Поиск по архиву

Вопрос священнику

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).


Строка поиска по разделу:
Выберите ответ:
Вопрос (Олег) 21 марта 2016г. Вы написали "...сказано В Законе Божьем...". Я видел эту Книгу в церковной лавке, считал,что это просто выдержки из Ветхого Завета и почему-то воспринимал эту Книгу,как приложение к Моисеевым заповедям. Я и не покупал,вспоминая,как Иисус относился к фарисеям и книжникам.Понимаю,что Его презрение было к их неверию в то что они соблюдают и лицемерию, а не Законам. Сейчас я хочу купить толкование к Библии.Правда есть несколько авторов. Может посоветуете кого-нибудь? Принимая во внимание мое "шатание из стороны в сторону".
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Я всем советую начинать свое воцерковление именно с Закона Божия, а не с Иоанна Златоустого. В строке поиска наберите - толкования - и посмотрите ответ 28 августа 2015г. Нина.
Вопрос (Олег) 21 марта 2016г. Спасибо за быстрый ответ! Вот как раз эти слова и считает .Даниил С."притянутыми". Ведь начиная с первого дня,еще до сотворения светил есть слова про вечер,утро, день первый.Правда эти слова объясняет Св. Иоанн Златоуст:"...чтобы ты знал,что не мгновенно все появилось,а что было начало,середина и конец этого периода."Есть слова о.Андрея Кураева,где он приводит отрывок из писания,что звезды были до создания Земли:"...когда Я полагал основания земли...при общем ликовании утренних звезд..."(Иов.38,4-7)А про "тысячу лет" о.Даниил пишет,что эти слова выдернуты из контекста.Может зря я начал читать его книгу, слышал,что некоторые его взгляды не совпадали с принятыми в Церкви. Правда книгу я купил не в переходе, а в церковной лавке.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Как они могут быть "притянутыми", если Солнца еще нет? А может быть теория о.Даниила "притянута"? Как Богу показать постепенность творения, чтобы человек смог это понять? Наверно, лучшим примером будет уже то понятие, с которым человек был знаком - день. День был самой удобной и понятной для человека хронологической меркой. Господь часто прибегал к такому символическому обозначению Своих действий: "Кто положил меру ей (земли)?" (задание определенных размеров); "кто протянул не ней вервь" (гармоническое распределение частей); "затворил море воротами", "облака сделал одеждою и мглу пеленами", "поставил морю запоры и ворота" (Иов.38 гл.) и т.д. А тут употребляет знакомое для человека понятие - день. С другой стороны, для Бога действительно нет ничего невозможного. С этим глупо спорить. Потому теоретически каждый период мог длиться 24 наших теперешних часа. Но кто сможет сказать это наверняка? Дело в том, что мы не найдем этому вопросу единственного ответа. Если святые делились на разные мнения, то что можем сказать мы? Тут важно помнить, что это не вопрос нашего спасения. Можно думать так, можно иначе. Главное - жить по заповедям. Тут можно посмотреть некоторые выкладки проф.Лопухина по этой проблеме

 

“И назвал Бог свет днем, а тьму ночью...” Разделив свет от тьмы и установив правильное чередование их между собою, Творец нарекает им и соответствующие имена, назвав период господства света днем, а время господства тьмы — ночью. Священное Писание дает нам целый ряд указаний на происхождение этого божественного установления (Пс. 103:20-24; 148:5; Иов. 38:11; Иер. 33:20). О характере и продолжительности этих первобытных суток мы лишены возможности судить положительно: одно только можем сказать, что по крайней мере в первые три дня до сотворения солнца они, по всей вероятности, не были тождественны с нашими настоящими сутками. “И был вечер, и было утро...” Многие из толковников на том основании, что сначала поставлен “вечер,” а затем уже — утро, хотят видеть в первом не что иное, как ту хаотическую тьму, которая предшествовала появлению света и таким образом предваряла первый день. Но это будет очевидной натяжкой текста, так как до сотворения света не могло существовать ни подобного разграничения суток, ни самого названия двух главных составных частей их. На указанном заблуждении покоится и другое, что счет астрономических суток следует будто бы начинать с вечера, как это думает, напр., и Ефрем Сирин. Но святой Иоанн Златоуст правильнее полагает, что исчисление суток должно идти от утра к утру, так как, повторяем, самая возможность различения в сутках дня и ночи началась не ранее как с момента создания света или со времени наступления дня, т.е., говоря современным языком, с утра первого дня творения. “день один...” В еврейском подлиннике стоит не порядковое, а количественное числительное “день один,” ибо и на самом деле первый день недели творения был в ней пока еще и единственным. Заканчивая свою речь о первом дне творческой недели, считаем уместным высказаться здесь, вообще, об этих днях. Вопрос о них составляет одну из труднейших экзегетических проблем. Главная трудность ее состоит, во-первых, в определенном понимании библейских дней творения, а во-вторых, и еще больше — в соглашении этих дней с современными данными астрономии и геологии. Выше мы уже видели, что к первым дням творения, предшествовавшим появлению солнца, довольно трудно прилагать нашу обычную астрономическую мерку с ее 24-х часовой продолжительностью, зависящей, как известно, от движения земли вокруг своей оси и от поворота ее то одной, то другой стороной к солнцу. Но если допустить, что это сравнительно незначительное препятствие было как-либо устранено силой божественного всемогущества, то все остальные, собственно библейские данные, и разделение этих суток на утро и вечер, и определенное количество, и строгая последовательность их, и исторический характер самого повествования, — все это говорит за строго буквальный смысл библейского текста и за астрономическую продолжительность этих библейских суток. Гораздо серьезнее другое возражение, идущее со стороны науки, которая, исходя из анализа так называемых геологических пластов, насчитывает целый ряд геологических эпох, потребных для постепенного образования земной коры и несколько тысячелетий для последовательного возникновения на ней различных форм растительной и животной жизни. Мысль о соглашении в этом пункте Библии с наукой сильно занимала еще отцов и учителей Церкви, среди которых представители Александрийской школы — Ориген, святые Климент Александрийский, Афанасий Александрийский, и др. стояли даже за аллегорическое толкование библейских дней в смысле более или менее продолжительных периодов. Вслед за ними и целый ряд последующих экзегетов старался так или иначе видоизменить прямой, буквальный смысл библейского текста и приспособить его к выводам науки (так называемые периодистические и реститутивные теории). Но прямой, буквальный смысл библейского текста, древнехристианская традиция и православное толкование вообще не допускают такого свободного обращения с библейским текстом и, следовательно, требуют буквального понимания имеющегося в нем термина “день.” Итак, Библия говорит об обычных днях, а наука о целых периодах или эпохах. Лучшим выходом из этого противоречия является, по нашему мнению, так называемая “визионерская” теория. По смыслу этой теории, библейское повествование о творении мира представляет собой не строго научное и фактически детальное воспроизведение всей истории действительного процесса мирообразования, а лишь его главнейшие моменты, открытые Богом первому человеку в особом видении (visio). Здесь вся история происхождения мира, развившаяся в недоведомое для нас время, прошла пред духовным взором человека в виде целой серии картин, из которых каждая представляла известные группы явлений, причем как общий характер, так и последовательность этих картин являлись верным, хотя и мгновенным отображением действительной истории. Каждая из этих визионерных картин образовывала собою особую группу явлений, фактически развивавшихся в течение одного и того же периода, в видении же получившего название того или другого дня. На вопрос, почему же геологические эпохи творения получили в библейском космогоническом видении название обычного “дня,” ответить сравнительно нетрудно: потому, что “день” был самой удобной, самой простой и легко доступной сознанию первобытного человека хронологической меркой. Следовательно, чтобы внедрить в сознание первого человека идею о последовательном порядке творения мира и раздельности его процессов, целесообразнее всего было воспользоваться уже знакомым ему образом дня как цельного и законченного периода времени. Итак, по вопросу о днях творения Библия и наука отнюдь не сталкиваются между собой: Библия, разумея обыкновенные дни, отмечает этим самым лишь различные моменты космогонического видения, в котором Бог благоволил открыть человеку историю мироздания; наука же, указывая на геологические эпохи и продолжительные периоды, имеет в виду исследовать фактический процесс происхождения и постепенного устройства мира; и такое допущение научных гипотез нисколько не колеблет собою божественного всемогущества, для которого было совершенно безразлично — создать ли весь мир во мгновение ока, употребить ли на это целую неделю, или, вложив в мир известные целесообразные законы, предоставить им более или менее естественное течение, приведшее к продолжительному мирообразованию. Последнее, на наш взгляд, еще даже более отвечает идее божественной премудрости и благости Творца. Указанная нами здесь визионерная история, находя своих защитников и среди отцов и учителей Церкви (святой Иоанн Златоуст, святой Григорий Нисский, Феодорит, Юнилий Африканский), разделяется многими новейшими экзегетами (см. об этом подробнее в диссертации А. Покровского "Библейское ученее о первобытной религии”).

Вопрос (Инна) 18 марта 2016г. Отец Роман.Вы упомянули Лота.Прошу обьяснить -это не грех от отца родить потомков.Выйдя из Сигора, Лот поселился в пещере под горой вместе со своими дочерьми. Дочери, оставшиеся без мужей, решили напоить своего отца и переспать с ним, чтобы родить от него потомков и восстановить своё племя. Сначала так поступила старшая, на следующий день — младшая; обе забеременели от своего отца. Старшая родила Моава, предка моавитян, а младшая — Бен-Амми, предка аммонитян
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Это было после уничтожения блудных городов. И да, это грех кровосмешения, на который Господь потом наложил прямой запрет. (Лев.18). За этот грех в израильском законе предписывалась смертная казнь (Лев.18:29).

Вопрос (Нина) 17 марта 2016г. Здравствуйте, отец Роман. Бог в помощь. И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной». Но в манастырь не благославляется идти если есть близкие люди нуждающиеся в тебе. Немощные родители, маленькие дети и собственно семейное положение если к этому не придут оба супруга. Или все же в этом отрывке говориться о таких ситуациях, когда близкие стоят между тобой и Богом? Тоесть, буквально, стоит выбор - или вера или близкие? Или это относится только к апостолам того времени? Так как не последуй они тогда за Христом, и если остались бы они заботиться о ближних -не стать бы им Его учениками? И тогда это частный случай? Разъясните, батюшка.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) В прямом смысле эти слова сбылись на апостолах, мучениках и преподобных и вообще на тех, кто оставлял всё, ради Христа. В значении же общем, духовно-нравственном эти слова обозначают градацию ценностей, особый смысл отношений с Богом и родными.
Вопрос (Татиана) 16 марта 2016г. Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, слова апостола Павла: "Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, но быть в безмолвии" (Первое послание к Тимофею 2:11,12). Этим выражением часто бравируют некоторые мужчины. Как оно соотноситься с фактом, что еще во времени апостола Павла миссию проповеди о Христе в народе несла равноапостольная Фекла, что сама Богородица Мария разделила жребий на проповедь народам среди других апостолов, что равноапостольная Нина еще будучи юной девой стала апостолом Грузии и наставляла людей всех возрастов? То есть женщина никогда не молчала - и это видно на протяжении всей истории человечества - порою женщина своим умом и ораторским талантом играла весомую роль в обществе. Как же тогда понимать слова апостола Павла и ловчее отвечать на слова поборников за "молчание женщин", активно пользующихся цитатой апостола Павла?.. Спаси, Бог.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Речь о церковной проповеди, которая поручена клирикам. "Не позволительно женам, во время Божественныя литургии, глаголати, но, по слову Апостола Павла, да молчат. Не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет. Если ли же чему научиться хотят: в дому своих мужей да вопрошают" (70 правило VI Вселенского собора). 64 правило того же собора запрещает вообще любому мирянину произносить поучения перед народом. Так что "поборники" также под правилом (если они миряне).
Вопрос (Ксения) 16 марта 2016г. Отец Роман, здравствуйте! Вопрос по двум цитатам: 1)"Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел" (Втор.гл.21, 22-23) . 2)"Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою".(Гал. гл.3, 13)..Почему проклят всяк висящий на древе? Почему не проклят побитый камнями, например? Висящий - это повешенный, т.е. удушенный, ведь во времена Моисея не было казни распятием на кресте? Причем тут тогда Господь наш Иисус Христос? Объясните, пожалуйста.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) "Висящий" - это значит не удушенный, а повешенный. Сначала убивался, а потом вешался на древо (и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве). Проклят потому, что Бог так сказал. А произнес проклятие на повешенных на древе потому, что знал, что именно таким образом Он освободит человечество от клятвы. Чтобы освободить от клятвы, нужно самому стать клятвой. От вечности Господь избрал вид смерти, которым освободит человечество, потому и не произнес клятвы на побитие камнями, так как имел спасти нас через Крест. Тут не имеет значение распят или привязан. Повешен на древе - этим все сказано. К тому же распятых тоже привязывали.
Вопрос (Андрей) 16 марта 2016г. "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел. И придя, находит его незанятым выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов злее себя, и, войдя, живут там; и бывает для человеко того последнее хуже первого" (от Матфея гл.12) О чем здесь идет речь?
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) То есть мало избавиться от грехов и страстей, нужно стяжать добродетели. Человек может либо возрастать духовно, либо духовно деградировать. Стоять на месте нельзя. Изгнав с помощью благодати Божией из сердца страсти, нужно позаботиться о том, чтобы насадить там добродетели, иначе зло вернется в обостренном виде, озлобленное на человека за то, что он потревожил его. Поэтому в Писании сказано не только "Уклоняйся от зла", но и "делай добро" (Пс.33:15).
Вопрос (Виктория) 1 марта 2016г. Отец Роман, здравствуйте! Я воцерковляюсь недавно, духовной литературы читаю мало... Подскажите, пожалуйста, притчи из Евангелий о гордости. Как назидал нас от этого греха сам Иисус Христос? Спаси Господи!!!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Притча о мытаре и фарисее, о богатом и Лазаре, о работниках виноградника.
Вопрос (Елена) 1 марта 2016г. Добрый вечер, батюшка Роман! В Евангелии от Мф. гл.26, Мк. гл.14, Лк.гл.7, Ин.гл.12 идет речь о женщине Марии, которая в одном случае возлила миро на голову Его, в другом обливала ноги Его слезами и отирала волосами и мазала миром.Как я понимаю, описывается одно и то же событие? Спаси Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) У Матфея, Марка и Иоанна говорится о Марии, сестре Лазаря, но у Луки говорится о жене-блуднице, которую также звали Мария. События несколько похожи, но различные. То, что у Луки, произошло на 2 год проповеди, а у трех других евангелистов - уже прямо перед страданиями.
Вопрос (наталия) 29 февраля 2016г. Здравствуйте,батюшка.Скажите,кто такие хищники,о ком говорит писание?Пьяницы,блудники понятно,а это нет.Спасибо.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Хищники - похищающие чужое, расхитители, уводящие чужих жен и мужей.
Православный календарь