Газета "Вестник" №4-2012

В церкви надо налаживать общинную жизнь

В праздник Рождества, как всегда в России, храмы переполнены. А что же наполняет  наши души и умы? Сегодня мы поговорим  об этом с митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

 

 clement_347«Российская газета»: Вот уже 20 лет мы живем в новой стране - Российской Федерации. Но 20 лет назад мы  не оторвались от тысячелетней истории нашей страны?
Митрополит Климент: Я думаю, что, несмотря на все бурные геополитические изменения в мире, Россия всегда оставалась и остается Россией: будь то Российская империя, Советский Союз  или Российская Федерация. Это некая культурная духовно-историческая константа. Что бы ни происхо-дило с нашей страной и нами, для всего остального мира мы останемся Россией.
Современная Россия является наследницей и Советского Союза, и Российской империи, которая началась с Петра I. Но это еще и та Русь, которая восходит к победе на поле Куликовом, когда, по мнению ряда историков, из населения отдельных разрозненных княжеств сформировался русский народ. У нас непростая, трагическая история, но именно осознание необходимости единства и со-вместного противостояния злу сформировало нашу страну, и она существует с тех пор не просто как территория, а как культура, как народ, объединяемый героями отечества. Святые Александр Нев-ский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, святитель Тихон, Патриарх Все-российский, новомученики, герои Великой Отечественной войны  определяют российскую историю. Без этих и многих других имен Россия не может существовать.
Сейчас мы живем в новых геополитических условиях, но нам всем важно понимать то, что это жизнь одной страны в разных исторических формах, то, что наша современная жизнь неразрывно связана с историей нашей страны, осознаем мы это или нет. Мы все причастны к ее истории, можно даже сказать, что мы все в ней находимся, что мы ее строим. Точно так же, как строили ее наши со-отечественники при Ярославе Мудром, при святом князе Данииле Московском, при Александре Су-ворове, при Михаиле Кутузове, при маршале Жукове.
РГ: Как Православная Церковь соединяет в своем видении древнюю и новую Россию?
Митрополит Климент: Церковь причастна к вечности и вводит в эту вечность всех верующих во Христа, делая их едиными, объединяя разные поколения. Поэтому для церковного человека исто-рическая преемственность очевидна: у нас и сегодня те же храмы, те же святые, нас объединяет та же самая Литургия, мы молимся практически теми же словами, которыми молились Сергий Радо-нежский, Серафим Саровский. Нас соединяет Христос, Своей Кровью, проливаемой за наши грехи, нас соединяют святые, подвижники, мученики, пострадавшие за Правду и оставшиеся Ей верными. Они молятся за нас.
РГ: Какой бы ответ Вы дали на вопрос «Что такое быть русским?» Наша Православная Церковь - «русская», но внутри Церкви мы называем православными и американцев, и японцев. В чем смысл церковной «русскости»?
Митрополит Климент: Нас объединяют вера, история и культура. Русский - это тот, кто любит и ценит Россию, кто принимает ее историю и культуру, кто знает и ценит русский язык. Язык - это выражение внутреннего мира человека и всего общества. Чем выше и чище язык, то есть если он не засорен словесным мусором, тем выше культура нации. Наш русский язык развился из славянского языка, который одухотворен, высок и поэтичен. Он, как и славянский язык, часть нашей великой культуры. Быть русским - значит быть носителем этой культуры.
Бессмысленно искать «русскость» по крови. Россия, Русь изначальная, Киевская, Московская, со-единила разные племена, жившие на больших территориях: кривичей, вятичей, древлян, полян, уг-ро-финские народы и многие другие, посредством общего языка, общей культуры на основе право-славной веры. Это особая культура, сложившаяся под влиянием византийского православия.
«Русскость» - это еще и особое состояние духа, свойство души человека. Это хорошо понимали наши предки, помните, у Пушкина: «Татьяна - русская душою». Русский - это человек с настолько глубоким сердцем, что в этом мире его ничто не может наполнить. Это человек, для которого поня-тие совесть является особо значимым. Это человек душевный и отзывчивый, для которого жизнь по правде и широта души выше интеллектуальных изысков и материальных благ. Это человек, который осознает ответственность за землю, на которой живет. Он любит ее и ни на что не променяет. Это человек, который готов защищать ее от неприятеля, и в то же время он гостеприимен и щедр на-столько, что отдаст свою последнюю рубашку ближнему.
Церковную «русскость» отличает стремление к праведности как к жизни по заповедям Божиим, по Божией правде, пламенная любовь к молитве, трепетное отношение к богослужению, тяга к палом-ничествам, монастырской жизни, покаянию. Посещая нашу страну, иностранцы, в том числе и пра-вославные греки, с удивлением отмечали раньше и отмечают сейчас особый дух молитвенности, покаяния, трепетность к богослужению. Вот каково понятие «русскости».
РГ: И что, по-Вашему, наполняет смыслом существование России?
Митрополит Климент: Добро, Истина и Красота - вне этих понятий, вне этих имен Бога, вне стремления к ним существование России бессмысленно. Тщетно искать еще что-то мирское, что сможет заполнить сердца наших соотечественников. Все это, как выразился Екклесиаст, «суета сует».
РГ: Как Вы смотрите на последние 20 лет жизни Русской Православной Церкви?
Митрополит Климент: Самое главное - Церковь стала свободной. 20 лет назад были сняты ог-раничения на свободу вероисповедания. Церковь получила возможность проповедовать, занимать-ся просвещением, вести социальную работу в обществе, помогать людям, развивать приходскую и монашескую жизнь, иметь свою систему образования вне каких-либо идеологических и политиче-ских ограничений и вмешательств извне. И сейчас мы видим, что из страны атеистической Россия, по сути, стала страной христианской. Это с удивлением отмечают даже на Западе. В то время, как там храмы пустеют, в России, Украине, Белоруссии они переполнены.
Последние два десятилетия стали периодом серьезного духовного подъема. Недавно закончился Рождественский пост. Как много людей приходило в храмы, готовясь к празднику! А в сам празд-ник Рождества храмы были переполнены. И не только на рождественскую службу, но и все Свят-ки до Крещения Господня люди  шли в храм. А сколько людей придет за святой водой в праздник Богоявления. Воду берут даже те, кто не ходит в храм и не читает молитв. Это прямое свиде-тельство обращения народа к духовным истокам и культурным традициям Отечества.
Нужно отметить, что возрождение Православия происходило в достаточно сложных социально-экономических условиях.
РГ: Какие изменения, кроме открытия храмов и монастырей, считаете наиболее важными? Что сегодня нужно делать в Церкви, на чем сосредотачивать усилия?
Митрополит Климент: Мы внутренне становимся более организованными. Мы все больше по-нимаем нашу ответственность за спасение людей, не только тех, кто приходит в храм, но и тех, кто еще не обратился к Богу. Поэтому епископов и священников мы видим в армии, на подводных лодках, посещающими больницы, тюрьмы и детские социальные учреждения. Правда, в этом на-правлении мы еще только учимся работать, создавая для этого необходимую базу, потому что 20 лет назад это было запрещено. Да и сейчас мы много встречаем трудностей на этом пути.
Что важно сейчас для Церкви? Внимание к человеку, его проблемам. Не к массе обращаться, а к каждому конкретному человеку. В наши дни важно, подобно евангельскому самарянину, увидеть ближнего и помочь ему. А людей, нуждающихся в нашей помощи, много. Это и одинокая мать, воспитывающая одного, двух и более детей, это и пенсионер, отработавший всю жизнь на заводе или в колхозе и живущий на пенсию в 5-7 тысяч рублей, это и подросток с девиантным поведени-ем. У людей много проблем, и священнослужитель, и мирянин не должны находиться в стороне от них, а должны всячески помогать человеку.
Сейчас открыто много храмов, и в каждом должна начаться приходская жизнь. К этому призы-вает Святейший Патриарх. В каждом храме должна быть общинная жизнь, где все друг друга знают и при необходимости готовы оказать помощь. Важно в приходах поддерживать активных верующих прихожан, создавать приходскую культурную среду. Храм должен стать действитель-ным центром духовной жизни человека. В этой связи в приходе должны быть разработаны раз-ные внебогослужебные программы для разных категорий прихожан. Особое внимание должно быть уделено молодежи.
Продолжение следует.
   Беседовала Елена Яковлева

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.