Газета "Вестник" №14-2012

В Субботу Акафиста:

Сегодняшнее второе Евангелие - это Богородичное Евангелие, которое читается во все праздники Пресвятыя Богородицы и Ее икон, и каждый раз оно заканчивается таким назиданием нам - словами Спасителя: «Блажени слышащии слово Божие и хранящии е».67475_345.
Блажени слышащии - то есть блаженны те, кто слышит слово Божие. Услышать слово Божие - это уже блаженство. Слышание слова Божия - это прикосновение к вечному блаженству, потому что в слове Божием есть то, что, как говорит Господь, потребно всегда: Мария же благую часть избра, яже не отымется от Нея.
И действительно, кого Господь сподобил слышать или читать слово Божие, тот знает это удивительное состояние души, когда ты впервые читаешь эти слова, а чувствуешь, что тебе тут все понятно, что это то, что душа твоя чувствовала, чего она желала. Почему нам нужны молитвы святых, почему мы молимся их словами? Можно ведь молиться, просить о чем-то иногда и своими словами, но преимущественно, как и полагается, мы читаем молитвы, составленные святыми. Потому, что в этих молитвах отразилась их душа, их духовное состояние, и они выразили его именно этими словами, святыми и ясными, насколько возможно было выразить это словом. И когда мы молимся их молитвами, читаем жития святых, души наши соприкасаются с состояниями их святых душ и испытывают умиление, блаженство, так что иногда, по милости Божией, нас посещает во время молитвы такое состояние, что и слезы подступают.
Ублажаются слышащие слово Божие и - сказано - хранящие его. Второе от первого неотделимо. Как неотделимы друг от друга две заповеди о любви к Богу и к ближнему, так неразделимо должно быть и это: когда человек слышит слово Божие и хранит его, то есть сохраняет в сердце своем и постоянно его себе напоминает.
Эти состояния в Евангелии отражены. Скажем, состояния апостолов. Они слышали слово Божие, но потом часто забывали его. Поэтому, когда Господь после Воскресения являлся им, то напоминал им то, о чем говорил. О несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаше пророцы. Не сия ли подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою? И начен от Моисея, и от всех пророк, сказаше има от всех писаний, яже о Нем (Лк. 24:25-27).
В сегодняшнем евангельском чтении как раз и говорится о том, что Господь предупреждал Своих учеников: Подобает Сыну Человеческому много пострадати, и искушену быти от старец и архиерей и книжник, и убиену быти, и в третий день воскреснути. А когда все это совершилось, то, как ни странно, некоторые апостолы забыли, что обо всем этом было сказано.
Это как раз тот самый момент, то самое состояние души, которое и к нам имеет отношение. Хотя нам многое сказано в назидание, но, когда что-то совершается в жизни, мы забываем слова об этом.
Господь Сам говорит: Не так ли подобало пострадать Христу? А вы забываете об этом и начинаете роптать, выражать недовольство.
И вот сегодняшнее чтение нам всем - постоянное напоминание. Матерь Божия каждый раз напоминает нам Своим Евангелием: слушайте, то есть внимайте слову Божию, и храните его. Внимайте, храните... Внимайте, храните... Одно и то же вроде бы повторяется, но нам это, действительно, нужно постоянно.
Только три дня назад мы слышали последний раз в этом году весь Канон преподобного Андрея Критского, в котором есть такие слова: Писание изнемогло, Пророцы изнемогли! Праздно Евангелие. Все тебе говорят, а ты - ни с места! Все такой же! Все забываешь. Результата нет, толку никакого нет от нас. Не суща врачу исцеляюще, то есть ничто тебя не может исцелить. Всесильные Божественные словеса в тебе не действенны. То есть мы ведем себя так, как будто не для нас все это написано. Мы слышим о пророках, которые терпели, мы слышим об апостолах: они все пострадали, только апостол Иоанн не пострадал до смерти, Господь сохранил его как предтечу Своего Второго Пришествия, Он сказал: Аще хочу тому пребывати, дондеже прииду, что к тебе? (Ин. 21:22) - то есть апостол Иоанн останется. Мы слышим множество примеров из житий святых. Мы слышим и о Самом Сыне Божием, Который был предан, оклеветан, поруган, распят, умер на Кресте. Все это говорит нам о том, что иного пути ко спасению нет. И апостолу Петру Господь говорит: Иди по мне (Ин. 21:19), - то есть следуй тем путем, которым Я иду, путем несения Креста. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене (Мф. 11:29), - все это сказано. И все это мы забываем, когда нам что-нибудь приходится терпеть. «Ой, почему, за что мне?» Как Господь говорит? Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 26:24).
Если ты идешь за Господом, значит, должен нести крест. А крест есть крест - это распятие, страдание. Какой уж он у кого - это как Господь даст, но что-то каждый должен нести. Сын Человеческий, сказано, не имел, где главы подклонити (Мф. 8:20), а ты ропщешь, что тебе мало спать приходится или еще какие-то неудобства терпеть.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский прекрасно пишет в своих дневниках о том, как враг приступал к нему. К тому, который молился за многих людей, совершал множество чудес, по его молитвам люди исцелялись, он соединял души людей с Богом. И вот бывало, что человек такой духовной силы, когда надлежало перенести Чашу с жертвенника на Престол, не мог двинуться с места. Не мог передвигаться по алтарю, пока не умаливал Господа. Благодать Божия помогала ему разорвать эти оковы, и только тогда он мог идти к престолу. Это в алтаре! Во святая святых! Мы думаем: да как можно? Вот как - это уже другой вопрос, это, видимо, нам не дано знать. Но мы знаем, что даже там, в таком святом месте, и такого святого человека враг мог связывать так, что он не мог шагу ступить.
А мы думаем, что в храме на нас не может нападать враг. Да только тут и дело ему! В храме около каждого молящегося бесы сотнями стоят, нападая, стараясь уловить каждого. Потому около храма-то и искушений всяких больше всего - здесь передовой фронт у бесов, тут они прежде всего и воюют. Когда происходят какие-то земные мероприятия, это им ничего, а вот когда люди собираются в церковь идти, исповедоваться и причащаться - тут они мешают, тут у них самая работа. Или самих людей не допускают, или нападают на родственников - как угодно.
И обо всем этом в слове Божием есть. Но мы это совершенно забываем. И начинаем удивляться: «Ой, что получается!» А что получается? Все так и должно получаться, иначе и быть не может. А если не так получается, значит, что-то не так делается. У святых отцов так прямо и сказано: если делается какое-то дело и вокруг него не мутится ничего, то это дело, наверно, не Божие, оно Богу не угодно. Вроде все сказано, все ясно, а когда в жизни начинаются какие-то искушения, мы сразу теряемся. Чего ж ты теряешься? Слава Богу - значит, попал в точку.
Вот сейчас идет Великий пост - две недельки всего осталось. У кого еще не было особых искушений - значит, будут, не может быть, чтобы пост прошел просто так, что-нибудь да произойдет: или заболеешь, или дома что-нибудь перенесешь, или козни тебе устроят соседи, или на работе. Да что там перечислять! У бесов - свои компьютеры, там программы разные заложены: как кого увести и куда. Прежде всего, они стараются в смущение привести, в раздражение, озлобление. Поэтому, когда постигнет нас такое состояние, надо, прежде всего, обращаться к молитве, спешить к исповеди, покаянию, причащению - укреплять душу.
Не будем во всей этой кухне бесовской разбираться. Как отец Алексий Мечев говорил, нечего там особо разбираться: «А это окаяшка мудрит... У него ведь тоже работа...» Главное, стараться в душе добро сохранить, мир душевный, не озлобиться. Против зла нужно бороться. Какой бы повод ни был, старайся не потерять мир душевный. Мир Мой даю вам (Ин. 14:27), - говорит Господь. Вот этот мир старайся не потерять. Все остальное - преходящее, а это - вечное. На алтарь мира, на алтарь внутреннего покоя нужно все положить.
Когда кто-то старается тебя зацепить, раздражить, старается, чтобы ты озлобился - помни, что Господь попускает это. Господь попускает это нападение для того, чтобы ты почувствовал, что у тебя в душе еще есть то, от чего нужно освободиться. Если ты начинаешь возражать, значит, ты гневлив. Если проявляешь нетерпение, значит, терпения у тебя нет. Если тебя обижает что-то - ты горд. И тот человек, который тебе это устраивает, он для тебя - духовный диагностик. Тест на тебе, как говорится, опробовал: ага, есть! Сработало. Спаси его Господи, что он помог тебе обнаружить, что у тебя есть гнев, что ты горд. Слава Богу. А то ты думал, поди, что смиренный? Оказывается, нет. Это когда вокруг тебя смиренные - так ты смиренный. А как вокруг окажутся построптивее, то, видишь: терпения-то у тебя и нет.
Искушающие нас - благодетели наши. Почему заповедано: Молитеся за творящих вам напасть (Мф. 5:44)? Потому что творящие напасти - это благодетели, которые дают нам возможность вырабатывать в себе смирение, терпение, кротость. А если бы их не было, мы бы так и стояли на месте.
1269521871_dsc04778_344Вот мы весь пост просим и еще недельку будем просить (хотя это не значит, что и потом нельзя будет молиться этой молитвой): Господи и Владыко живота моего... дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему... Дух смиренномудрия - это чтобы мы научились смиряться. Терпения - терпеть. Любве... Любить тех, кто нас любит - это не диво (да мы и этого не можем). А вот проявлять любовь к тем, кто нам досаждает... Но уж где там любить, до такой-то любви нам далековато - хотя бы не озлобляться...
И еще мы просим: Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. Вот и не осуждай своего благодетеля, который дарует тебе зрети твоя прегрешения. Ты просил, чтоб тебе дали зреть твои прегрешения? Вот Господь и послал тебе человека, который тебе их открывает. Через него ты видишь свои прегрешения. Отражаешься в нем - ты. Это не он такой, в нем только отражается твое прегрешение. Как мячик: отскочил - и назад, в тебя. Показывается тебе: вот благодетель, который дарован тебе зрети твоя прегрешения.
Вот слово-то Божие! Вот почему нужно хранить его! А мы забываем. Нужно прямо с каждым ходить и каждому напоминать: вот, смотри! вот этот человек - как раз тот самый! Он тебе дан, он - твой благодетель! Надо же, какого Господь даровал! Какой хороший, нужный человек! Спаси его, Господи! На работе или дома... Особенно хорошо, конечно, когда и дома, и на работе. Когда, допустим, только на работе есть благодетели, а дома - нет, значит, ты только наполовину задействован. А когда и дома, и на работе, да еще Бог и по дороге кого-нибудь пошлет - тогда уж это особая милость. Как говорят, окопали его со всех сторон! Плод принесет, значит...
Все это истинно так. А мы иногда говорим: «Нет, я отсюда вырвусь, убегу!» Ну, убежишь... Да Господь, конечно, знает, что ты глупый, Он найдет тебя и там, куда ты убежишь. Зря только время потратишь...
Если б мы так рассуждали, на каждом шагу нам бы радость была: слава Богу, Господь послал еще одного благодетеля! Ведь знаете, кто зарядкой занимается: если каждый день заниматься, тогда только будет толк, будет развитие. А если иногда руками помахал, а потом - ничего, и опять ослабел - так ведь не разовьешься. Так и в духовной жизни. Почему аскетика называется духовными упражнениями? Когда тебя каждый день пилят - это и есть ежедневная духовная зарядка, это твои гантели. И, значит, есть возможность духовно развиваться. А когда окрепнешь, то без гантелей руками разводить - как будто чего-то не хватает. Если же таких возможностей нет, или, точнее, не способны мы на них, то Господь, смотришь, пошлет что-нибудь плоти - она начнет побаливать. И уляжешься. Домашние, может, спят или все на работу ушли, один остался - а от своей-то плоти никуда не денешься: улегся - где-то у тебя и заломило. Слава Богу! И тут Господь не оставляет...
Все это - благодеяния Божии. Вот видите, как любовь Божия на нас изливается! Мы-то ропщем, глупые, как школьники, которых учат, учат - а они только сопротивляются. Ведь только тот, кто тебя все время драит, тот и выучит. Так и Господь старается нас выучить - любя, конечно. Правда, и утешает. Ведь и утешения бывают! Вот если бы мы все с такими мыслями, с таким настроем жили бы... «Блажени слышащии слово Божие и хранящии е».
Будем же чаще напоминать себе о том, что есть едино на потребу - будущая жизнь. А в этой жизни - все преходяще. И все, что здесь есть, нам посылается для духовного совершенствования, потому что эта жизнь - подготовка к будущей жизни. Не будем же уподобляться нерадивым школьникам, которые ропщут на учителей, на уроки, на задания... А будем, глядя на таких школьников, напоминать себе о том, что нам нужно учиться, чтобы наследовать жизнь вечную. Аминь.
Протоиерей
Валериан Кречетов

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.