Газета "Вестник" №20-2012

ИГУМЕН И ЧУДОТВОРЕЦ БОРОВСКИЙ

1(14) мая православные христиане Калужской епархии празднуют день памяти преподобного Пафнутия Боровского, основателя самого 0_24f25_2ad809a_xl_344.древнего, из существующих ныне, монастыря на Калужской земле - Боровской обители.

О жизни этого святого сохранилось два древних литературных памятника, написанных его учениками: «Житие преподобного Пафнутия Боровского», написанное Вассианом Саниным, епископом Ростовским, и «Сказание о кончине преподобного Пафнутия Боровского», написанное старцем Иннокентием. Эти два произведения дают нам возможность не просто узнать факты и события из жизни преподобного, но увидеть его самого, увидеть его личность.

Каждый человек неповторим, каждый человек - целая вселенная. Святой человек, человек, достигший еще в этой жизни Бога - личность особенно уникальная. Внук крещеного татарского баскака, преподобный Пафнутий, был удивительно цельной личностью. Житие нигде не говорит о внутренних противоречиях или сомнениях святого. Однажды став на путь служения Богу, преподобный Пафнутий никогда уже не поколебался в благом своем произволении. И в мелочах и в большом он был верен. По характеру строгий и горячий, он был одновременно любвеобильным и милостивым настолько, что один вид его смирил «звероподобный», как свидетельствует житие, нрав подосланного в обитель поджигателя. Списатель жития святого епископ Вассиан и автор «Сказания» старец Иннокентий как на отличительную черту характера преподобного указывают на его непреклонный нрав и на абсолютное нелицеприятие. Святой Пафнутий был ровен и с высшими и с низшими. Он не боялся лица княжеского, не заискивал перед сильными и не превозносился перед простыми.

В житии не говорится о том, как внук татарского баскака, которому можно было бы спокойно прожить жизнь в отцовском имении, не думая о хлебе насущном и пользуясь всеми радостями земной жизни, созревает духовно. Упоминается только, как он к 20 годам оставляет дом и любящих родителей и идет послушником в Боровский Покровский монастырь. Говорится только, что он от юности прилежно изучал Священное Писание, которое заронило в чистую душу отрока Парфения семя любви Божией, старательно взращиваемое им всю последующую жизнь.

В Покровском монастыре отрок Парфений принимает постриг монашеский с именем Пафнутия и находится в послушании (обучении монашеской жизни) у преподобного Никиты Серпуховского - ученика преподобного Сергия Радонежского. Усердие преподобного Пафнутия в монашеском житии было столь велико и плоды его были столь явны, что братия избирает сорокалетнего Пафнутия игуменом своей обители.

Тринадцать лет преподобный был в полном смысле духовным отцом и настоятелем Покровской обители, явив удивительные примеры любви и заботы о вверенном ему Богом братстве. Уже тогда открылись в нем высокие дарования: рассуждение добра и зла, умение привести к Богу своих пасомых, всепокрывающая милость и снисхождение к немощам человеческим, твердость и непреклонность по отношению к любому греху, удивительная проницательность и прозорливость. Подробно повествует житие святого о его трудах, скорбях и чудесах. Постоянная молитва, живая вера и твердое упование на Бога и Матерь Божию - вот чем жил преподобный.

dsc_0093_347Когда преподобному Пафнутию было пятьдесят лет, он впал в тяжкую болезнь и, не надеясь на выздоровление, принял схиму. Вскоре он выздоровел, но решил уже не возвращаться к игуменским трудам, а уйти в отшельничество, чтобы, не отвлекаясь ни на какие житейские волнения, посвятить себя подвигу молитвы и очищения души. Преподобный оставляет Покровскую обитель и уходит за несколько верст в безлюдную долину, где поселяется с одним только учеником в живописном месте возле слияния рек Протвы и Истерьмы. Это происходит 6 мая (по новому стилю) 1444 года, в день памяти святого великомученика и Победоносца Георгия.

Преподобный Пафнутий, собираясь в тишине и покаянии провести остаток дней земной жизни, не желал снова быть игуменом, однако, Божья воля о нем была иной. Перед смертью преподобный открыл следующее: «...Сама Пречистая Царица так решила, и, более того, пожелала на этом месте прославить Свое имя, и храм Свой воздвигла, и братию собрала, и меня, нищего, долгое время питала и охраняла вместе с братией». Очевидно, преподобного Пафнутию в его отшельничестве было явление Матери Божией, которая повелела ему основать на этом месте монастырь и быть в нем игуменом. Об этом явлении он по смирению открыл только на смертном одре. Удивительно и свидетельство самого подвижника о том, как строился его монастырь: «...не княжеской властью, не богатством сильных, не золотом и не серебром создавалось место сие, но волею Божьей и помощью Пречистой Матери Его. Не просил я от земных князей никаких даров для монастыря и не принимал от тех, кто хотел принести их сюда, но всю надежду и упование о всем возложил на Пречистую Царицу до сего дня и часа...»

Скоро к духоносному старцу стали во множестве собираться ученики и обитель начала расцветать. Удивительно, что уже при жизни преподобного Пафнутия его монастырь был одним из известнейших в России. Его посещали Московские и другие удельные князья, и слава о нем шла по всей Руси. Начиналось же все не с «грандиозных» замыслов и проектов, а молитвами и трудами преподобного, который собственными руками вместе с братией строил храм. И был он первым на всех послушаниях монастырских, и в храме Божием он появлялся раньше всех и покидал его последним.

Всю жизнь трудился преподобный и не знал праздности ни на минуту. Ум его всегда был занят молитвой. Всегда и во всем полагался он на Бога и Богородицу. Когда Господь открыл Своему верному служителю приближение кончины, преподобный отложил все попечения земные и целиком погрузился в покаяние, которое было спутником его, как и всех святых, на протяжении всей жизни и которое он считал особенно необходимым для себя в предсмертный час: «...Господь по своему милосердию, не желая смерть навести на непокаявшегося грешника, дал мне, грешному, шесть дней для покаяния, так нет - ты мне не даешь покоя ни на один час, наводишь на меня мирян», - так сетовал преподобный на своего ученика Иннокентия. Смирение - самое главное отличительное качество истинных святых, особенно явилось в преподобном перед кончиной. Он, проведши всю жизнь в трудах ради Христа, не уповал на эти труды, не считал их собственно своими заслугами, не полагал, что его праведная жизнь достойна Небесного Царства. Последняя молитва святого, которую с трудом расслышали ученики из его почти уже безмолвных уст, была такой: «Царю небесный Всесильне! Молю ти ся, Владыко мой, Иисусе Христе, милостив буди души моей, да не удержана будет противных лукавством, но да усрящют ю ангели Твои, проводяще ея сквозе пронырств  тех мрачных мытарств, и наставляюще ю к Твоего милосердия свету. Вем бо и аз, Владыко, яко без Твоего заступления никто же может избыти козней духов лукавствия».

Скончался преподобный Пафнутий 1(14) мая 1477 года за час до захода солнца. Так велика была любовь к нему братии, так огромна была их печаль о его кончине, что никто из них не мог при погребении ни петь ни читать молитв - все рыдали. img_2064_347

Преподобный и после кончины не оставляет свою обитель, что он предсказывал еще при жизни. Однажды он сказал: «Всю надежду и упование о всем возложил (я) на Пречистую Царицу до сего дня и часа, в который разлучит Создатель и Творец мою душу от тела, и по отшествии из этого мира Пречистая Царица да защитит своей милостью от насилия темных и лукавых духов, и в страшный день праведного суда избавит меня от вечной муки и причтет к избранным. Если же и я некоей благодати сподоблюсь, то неумолчно буду молиться за вас Господу». Заступничество и молитвенное предстательство преподобного проявляется не только в дарах и явных милостях Божиих, ниспосылаемых его обители, но и в спасительных скорбях, попускаемых Богом для вразумления и духовного исцеления. Нельзя человеку спастись без скорбей и искушений. Бывают в обители дни благоденствия, бывают времена терпения скорбей, в которые и собирается христианином духовное сокровище смирения. Недавно в Боровском монастыре, в алтаре предела преподобного Пафнутия, расположенного в соборе Рождества Богородицы, поместили икону преподобного, вырезанную по дереву. На свитке, который держит в руках святой Пафнутий, вместо обычной надписи «Не скорбите убо братия...» по недосмотру резчика (а для верующих по Промыслу Божию) оказалась надпись: «Скорбите убо братия...»

Преподобне Отче наш Пафнутие, моли Бога о нас, грешных!

Игумен

Игнатий (Душеин)

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.