие купели могут себе позволить немногие приходы. Поэтому можно креститься и с обливанием головы. Такое крещение тоже действительно. Но если хотите полного окунания, то ищите соответствующие храмы.
Вопрос (Юрий) 26 марта 2016г. Батюшка, как готовиться к причастию 86й бабушке, нужно ли читать покаянные каноны и сколько дней поститься, может ещё ,что-то нужно?спаси Бог
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Бабушка, значит, причащается первый раз в жизни (иначе и не возникало бы вопросов - как готовиться)? Конечно читать последование ко причастию, покаяться за всю жизнь (или с последней исповеди) и поститься (если никогда этого не делала или редко причащается). Если бабушка держит все церковные посты в году включая среду и пятницу, то особый пост перед причастием держать не надо. Если не держит пост по нездоровью, то и пусть не держит. Если по каким-то причинам не может читать, пусть ей прочитают родные или знакомые.
Вопрос (Иван) 25 марта 2016г. Здравствуйте о. Роман! Прочитал ваш ответ от 24.03 "Последование" - обязательное условие при подготовке в причастию. Отец Роман, подскажите пожалуйста, а когда и как возникла традиция вычитывать три канона и последование? (где об этом можно почитать)? До начала ХХ века в России 70% населения были неграмотные, получается, что все они недостойно причащались (я подразумеваю православную часть населения). Слышал, что традиция обязательного вычитывания канонов была заимствована у Католиков на основании решений, принятых на Триденском и Латеранском соборах в XVв. Применима ли данная традиция для верных, участвующих в Евхаристии каждый день Господень? Спаси Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Я говорил про "Последование ко св.причащению", а не про "Три канона". Практика чтения перед причастием "Последования" была известна еще со времени эпохи Вселенских соборов. После IV века богослужение постепенно трансформировалось, церкви из общин стали превращаться в обширные епархии и митрополии. Богослужения стали многолюдными. Это привело к некоторым беспорядкам на службах (о чем громогласно говорил свт.Иоанн Златоуст). По этой причине молитвословия общие стали дополнятся частными. Появилось так называемое "Последование ко св.причащению". "И уж конечно, когда ты решишь причаститься Божественных Тайн, соверши про себя — с таким покаянным чувством, с каким только сможешь, — предписанное тебе Последование (ἀκολουθίαν) об этих [Тайнах]" (Устав блаженных и святых отцов Саввы Великого и Феодосия Киновиарха...). То есть в монашеской среде в эпоху Вс.соборов "Последование" не просто было известно, но соблюдалось со всей строгостью. Более того, само "Последование" составлено так, что причастник должен был читать его непосредственно перед причастием и сразу после него, то есть, молиться на службе своей собственной молитвой.

Первое упоминание "Последования" находится в константинопольском монашеском Уставе XI века, составленным прп.Никитой Стифатом (учеником прп.Симеона Нов.Богослова). В нем говорится в частности о том, что во время Литургии:

• Начав «во время Херувимской», монах должен прочесть обычное начало, псалмы 115, 114, 117 и четыре достаточно продолжительные молитвы (из указания о Херувимской ясно следует, что эта часть должна совершаться прямо во время евхаристической молитвы предстоятеля!)

• Во время возношения Святого Хлеба, на возгласе «Святая святым» (которому в византийской традиции того времени придавалось догматическое значение), монах должен произнести краткое молитвословие и прочесть псалом 29;

• В тот момент, когда монах идет к Святой Чаше, ему предписано читать псалом 22, а если этот момент затягивается, к нему следует прибавить псалмы 114, 115, 117;

• Отходя от Чаши, он произносит «Аминь» — и молитву: «Верую, Господи, и исповедую...», хорошо известную и в наше время;

• В конце Литургии он читает четыре благодарственные молитвы — их число, вероятно, выбрано не случайно, но симметрично молитвам перед Причастием.

• Наконец, по окончании трапезы после Литургии он совершает еще одну благодарственную молитву.

Евергетидский Типикон (XIв.) также предписывает: "Причащающимся [братиям] следует совершить уставное Последование ко Причащению, а затем, сотворив друг другу обычный поклон, подать прощение — и так с благодарением причаститься животворящих Святынь". То есть последование, прощение и причастие идут одно за другим, что говорит о совершении всего этого прямо на службе.

Традиция выделить "Последование" в отдельное молитвословие и отделить его от службы, появилась, вероятно, по причине увеличения его объема. Уже в XIII-XIVвв. в "Последовании" появляется канон и возрастает количество молитв. Совершать все это на Литургии стало неудобно. Поэтому чтение "Последования" приобрело самостоятельный (домашний) характер, а чтение "Благодарственных молитв" так и осталось в храме. Первоначально же все это читалось в храме - в рукописях оба последования читались сразу, будучи разделяемы причастием. В настоящее время "Последование" является неизменной и обязательной частью подготовки к причастию. Однако, полагать, что достойность/недостойность причастия зависит от чтения последования - это нонсенс.

Что касается трех канонов, то их чтение относится к более поздней традиции и не носит обязательного характера. Наберите в строке поиска - три канона - и посмотрите ответы.  Традиция предусматривает замену чтения молитвословий на Иисусову молитву по четкам. Это касается неграмотных и неспособных к чтению людей. В строке поиска наберите - правило по четкам - и найдите ответ 28 марта 2013г. Лариса.

Вопрос (Татьяна) 25 марта 2016г. Здравствуйте иеромонах Роман! Проблема в том что встречалась с парнем и мы растались через пол года мы начали снова общаться. Но я встретила мужчину мы общаемся ради постели .незнай как поступить с бывшем парнем он мне ничего не обещает ! Короче как поступить мне не знаю что делать.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Идите на исповедь и поговорите со священником.
Вопрос (Маргарита) 25 марта 2016г. Здравствуйте, батюшка! Господь устанавливает таинство евхаристии, потому что «теперь на земле в другом виде должна быть Его жертва, в которой бы Он всегда Себя приносил, как на кресте»[3]. С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают жертву в воспоминание жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови. Не понятно, батюшка, как это христиане совершают жертву в воспоминание жертвы Христовой.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Наверно, речь про бескровную жертву - Евхаристию. Не думаю, что речь идет о свечках.
Вопрос (Ирина) 25 марта 2016г. О. Роман поздравляю с постом душеспасительным. На работе сотрудник только начитает воцерковляться, начал соблюдать пост и хотел сходить на таинство Соборование, но не сможет после него приступить к таинству исповеди и Причастия, так как по определенным причинам не может быть допущен до него. Может ли он Собороваться но не пригашаться после данного таинства?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если вы имели в виду - может ли собороваться, но не причащаться, то может.
Вопрос (Людмила) 24 марта 2016г. Здравствуйте, Батюшка! Задавала Вам вопрос о смирении, но ответа почему-то не было. Видимо, был какой-то сбой на сайте и вопрос мой не дошел. Хочу Вас спросить о следующем. Является ди грехом, если я, готовясь к таинствам Исповеди и Причастия, не прочитала Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу и Последование ко Святому Причащению. Я работаю и не всегда хватает времени (а может это и самооправдание). Спаси Господи Вас!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Невыполнение того, что предписывает Церковь - грех. "Последование" - обязательное условие при подготовке в причастию. Не хватает времени - не годится. Находите время. Планируйте. Подменяйтесь.
Вопрос (Юрий) 24 марта 2016г. Как часто можно причащаться?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) По благословению духовника можно хоть каждый день.
Вопрос (Анна) 23 марта 2016г. Здравствуйте, батюшка! Нашу дочку крестили в реанимации, крестных не было. Как нам теперь назначить крестную маму и можно ли это вообще сделать?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Крестными становятся в момент крещения, когда воспринимают крестника от купели. Нельзя "назначить" крестного задним числом. Нет крестной, ну значит нет. Момент упущен, но это не страшно. Родители и без этого должны помочь своему ребенку воцерковиться, в чем и состоит задача крестных.
Вопрос (Елена) 23 марта 2016г. Спасибо,батюшка за ответ! Хочу уточнить,а можно дети исповедь и причастие проведут в другом храме в воскресенье ,а во вторник приедут к вам? Соборование проводится натощак? Извините,мою неграмотность в церковных правилах.Спаси,Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) То есть можно ли собороваться после исповеди и причастия? Можно, но принято наоборот - причащаться после соборования. Можно у нас, можно не у нас. Собороваться не обязательно натощак.
Православный календарь