Газета "Вестник" №20-2012

Один из тех, кто создавал Россию

В собрании русских икон  Государственной Третьяковской Галереи находится  широко известная икона - «Насаждение древа государства Всероссийского». Икона создана в 1668 году в царствование Алексея Михайловича, второго царя  из династии Романовых. Написал ее царский «жалованный изограф» Симон Ушаков (1626-1686гг). theotokosbyushakov_349

Он был главным иконописцем и руководителем всех живописных и гравировальных  работ в Оружейной палате Кремля. В ХVII веке Оружейная палата стала не только художественным центром Москвы и всего русского государства, но и чем-то вроде высшей художественной школы. Здесь работали самые лучшие мастера, которых тридцать лет воспитывал и наставлял Ушаков. При нем среди русских художников работало и 80 иностранцев, которых он лично отбирал по степени их мастерства. Шло  творческое взаимообогащение. Русские иконописцы учили их  традициям русско - византийской живописи, а иностранцы знакомили с открытиями европейской школы.

Художники Оружейной палаты расписывали дворцовые палаты и храмы,  писали иконы, составляли рисунки для церковных хоругвей, для  знамен различных полков, золотого шитья, драгоценного оружия и ювелирных изделий. Все это создавалось по старинным художественным догмам.

С приходом к руководству Ушакова стали внедряться новые веяния. Он  добивался того, чтобы  живописцы  создавали правдивые, реалистичные изображения - «как в жизни бывает». В искусстве иконописи очень редко кому удавалось внести что-то новое и быть настолько убедительным, чтобы это новое становилось признанным. В частности, Симон Ушаков первым в русской живописи стал писать похожие на оригинал портреты,  применяя  новый подход к изображаемому и считая, что даже на иконе  лица и одежда не могут быть зрительно плоскими. Он писал в своих многочисленных теоретических трактатах, что лица, руки и даже складки одежды должны быть объемными. Но при этом, используя элементы новшеств европейской школы, следовал традициям  древнерусской иконописи, оставаясь в рамках древней, строгой иконописной схемы.  Среди специалистов даже бытует такое выражение: «это был сплав русской иконописи с «фрязью» (иностранцев в России, как известно, называли фрязинами).. Ушаков первым в нашей стране создал подробный  анатомический атлас.

Нельзя сказать, что современники, особенно старообрядцы, одобряли  такие новшества. Но Ушакова поддерживали и царь Алексей Михайлович,  и патриарх Никон.       

Созданная Ушаковым икона «Насаждение древа Российской государственности» имеет еще и второе название - «Похвала Владимирской иконе Божьей Матери». По содержанию,  по художественным принципам  похожих произведений  в искусстве русской иконописи  раньше не было.  Историки  даже называют эту икону картиной, изображающей триумф русской государственности.

_aa_350Почему эта икона считается особенной? Тому есть немало причин. Конечно, символ древа в первую очередь напоминает о древе генеалогическом. Но  древо на этой иконе - не генеалогическое. Это официальная, выраженная в живописи демонстрация связей, существующих на Руси между властью и Церковью. На древе не только портреты князей и царей, но и святых, укреплявших русское государство. Необычна и композиция иконы. Ее надо смотреть, не сразу всю обнимая взором, а  снизу вверх, следуя взглядом за изображением могучего древа. В самом низу композиции - Московский Кремль. Сверху на  его стенах стоят царь Алексей Михайлович (как представитель царствующей династии) и царица  Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Федором. В центре за кремлевской стеной виден  Успенский собор - главная святыня русского государства. У основания собора две фигуры, это Иван I Данилович Калита, собиратель русских земель, и митрополит Петр, который перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Иван Калита - великий князь Московский сажает древо русского государства. А митрополит Петр поливает его из золотого священного сосуда. На центральной ветви древа,  среди цветов  и  виноградных кистей, медальон  с иконой Богоматери Владимирской - исторической святыни Руси. В верхней части иконы Царь Небесный  держит в руках ризу и венец, венчая на царство Алексея Михайловича.                                                Центральную икону Богородицы окружают две ветви древа, которые укрепляют и украшают русские цари Федор Иоаннович, Михаил Федорович, Алексей Михайлович и  святые земли русской. Все  они  держат в руках свитки с молитвами. Этих икон-медальонов всего двадцать, по десять на каждой из ветвей. На правой - Александр Невский (в схиме), Андроник Московский, Сергий и Никон Радонежские, Савва Сторожевский, преподобный Пафнутий Боровский(!), преподобный Андрей и московские блаженные Василий, Максим, Иоанн Большой Колпак. На левой ветви - митрополиты Алексей, Киприан, Фотий, Филлип и цари Федор Иоаннович, Михаил Федорович, Дмитрий Иоаннович Донской.

В XVII в. династия Романовых еще была новой, и для государства  важно было, как мы сказали бы сейчас, официальное  подтверждение легитимности власти этого царствующего дома.

Икона была написана для иконостаса одной из центральных московских церквей - храма Троицы в Никитниках (сейчас она находится в переулке, выходящем на Старую площадь). Храм старинный, его изображение осталось только в архивах. А ныне существующий храм построен в 1662-64гг.

Симон Ушаков был прихожанином  храма. Троица в Никитниках славилась своим необыкновенно красивым звоном. В годы советской власти здесь находился филиал Государственного исторического музея. На одной из стен была помещена фреска из Свято-Пафнутьева Боровского монастыря с изображением Спаса. В 1991 году храм вновь передан верующим.

Нашим  читателям, вероятно, будет интересен  факт изображения Ушаковым среди московских митрополитов и святых преподобного Пафнутия Боровского. Конечно, известно, что к тому времени преподобный Пафнутий был канонизирован, причислен к лику святых  не только местночтимо, но и всецерковно. О деяниях преподобного Пафнутия, о его трудах по укреплению Православия на Руси, о духовном укреплении и единении  народа был известно. Поэтому чувство преклонения перед святым Пафнутием  понятно. Но, возможно, немаловажную роль сыграло и то, что в том же квартале, где жил Ушаков, в Никольском переулке, находилось московское подворье Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. В XVII  в. это был еще комплекс зданий с храмом, освященным во имя  преподобного Пафнутия Боровского (храм  упразднили в 1837 году). Ушаков, по всей видимости, был хорошо знаком с житием преподобного Пафнутия. borovsk_podvorye_343

К XIX  в. от подворья остался только дом, по архитектурному образу очень похожий на четверик колокольни Пафнутьева Боровского монастыря. Здание стали использовать как гостиницу. В Китай-городе (центре Москвы) их было несколько. Здесь преимущественно останавливался торговый люд, по разным делам приехавший в столицу. Поэтому предусматривались «дополнительные удобства» - каретный сарай и амбар под склад товаров.

Дом, оставшийся от монастырского подворья, в семидесятые годы прошлого века в связи со строительством комплекса зданий для ЦК КПСС, передвинули на 100 метров. Передвинули бережно, в целости и сохранности. Инженеры проекта подсчитали, что он весил «всего 700 тонн». В практике тех лет бывали задачи  и посложнее. Правда,  известно, что эта операция стоила очень дорого - чуть больше того, что потребовалось бы для строительства нового здания. Но московские архитекторы настояли на сохранении старинного особняка. На месте подворья расположились современные подсобные строения. Теперь они предназначены для хозяйственных нужд Администрации президента России. Подворье Свято-Пафнутьева Боровского монастыря находилось в одном из самых престижных мест центра Москвы.

Алла Тагиева

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.