Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Ксения) 23 января 2012г. Здравствуйте, отец Роман! Читаю Евангелие от Марка гл. 9, стих 38-40… Как правильно истолковать эти слова из Евангелия, к кому они относятся? Ведь какой-нибудь эрудированный «экстрасенс», использующий в своих манипуляциях христианскую атрибутику и «исцеляющий», якобы, именем Господа, может сослаться на эти строки из Евангелия, чтобы оправдать свою деятельность и запудрить мозги легковерным людям…
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Дело в том, что в начале проповеди многое было иначе, чем потом, после вознесения Господня. Сначала Христос запрещал ходить к язычникам и самарянам, потом разрешил. Некоторые действительно слыша о Христе использовали Его имя для изгнания бесов. И Господь не отнимал Свою силу и позволял совершаться чудесам. Дело в том, что Спаситель Сам был заинтересован в распространении проповеди любыми способами. Не забывайте, жатвы много, а делателей мало. Поэтому даже проповедь из недостойных уст, корыстных и славолюбивых не отвергалась Им. Проповедь распространялась. Помните, потом и апостол Павел скажет: "Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;... Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что это послужит мне во спасение"  (Фил.1:15,18).
      В описании явления главы Иоанна Предтечи есть такой эпизод, который меня постоянно занимает и не дает покоя. Там говорится, что в одно время главой Крестителя завладел один арианский монах (или священник) и при ее помощи творил чудеса, так, что многих совратил в свою ересь, так как приписывал чудеса своей ереси. И люди верили ему. Я постоянно удивляюсь, Господь не отнял чудодейственные свойства у главы, но позволял совершаться чудесам, даже с ущербом для правоверия некоторых людей. Право, трудно понять. Конечно все могут использовать этот эпизод в своих целях и ссылаться на него. Именно поэтому и не нужно быть легковерным. Знание - сила. Знаешь - уже вооружен, а не знаешь - безоружен. Нужно знать свою веру - во что ты веришь и для чего, чтобы не соблазниться даже если увидишь чудо. Помните, даже если Ангел с неба скажет что-то другое, да будет анафема (Гал.1:8).
Вопрос (Ксения ) 28 ноября 2011г. Здравствуйте, что означает данная цитата: "По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил" (Еф.4:7)? Как понять "мера веры, которую Бог уделил"?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Данная цитата не из послания к ефесянам, как вы написали, а из послания к римлянам 12гл.3стих.
    Дело в том, что апостольские времена, - это, как известно, период чрезвычайных даров Божиих. Многие христиане могли именем Христовым творить чудеса. Действие Духа Божия было очевидным для всех, видно, так скажем, "невооруженным глазом". Это было необходимо для более успешного распространения проповеди Евангелия. И во Христа при Его нахождении среди людей многие веровали именно благодаря Его чудесам: "И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его" (Ин.2:23).
   Но человек слаб и немощен и легко может приписать себе данный ему Богом дар. Именно в этот грех некоторые и стали уклоняться. Поэтому апостол Павел и напоминает христианам: "Дорогие мои, тот дар веры, которым вы творите чудеса, не ваша собственность, а Божий дар. Поэтому не думайте о себе более, нежели должно думать, не приписывайте себе этот дар. Вы пользуетесь чужим (Божьим), а не своим. Все мы составляем одно тело Христово. Но у всех членов тела разное назначение, поэтому и дары веры даны всем разные, сообразно с вашим служением Церкви".
   Поэтому ответ на ваш вопрос находится в следующем, 4 стихе, где говорится о членах, имеющих различное назначение. Апостол говорит не о вере догматической (Верую во Единого Бога Отца Вседержителя...) и не о вере спасающей, которая для всех одинакова, но о вере чудотворящей (Если будете иметь веру даже с горчичное зерно... ничего не будет невозможного для вас. Мф.17:20), которая есть всецело дар Божий и для всех различна, в зависимости от разного призвания верующих в Церкви и в жизни.
Вопрос (Ирина) 9 ноября 2011г. Скажите пожалуйста, относятся ли слова апостола Павла : "кто не работает пусть тот не ест" к женщинам замужем?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Если вы имеете в виду - способны ли заменить домашние и воспитательные обязанности женщины ее профессиональную востребованность, то я уже писал, что если их совмещение возможно без ущерба для семьи и воспитания детей, то почему бы и нет. Но если профессиональная сторона отрицательно повлияет на ее материнские обязанности, то конечно ни в коем случае нельзя семью приносить в жертву карьере. Ведь, по большому счету, первая профессиональная обязанность любой женщины - это материнство. "Жена спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1Тим.2:15), - говорит тот же апостол Павел. Даже государство понимает это и предоставляет декрет и декретное пособие. Поэтому глупо поступают те женщины, которые не хотят рожать для того, чтобы реализовать себя в каком-нибудь шоу-бизнесе. Они забывают о своем главном предназначении и устремляются за второстепенным.

    Поэтому, конечно апостольская фраза о работе и питании вполне подходит под домашние и материнские обязанности женщины. Сами подумайте, что сложнее - правильно и в страхе Божием воспитать ребенка или стоять у станка и шлифовать алюминиевые болванки?

Вопрос (Елена) 9 ноября 2011г. Здравствуйте, отец Роман! 
Прочитала книгу Людмилы Улицкой "Даниэль Штайн, переводчик". У меня возникло много противоречий с автором, но очень заинтересовал один отрывок : "...Крещеное христианство в свое время покинуло Израиль, ушло в мир. А здесь остались некрещеные апостолы. Спаситель никого не крестил. ...Вообще отношения этих двух великих - Иоанна и Иисуса - весьма загадочны. Если не считать встречи их беременных матерей, когда "младенец взыграл во чреве", у них была одна единственная встреча, по крайней мере описанная встреча, - на Иордане. Всю жизнь они прожили на одном пятачке, страна-то крохотная, и не встречались. И это при том, что они состояли в родстве, и, вне сомнения, были общие семейные события - свадьбы, похороны... Не встретиться здесь можно было только намеренно. Встречаться им не хотелось".  Можете подсказать в каких источниках прочитать об этом? Заранее спасибо за ответ.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Совершенно субъективные толкования человека не знающего Евангелие. "Некрещеные апостолы" - это вообще полный абсурд! А что же такое Пятидесятница, о которой Христос сказал, что "вы... будете КРЕЩЕНЫ Духом Святым" (Деян.1:5; 11:16)? Евангелие повествует как минимум о трех встречах Иисуса и Иоанна Крестителя (Мф.3:13; Ин.1:29,36), правда, две другие были без общения. Предтеча выполнил свою функцию (исполнил всякую правду), приготовил народ к приходу Мессии (прямыми сделал стези Ему) и после Его явления засвидетельствовал всем, что это Сын Божий (Ин.1:34) и теперь Спасителю предстоял огромный благовестнический фронт. Поэтому встречаться им не "не хотелось", а просто не было времени. Христос Сам сказал, что жатвы много, а делателей мало. Он знал, что у Него есть менее трех для проповеди, поэтому и Сам обходил пешком огромные расстояния, и посылал Своих учеников для проповеди слова.

    Толкование Евангелия нужно изучать только у авторитетных православных экзегетов, например: Иоанна Златоуста, Иеронима Стридонского, Ефрема Сирина, Феофилакта Болгарского, Феофана Затворника, святителя Филарета митр.Московского, святителя Игнатия Кавказского, святителя Василия еп. Кинешемского, святителя Николая Сербского, праведного Иоанна Кронштадтского, можно Евфимия Зигабена, Бориса Ильича Гладкова, профессора Александра Павловича Лапухина, инспектора Симбирской духовной семинарии Матвея Васильевича Барсова, инспектора Владимирской духовной семинарии Александра Васильевича Иванова. Можно использовать беседы на Евангелие протоиерея Олега Стеняева или протоиерея Александра Свирелина.

Вопрос (ирина) 27 октября 2011г. Благословите, батюшка. В Евангелии от Луки гл.5 стих 1 читаем: "...чтобы слышать слово Божие...", но ведь в то время Иисуса Христа не считали Богом. Как понимать эти слова?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Так и понимать. Даже при жизни Иисуса Христа некоторые уже считали Его Богом, например: Богоматерь (Лк.1:32,35), апостол Петр (Мф.16:16), апостол Нафанаил (Ин.1:49), апостол Фома (Ин.20:28), сестра праведного Лазаря Марфа (Ин.11:27), сотник при Кресте (Мк.15:39), князь Авгарь. Тем более Его считали Богом между 60 и 70 годами, то есть, после Его Воскресения, Вознесения и Сошествия Святого Духа. Так как именно к этому промежутку времени принято относить написание Евангелия апостолом Лукой. В 60 году апостол Лука уже несомненно знал, что благовестие, проповеданное Иисусом Христом, есть истинное слово Божие, а Он Сам есть - Бог.
Вопрос (Ирина) 21 октября 2011г. Благословите, батюшка. Объясните, пожалуйста, слова Господа нашего Иисуса Христа, которые читаем в Евангелии от Луки гл.21 ст.32,33,35.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

"Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет". Христос описывал перед этим события предшествующие Второму Его пришествию. Поскольку это повествование переплетается с событиями разрушения Иерусалима (в 70-м году), то некоторые полагают, что под "родом" следует понимать именно тех иудеев, которые жили во времена Спасителя и многие из которых действительно стали свидетелями тех страшных событий. Другие понимают под "родом" вообще иудеев, которые доживут до Второго пришествия Христова. Наконец, есть мнение, что под "родом" нужно понимать вообще все поколения верующих. То есть, истинно верующие не истощатся на земле вплоть до Второго пришествия Христова, и некоторые из них будут очевидцами последних дней земной истории человечества.

    "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут". Господь говорит, что этот непостоянный мир пройдет. И даже небо с землей, которые кажутся нам теперь незыблемыми и вечными - пройдут и исчезнут, но Евангельские истины и слова Христовы останутся навеки.

     "Ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному". Как сеть набрасывает охотник на животное и ловит его, также внезапно наступит и последний день человечества и уловит его в его беззакониях. И когда будут говорить - мир и безопасность, - он придет. Он нагрянет тогда, когда никто не будет его ждать. Естественно это касается неверующего мира, ослепленного житейской суетой. Тогда, как верующие ясно будут видеть сбытие признаков пришествия Христова и будут бодрствовать.

Вопрос (Ирина) 8 октября 2011г. Батюшка, благословите! Не могу понять слова Господа нашего Иисуса Христа Евангелие от Луки гл.16ст.5-12. (о неправедном управителе). Спаси Вас Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Действия управителя вполне понятны. Он стоит перед угрозой сокращения, причем, не гипотетической, а вполне реальной и уже высказанной хозяином: "... дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять" (Лк.16:2). Поэтому, чтобы обеспечить себя некоторыми путями отхода и не пропасть после увольнения, он поступает очень разумно. Пока еще имея возможность влиять на должников своего господина, он сокращает им долги, одному аж в два раза (сколько ты должен? Сто мер масла. Пиши - пятьдесят). А другому со ста до восьмидесяти мер пшеницы. Это сделано для того, чтобы заручиться их расположением и после своего увольнения обратиться к ним за помощью. А они, помня о таком щедром благодеянии с его стороны, конечно помогли бы ему и обеспечили бы заработком. Но когда хозяин узнал об этом мудром поступке своего опального управителя, то похвалил его за его перспективную предусмотрительность и, надо полагать, отменил наказание.
  И Господь заканчивает Свою притчу такой мыслью: "И Я вам говорю, приобретайте себе друзей (в лице Бога, Ангелов и святых) богатством неправедным (не в смысле незаконно нажитым, но "неправедным" названо всё, что нам дается здесь, на земле: суетное, тленное, земное и кратковременное, тем богатством, которое из-за неправильного его использования часто погубляет человека, но которое должно работать на него), чтобы, когда обнищаете (то есть, когда умрете и всё это земное богатство лишится своего значения и обесценится), примут вас в вечные обители (потому что данные вам таланты и богатство вы употребили на дела добра и милосердия, чем и "купили" себе место в вечных обителях со святыми)".
  "Сыны века сего" - это мытари и все грешники, которые оказались мудрее "сынов света" (просвещенных в своих глазах фарисеев), тем, что приняли крещение Иоанново и учение Христово, благодаря чему и могут надеяться на спасение.
Вопрос (Ирина) 1 октября 2011г. Благословите, батюшка. Что означают слова:"...никого на дороге не приветствуйте" (Ев.от Луки гл.10 ст.4)? Что делать, когда душа рвется делать Мариину работу (слушать Господа), а приходится много времени тратить на Марфину работу?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) У Господа было мало времени и мало помощников для проповеди Евангелия. Поэтому Он и говорил: "Жатвы много а делателей мало" (Мф.9:37). По этой причине отправляя учеников на проповедь, Он заповедует им не тратить время на пустые разговоры на улицах и дорогах, так как приветствие человека непременно может вызвать дальнейший разговор совсем не на евангельскую тему. Это мнение блаженного Феофилакта. Профессор Лапухин усматривает в этих словах еще и указание на качество проповеди. Чтобы слово Божие не было проповедуемо, так сказать, мимоходом, не основательно, то дается запрет даже на приветствие. И только когда апостолы останутся в чьем-нибудь доме и войдут в тесные отношения с хозяевами, только тогда можно внимательно и серьезно проповедовать Евангелие. Есть еще мнение, что этот запрет касается долгой восточной церемонии приветствия, опять же, с целью сэкономить больше времени для проповеди.

Что касается Марфы и Марии, то не нужно думать, что укор Господа Марфе говорит о полном запрете заниматься хозяйством. Ведь это же очевидно. Господь нуждался и в работе Марфы. Просто всему прилично свое время: время слышанию слова Божия и время хозяйственной деятельности. Как ни крути, но в этом мире нам никогда не удастся полностью освободиться от потребностей бренного тела. Поэтому учитывая необходимость обоих занятий, нужно проявить христианскую мудрость в их разумном совмещении. Да умудрит вас Господь.
Вопрос (Андрей) 24 августа 2011г. Иудеи не верят в Иисуса Христа, потому что не прекратились войны (не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Исаия 2:4). Как нужно понимать это место Писания?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Здесь идет речь о последних временах, когда истинное учение распространится по всей земле. "В эти последние дни благодаря распространению истинного учения по всей земле между народами кончатся раздоры и войны, так угнетавшие жизнь древнего человечества... Между тем новый закон Всевышнего изменяет в самом существе души людей, которые вследствие этого становятся расположенными даже к самопожертвованию. Понятно, что при таком обновлении человечества не нужны будут прежние средства для самозащиты и для нападения и мечи будут переделаны на орала или, точнее, мотыги, какие употребляются для разрыхления почвы при посадке виноградных лоз, а копья - на серпы, употреблявшиеся для обрезывания этих лоз" (Толковая Библия под редакцией профессора А.П. Лопухина. Т.IV).

"Истинный мир, обещанный Господом устами пророков Божиих, стал неотъемлемой составной частью всех мессианских ожиданий, так что суть самого пришествия Мессии-Спасителя в мир понималось как наступление на земле полного и всеобъемлющего мира: мира людей с Богом и гармонического мира всей природы, как единого целого.

Этот всесовершенный мир заключался, согласно мессианским чаяниям, прежде всего в обетовании мира между народами: «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы… и не будут более учиться воевать» (Исайи. 2:4). Такой мир должен наступить в результате пришествия на землю Мессии: «Он возвестит мир народам» (Захар. 9:10). «Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню» (Исайи 9:5). «И лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности» (Осии 2:18). «И… будут жить безопасно… И будет Он - мир» (Мих. 5:4-5).

Даже природа испытывает на себе воздействие этого всесовершенного, гармонического и целостного мира, идеальную картину которого рисует нам Исайя в 11-й главе, являющейся, с одной стороны, как бы вершиной всех ветхозаветных чаяний вечного мира ввиду ее поразительного максимализма и кажущейся утопической недосягаемости, а с другой являющейся совершенно реалистичным и конкретным заданием для всего человечества, так как осуществление ее предполагается не в эсхатологическом плане второго пришествия, а в чисто историческом плане воплощения Бога Слова и появления христианства". (Журнал Московской Патриархии 1961, № 6, стр. 44-45).
Вопрос (Димитрий) 7 августа 2011г. Здравствуйте. В Деяниях святых апостолов сказано, чтобы христиане воздерживались от идоложертвенного и удавленины. Вычитал, что удавленина - это когда из животного не вытекает кровь. Но сейчас на скотобойнях животных умерщвляют током. Получается, что во всех магазинах продается удавленина. Что-же делать?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Методов умерщвления животных достаточно много: это холодное и пневмо оружие, ядовитый газ, ядовитая инъекция, отравленная пища, ток и др. Но нельзя сказать, что убийство животных током преобладает на скотобойнях. Оно используется, но, скорее всего, находится в меньшинстве, поскольку это затратно и негарантировано (не все животные умирают от ударов тока). Доминируют, все-таки, ножи и пневматические пистолеты, как наиболее практичные и достоверные методы.

Поскольку вы не знаете как было умерщвлено животное, из которого сделан фарш или сало и узнать это невозможно, то остается не так много вариантов: либо полностью отказаться от мяса, либо есть его не задумываясь о том, как оно оказалось в магазине и благодарить Бога. Ибо Господь сказал Ною: "...все звери земные, и все птицы небесные, и все рыбы морские отданы в ваши руки, и будут вам в пищу" (Быт.9:2,3). Помощи Божией.

Православный календарь