Газета "Вестник" №4-2012

О благодати

Окончание. Начало в № 3.s1857004_348
Богочеловек Иисус Христос воипостазировал (то есть вобрал) человеческую природу в Божественную при-роду, Он обожил человеческую природу: душу и тело. Усвоение плодов искупительного подвига Христа проис-ходит с помощью благодати, которая подается особым образом в церковных таинствах. Все другие самосо-вершенствования - это только бесовский обман и самопрельщение (прелесть - от слова «лесть»), потому что неправильное мировоззрение  создает лжедобродетели и лжеценности.
Святитель Феофан разделил жизнь христианина на три периода. Первый период: благодать действует явным образом, ее невозможно заметить только очень суетному человеку. Божий Промысел за это время дает чело-веку утвердиться в вере и почувствовать сладость благодати. Второй период: благодать действует скрытно, человек ее явно не ощущает, ему кажется, что Бог забыл его и все его молитвы тщетны.
Но, на самом деле, благодать Божья часто ведет нас, как маленьких детей, за ручку и поднимает падающих. Зачем же она скрывается? А затем, что если бы Бог так и оставил человеку явную благодать, то Он бы отнял у него его свободную волю: выбирать между Богом и прелестями бесовских подмен, между телом и духом, меж-ду устройством в этом мире и в мире будущего века, в вечности. Явная благодать охватывает всего человека, и ей трудно противиться, потому что она дает самое высокое благо - блаженство души. Так Бог оставляет человеку свободу выбора.
Если человек верит Богу и стремится к Нему, хоть и падает, но кается, то он идет по пути спасения. Бог  ис-пытывает нашу волю к добру и злу. Выбор, по сути, в добре и зле сводится к одному: «быть» или «иметь». «Быть» - значит стремиться стать совершенным в добродетелях, узнавая, что есть на самом деле эти доб-родетели. «Иметь» - это все, что видишь обольстительного, стараться приобрести, вести внешнюю жизнь: наряжаться, приобретать и  богатеть не ради нужды, а ради гордости, ради славы и власти над другими.
Когда человек испытан Богом, очищен от страстей борьбой с ними и помощью Божьей, к которой прибегает, закален, как золото, в горниле страданий, тогда к нему возвращается явная благодать. В этот период жизни ему становится легче терпеть клевету и прочие нападки нечистой силы и их приспешников, потому что сердцем он находится с Богом и имеет христианские добродетели: терпение, смирение, духовное разумение, любовь к врагам.
Но этот период обычно бывает недолог, у многих - только перед самой смертью и при условии, что они соз-нательно готовятся к переходу из этого мира. У многих других этого периода может не быть по причине, что они то готовятся к этому переходу, то оставляют духовное делание и все теряют. Те спасаются как бы из огня: мо-литвами и милостынями других людей, оставшихся здесь на земле.
Благодать, по учению матери-Церкви, это сила, нас освящающая, вся полнота дух. даров, полнота любви и милости Божьей. По апостолу Павлу - это сила, которая живет и действует в очищенном сердце человека. Цель христианской жизни, по Серафиму Саровскому - стяжание Духа Святого, то есть стяжание этой благо-дати. Иначе сказать, христианин, приобретя в своем сердце эту силу, становится участником жизни Пресвятой Троицы. Ни одна другая религия не ставит такой высокой цели для человека, только наше Православие. Са-тана во всех других религиях эту цель отменил, приземлил человека, свел его жизнь к социальным интересам или к откровенному безумию.
В мире Промысел Божий действует по воле Отца, через Сына, но благодать Божья достигает нас в Ипостаси Святого Духа. «Благодать» и «благодать Святого Духа» имеют одно и то же значение. Есть русское выраже-ние: «был не в духе». Изначально это означало: был безблагодатным, благодать Божья отступила от него. А она отступает по нашим  грехам, например, осуждения и злословия. Возвращается при покаянии: когда чело-век понимает свой грех и кается в нем перед Богом.
Благодать действует совместно с естественными силами и способностями человека. Например, я умею пи-сать стихи. По благодати я смогу написать хорошие, без благодати у меня будет или творческий провал, я ни-чего путного не смогу написать, или попаду под влияние демона и напишу то, что он мне внушит (будет краси-во, но ложно). Благодать - это не магическое дополнение к способностям человека, она преображает эту способность, возводит на уровень высокого качества.
Виды благодати: всеобщая и церковная. Всеобщая- «предваряющая» и «просвящающая», «промыс-лительная благодать». Она призывает человека встать на путь покаяния и спасения.  Эта благодать предшествует человеческой свободе. Предшествует потому, что человек ее никогда не искал бы, не зная, что это такое. Бог дает нам ее попробовать. Нравится? Если - да, то человек будет знать: к чему надо стремиться.
Церковная благодать - оправдывающая и сохраняющая. Это второй шаг к Богу и самый важный. Многие современные христиане не делают этого шага и еще кичатся этим: мы, мол, не фанатики, как эти, в длинных юбках.
Когда человек осознает свое несовершенство и у него возникает желание исправиться, он всеми силами старается не грешить, но у него ничего не получается. Тогда почти в отчаянии он призывает в помощь Бога и получает эту помощь. Так, человек опытно познает, что без Бога, без Его благодати он не в силах исправить свои дурные качества: не может не раздражаться, не гневаться, не обижаться, не может правильно понимать людей, прощать, любить врагов (а у нас есть и такая заповедь) и пр.
Человек осознанно вступает на путь спасения. Поэтому в Церкви для людей, осознанно ищущих спасения души - особая благодать и усиленный Промысел Божий. Бог и человек в Церкви, можно сказать, - друзья, с соблюдением иерархии, конечно. Они идут рука в руку в одном направлении подготовки человека к жизни веч-ной в райских обителях. Ничто нечистое не войдет в Царство Небесное, поэтому надо очистить все закоулки своей души. Если человек добрый, но блудник или пьяница - не войдет, если человек враждует со своим ближним и не прощает тех, кто его обидел, - не войдет...
 В главной нашей молитве «Отче наш» мы просим: «...И прости нам долги наши, яко же и мы прощаем долж-ником нашим», то есть тем, кто нас обидел. Это условие прощения наших грехов Богом. То есть наши грехи нам прощаются только тогда, когда и мы прощаем тех, кто нас обидел. Я вот наблюдаю интересный феномен, который появился в школе у детей; в мое время, когда я училась в школе, этого не было. Для поддержания дисциплины в классе некоторые ученики бьют тех, кто плохо себя ведет. Но ведь это - чисто зековский под-ход, так делают урки в тюрьмах. Мы что: докатились уже до уровня зеков?..
И последнее. Блаженный Диадох пишет: «Путь добродетели начинающим любить благочестие кажется жес-токим и скучным не потому, что будто он действительно таков, но потому, что человек от чрева матери живет по воле страстей». Нам поэтому и сказано: «Царство Божие нудится,  и нуждницы восхищают его». То есть себя надо заставлять делать то, что трудно: ходить в Церковь, регулярно исповедоваться и причащаться, чи-тать молитвы дома, принуждать себя делать добрые дела бескорыстно. Но не надо делать все сразу. Это много, можно не понести и отчаяться. Надо постепенно втягиваться в дело спасения, но и не откладывать его постоянно на потом, потому что это «потом» может никогда не начаться, во-первых, а во-вторых, никто не зна-ет часа своей смерти: может, через 30 лет, а может - завтра (авария, катастрофа, например).
Да и бесы не дремлют, а стараются увлечь нас в самые пагубные страсти.  Я вот смотрю на свое прошлое и вижу, что оно до моего воцерковления было сплошным падением. И так же бывает у любого человека, мы ведь все одной природы (падшей), и один и тот же враг влечет нас к погибели.

Серафима Загорская

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.