Газета "Вестник" №4-2012

Секуляризация церковного сознания

Прогрессирующий процесс секуляризации, вытеснения вечных ценностей ценностями века сего, затро-нул сегодня все сферы нашей жизни.acrd98f_347 Удивительно, но даже религиозное сознание оказалось подвержен-ным этому влиянию. Тогда, когда христианская вера перестает дышать вечностью, но становится частью мирской жизни, она умирает. Сегодня религия часто воспринимается как средство удовлетво-рения «духовных потребностей», наряду с потребностями в еде, сне и т.д. О том, что религия является, прежде всего, смыслом нашей жизни и ее источником, почему-то забывается.
Митрополит Сурожский Антоний отметил одну важную тенденцию: религия (в частности, молитва, о ко-торой он говорил) не имеет сегодня такого значения, чтобы все остальное отходило на второй план. Мы часто ходим в Церковь для того, чтобы обрести мир в душе, чтобы преодолеть какие-то проблемы в жиз-ни (часто, материальные). Все это, безусловно, необходимо, так как без Бога «не можем творити ничесо-же» (Ин. 15:5). Но при этом важно не забывать о том, что христианский путь восхождения в горний мир не ограничивается эпизодическими обращениями к Богу в той или иной ситуации. Можно поставить пробле-му еще жестче: стремление к Богу является не просто частью нашей жизни, но самим началом и концом жизни, как Христос есть Альфа и Омега, начало и конец (Откр. 1:8). А конец, по слову Симе-она Нового Богослова, для нас - новое начало. 2
«Яко у Тебе источник живота (жизни), во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя», - поет Святая Церковь на утрене. Итак, Бог является источником жизни, и «ведующие Его», стремящие-ся к Его познанию, оказываются способными воспринимать Его свет и живут уже верою в Сына Божия, возлюбившего нас и предавшего Себя за нас (Галл.2:20). Такое отношение к Богу, в свою очередь, озна-чает, что, отказываясь от Него, мы лишаемся не просто некоей части нашей жизни, но жизни как таковой, которая без Него невозможна. Об этом говорил еще Иоанн Креститель, отвечая своим учени-кам на их вопросы о Христе: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36). Эту мысль Своего предтечи Господь наш Иисус Хри-стос раскрыл в Своей проповеди: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веро-вать, осужден будет» (Мк.16:15-16). И это не потому, что Бог жестокий и хочет покарать недостойного ра-ба, не уверовавшего в Него, но потому, что «свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, не-жели свет, потому что дела их были злы» (Ин.  3:19).
Как глубоко воспринимали эти мысли святые угодники Божии! В Последовании ко Святому Причас-тию читаем слова Василия Великого: «Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, источниче жизни и бессмертия...», Святого Симеона Нового Богослова: «Да убо не един пребуду кроме Тебе Живодавца, дыхания моего, живота моего, радования моего, спасения миру».
Сегодня очень часто можно услышать такие слова: «Я в Церковь хожу, когда настроение есть». В пост мы часто стремимся облегчить телесные тяготы, объясняя это тем, что одно дело - монахи и священники, другое дело - мы, живущие в миру люди со своими заботами. Нам нужны телесные си-лы для того, чтобы содержать дом, семью, учиться, работать и т.д. Поэтому последней недельки по-ста - вполне достаточно. Время для молитвы мы тоже выбираем такое, когда на ногах еле стоим. «Отче наш» прочитаем - и довольно. Одним словом,  мы стремимся сделать религию комфорт-ной; получать духовные сладости, умиротворенность, при минимальных затратах с нашей стороны. Это - наслаждение греховного естества, которое, желая получить от Господа духовное лаком-ство, остается ленивым для того, чтобы следовать за Ним во всем и до конца.
Конечно, познание сладости пребывания в Боге часто бывает началом нашего воцерковления и ду-ховного восхождения. Так, св. Антоний Великий писал о том, что внутренним источником стремления к Богу является духовная сладость, следующая за ней любовь, которая выше страха, а затем - радость.3  Но при этом не нужно забывать о том, что такое состояние, как правило, не является по-стоянным в нашей жизни. Часто Господь сподобляет Своих детей прикоснуться к краешку вечности, опытно познать Его присутствие в своей жизни. Однако затем дает нам возможность ощутить Свое отсутствие, для того чтобы мы, помня о пережитой встрече, вновь и вновь стремились к ней. И путь этот не будет легким. Об этом говорил Иисус Христос, отвечая на нападки фарисеев на Его учени-ков, когда те не постились. Сыны чертога брачного не могут печалиться, пока с ними жених. «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф.9:15). Христос дал Своим ученикам опытно почувствовать Царствие Божие, вечную жизнь, пришедшую в силе. Однако при-шло время, когда для поддержания такого общения с Богом стало необходимо прикладывать не-мало усилий и идти на встречу с Ним по узкому и тернистому пути. Свт. Феофан Затворник говорил о болячке в сердце, под которой понимал постоянное помятование в сердце о Боге, Которого мы потеряли вследствие нашей склонности ко греху. 4
Тесен путь, ведущий в жизнь вечную. И очень важно, идя по этому пути, не забыть конечной цели нашего земного странствия, которая есть - вечная жизнь, встреча с Богом - источником жизни.  Относиться к Богу, поэтому, нужно не как к средству удовлетворения наших «духовных по-требностей», к которому мы можем прибегать время от времени, но как к сокровищу, кото-рое, найдя на поле, мы от радости о нем «идем и продаем все, что имеем...» (Мф. 13:44)
О том, что Бог есть не просто часть жизни, но сама Жизнь, мы часто забываем. Это, в свою очередь, порождает массу духовных проблем, которые язвой зияют в наших душах, в нашей вере. Так, мы остаемся ленивы в посте и в церковной и домашней молитве. А если и молимся часто, то внимание рассеивается именно оттого, что не чувствуем пульсации жизни в словах молитвы. «Яко-же желает елень на источники водныя, тако желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41, 2)». Вот слова человека, который единственный смысл своей жизни полагал в Боге. Душа его была в непрестан-ной жажде, настолько глубоко ощущал он свою оторванность от Бога и неумолимое желание быть с Ним. «Душа моя, яко земля безводная Тебе» (Пс. 142:6), - восклицает царь Давид в другом псал-ме. Готовы ли мы устремиться на встречу с нашим Небесным Отцом с такой же решимостью?
Духовная распущенность  - далеко не единственная и не самая опасная проблема, связанная с тем, что мы забыли о Боге как об источнике жизни. Сколько в современном мире экстрасенсов, «бабок», которые называют себя верующими людьми! А причина именно в том, что Бог стал сред-ством, а не целью. О таких христианах, как мы, говорил свт. Тихон Задонский. Они, говорит святой угодник Божий, «на место Иудеев вступили, и закон Божий приняли, и познанием Бога хвалятся, но святой Его закон бесстыдно и бесстрашно нарушать не боятся. Поэтому постигнет их гнев Божий, если истинно к Богу не обратятся. О, когда бы человек рассуждал, как его Бог почтил и как он Бога, его почтившего, бесчестит, - непрестанно бы воздыхал, плакал и рыдал. Но, ослепленный, не ви-дит этого».5  Если Бог перестает быть основой нашего существования, начинаются всевозможные извращения, призванные сделать религию - комфортной, Бога - доступным, человека - свобод-ным от религиозных догматов, церковных правил, которые заставляют трудиться, тогда как мы хотим просто безвозмездно радоваться, прилагая к этому минимум усилий. Это - гибельный путь.
Даниил Салищев

1 Митрополит Сурожский Антоний. Школа молитвы. - Клин: «Христианская жизнь», 2009. С. 14.
2 Добротолюбие. Т.5. Св. Симеон Новый Богослов. Гимн 42. - [Электронный ресурс]. - URL: http://krotov.info/acts/11/1/simeon_nb_03.htm
3 Добротолюбие. Т.1. Св. Антоний Великий. - [Электронный ресурс]. - URL: http://krotov.info/acts/05/antolog/dobr_01.html
4 Свт. Феофан Затворник. Письма. Выпуск 8. - [Электронный ресурс]. - URL: http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_Pisma8.htm#_Toc222738378
5 Свт. Тихон Задонский. Письма келейные. Письмо 4 (О бесчестии Бога некоторыми христианами). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.paraklit.ru/sv.otcy/Tihon_Zadonskij/Tihon_Zadonskij.Pisma_kelejnie.htm#kel4

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.