Газета "Вестник" №4-2012

Православие — это основа нашего бытия

Беседа Андрея Сигутина с О.А. Калугиным

kalugin_471

- Олег Анатольевич, чем занимается Институт качества жизни?
- Государственное автономное учреждение «Институт качества жизни» - это на-учно-исследовательский институт. Наши специалисты разрабатывают методики для оценки качества жизни. Наша цель: добротная научная аналитика, а также прогнозы и проекты управленческих решений для власти, основанные на аналитике. Мы сто-ронники комплексных исследований. У нас трудятся экономисты, юристы, социологи, психологи, политологи, филологи.
- Какова наиболее важная характеристика качества жизни?
- Одна из существенных характеристик качества жизни - это образ будущего. Мы изучаем общественное мнение, ожидания людей: в какой стране, регионе, в каком городе они хотели бы жить - и из этого уже строим образ будущего, который необ-ходим и обществу, и власти для того, чтобы двигаться всем в одном направлении. Здесь должна быть согласованная позиция. Без четкого образа будущего здорового микроклимата в обществе быть не может. В древности, в средние века, в царской России  образ будущего формировался религией (православием), она была альфой и омегой, в советское время - идеологией. Сейчас же у нас нет идеологии, да и ре-лигиозная ниша значительно сузилась. Это реальность современного мира. И мы должны, изучая общественное мнение, ожидания граждан, сформировать единый образ, если хотите, «русскую мечту». То есть то, для чего стоит жить. Это должен быть идеал будущего, образ, рассчитанный на долгое-долгое время, образ, притяга-тельный для большинства жителей страны, то есть образ добрый, созидательный. Здесь, думаю, должны подключиться и ученые, и религиозные деятели, и деятели культуры и, конечно же, управленческая элита. Но прежде этот образ надо сформи-ровать.
- А разве православное вероучение не формирует этот образ?
- Православие - это основа нашего бытия, нередко неосознаваемая. У меня час-то бывают разговоры с моим другом-ученым, он считает себя атеистом. Я говорю: «Давай посмотрим на образцы твоего поведения, на твое мировоззрение, на твои ценности. Ты можешь сколько угодно называть себя безбожником, но все твои дей-ствия и мировоззрение говорят о том, что ты представитель нашей православной цивилизации. Ты представитель этого великого русского православного ядра. И в любом случае ты создаешь те смыслы, которые были заложены в нашей цивилиза-ции, в нашем духовном наследии». Поэтому кто бы что ни говорил, это было, есть и это будет. Мы такие, это наши базовые ценности. Как бы люди ни относились кон-кретно к юридической стороне православной веры, мол, светское государство - не религиозное, - все это антураж, это вторично. Главное - базовые ценности нашего общества такие, и другими они никогда не будут. Тут надо просто признать научно очевидный факт и жить в гармонии. Кто-то верит в Бога, кто-то - нет, но мы все равно представители православного мира.
Конечно же, религиозно-ценностная основа влияет на качество жизни. Такая ниша, как религиозная вера, не может быть заполнена ни наукой, ни экономикой, ни соци-алкой, ни чем угодно. Я всегда говорю критикам концепции преподавания основ пра-вославной культуры в школе: эту нишу все равно никто не заполнит. Если вы сейчас отказываетесь от наших базовых ценностей, от нашей базовой религии, значит, зав-тра на месте церкви возникнет мечеть, и там никто уже вас спрашивать не будет, хо-тите вы исповедовать ислам или нет. Там разговор будет примитивный и быстрый.  
- У нас в стране остро стоит проблема алкоголизма. Каковы, на ваш взгляд, конкретные пути решения этой проблемы?
- Алкоголизм - это, во-первых, болезнь, и не только социальная, но и медицин-ская, но она возникает не на пустом месте. Алкоголизм, помимо физиологических, психологических свойств, имеет и социальные черты. Алкоголик «прячется в рюмку» зачастую от неустроенности жизни. Это своеобразная борьба со стрессом. Человеку дискомфортно, он не может себя найти, а рюмка - это иллюзия того, что проблема будет решена. А она, конечно, таким образом не решается, но с каждым днем все больше усугубляется.
Что здесь можно предпринять? Чем больше люди, склонные к злоупотреблению спиртным, будут заняты той деятельностью, которая их устраивает и правильно воз-награждается, тем меньше у них будет срывов. Конечно, алкоголики будут всегда, потому что алкоголизм, как говорят наркологи, на 70% имеет генетическую природу. При неблагоприятных социальных условиях неконтролируемая тяга к спиртному про-является в большинстве случаев. Совсем проблему алкоголизма снять невозможно, но ее остроту и масштабы мы вполне можем уменьшить.
Крайне важно, решая проблему алкоголизма, переформатировать ценности обще-ства. Это сделали скандинавские страны. Причем местное самоуправление там во многих местах создавалось именно как реакция на алкоголизацию населения. Они первыми начали вводить «сухой» закон в целых муниципальных образованиях. Уже потом он стал пользоваться популярностью или непопулярностью в более крупных масштабах. Соответственно, для преодоления проблемы алкозависимости, необхо-дима правильная реакция общества: с одной стороны, она должна быть конструктив-ной, то есть человека надо лечить, а с другой - употребление спиртного должно выйти из моды. Например, в 90-е годы было неприлично не пить на работе: «Ну как ты пойдешь против коллектива?!..» В настоящее время этот стереотип мышления мы уже преодолели. Сейчас на работе пить не модно. Это уже говорит о многом. Тем более что человек большую часть жизни проводит на работе. Так вот, если там пить не модно, значит, снижается общий объем времени, которое человек может потра-тить на это зло. Важно, конечно, развивать досуговые мероприятия для народа. Но опять же, какое-то одно мероприятие само по себе проблему алкоголя не снимает. Например, строительство спортплощадок снижает алкоголизацию населения, увели-чивает продолжительность жизни, повышает уровень здоровья населения. Но где гарантия, что после тренажерного зала люди не возьмут пива или что покрепче и не отметят хорошую тренировку. Такой гарантии нет, поэтому меры должны быть ком-плексные. Но начинать надо с формирования в сознании людей ценности здорового образа жизни. Общество должно дозреть до правильных установок: с употреблением спиртного нужно заканчивать или, по крайней мере, вводить его в цивилизованные рамки. Ни в коем случае нельзя запрещать винопитие, никаких «сухих» законов - иначе возникнет обратная реакция. Вспомним, к чему привел «сухой» закон в Соеди-ненных Штатах - к росту бутлегерства, практически, к возникновению мафии. У нас к чему привел «сухой» закон? К росту самогоноварения и, что самое главное, появи-лась та проблема, которой до этого не было в СССР - наркомания.
Алкоголизм и пьянство - это проблема качества жизни. У больного человека не может быть высокого качества жизни. Только комплексные меры: умная политика госу-дарства и общества по изменению ценностей, по занятию людей, по повышению ком-форта и качества жизни - смогут коренным образом повлиять на решение проблемы алкозависимости.
 
Продолжение следует.
 Беседовал Андрей Сигутин
 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.