Газета "Вестник" №9 - 2013
Новая выставка в московском доме иконы.
Здесь и трон цесаревича Алексея, и его тросточка, на которую мальчику приходилось опираться в периоды нездоровья. Игрушки царских детей.
Часть одной из стен зала превращена в экран, на котором сменяют друг друга фотографии. Начиная от времени, когда царственные супруги еще были молоды, полны ожиданий и надежд, и заканчивая последними, тобольскими фотографиями, когда до мученического конца оставалось совсем немного.
Вот на фото появляются две сестры - императрица Александра Федоровна и великая княгиня Елизавета Федоровна, они - рядом с большим креслом. Тем самым, что представлено в экспозиции. Кресло в неоготическом стиле (выполнено на фабрике Николая Свирского по эскизу архитектора Николая Набокова) из императорской библиотеки в Зимнем дворце. Красивое кресло вдруг перестает быть просто молчащим экспонатом...
Среди экспонатов - портреты императора и императрицы, выполненные придворным художником Александром Маковским еще при жизни царственной четы. Эти портреты до конца 2011 года находились в Швеции, в доме фрейлины Великой княгини Ольги.
В «уголке» великой княгини Елизаветы Федоровны, под ее иконой, - личные вещи: икона святого преподобного Сергия Радонежского и святой мученицы Елизаветы (иконописец Михаил Тюлин), ее фотография с автографом, «Серафим» - копия с эскиза Виктора Васнецова для росписи собора святого князя Владимира в Киеве, сделанная, предположительно, самой Елизаветой Федоровной...
Искусство, культуру, экономику страны обычно принято ассоциировать с тем человеком, который управлял страной. С оценкой эпохи правления Николая II сложилась странная ситуация. Реформы, достижения экономики, науки, культуры как-то особо не связываются с его именем. Хотя понятно, что без прямого участия самодержавного правителя, без его поддержки ничего в таких масштабах развиваться бы не могло. Почему-то с именем последнего русского царя связывают только гибель страны. Но ведь тот расцвет, взлет культуры, искусства, экономики, который наблюдался в России на рубеже XIX-XX веков - это время его правления. Его эпоха. В Доме иконы зрителю предоставляется возможность прикоснуться и к ней.
Эпоха государя Николая II - рубеж XIX-XX веков в России. Русский модерн. Это, пожалуй, несколько больше, чем определение конкретного стиля (при всех элементах общности с общемировым явлением, при всех особенностях, которые перечисляются в любом учебнике по истории искусств). Время культурного, экономического взлета, время надежд.
Для той эпохи характерен поиск корней, интерес к прошлому (от дворянско-усадебного до далеко-былинного). В произведениях музыки, изобразительного искусства, в литературе, начинают звучать ноты, связанные с народным творчеством.
Открытие древнерусской иконы на рубеже веков обозначило высочайший духовно-эстетический уровень культурного «прошлого».
Попытки обрести «корни», то, за что можно удержаться, чтобы не унесло, не смело, наверное, были необходимы не только в эстетическом смысле. Хотя, казалось бы, какие могли быть тогда предчувствия? До крушения - далеко, расцвет - почти во всех сферах...
Экспозиция музея - не просто показ отдельных экспонатов, но и попытка погрузить зрителя в саму эпоху, показать русский модерн в разных его проявлениях - начиная от быта и заканчивая церковным искусством.
Посетитель откидывает тяжелую портьеру - и вот он в символической гостиной Серебряного века. Обои для этого зала готовились на заказ - по рисункам обоев рубежа веков. В «прихожей» - шкафчик, на створках которого - богатыри. Шкафчики, полочки, зеркала в «неорусском стиле», с текучими «модерновскими» линиями - действительно произведения искусства, которые совсем еще недавно выполняли вполне функциональные задачи...
Предметы мебели, картины на стенах (в том числе Ильи Репина, Михаила Нестерова), разные мелочи, вроде визитницы или подсвечника - все это нам дает картину быта. Быта, в котором не просто проводили ночь, чтобы утром бежать куда-то, а жили. Который, казалось, должен был защитить от всех перипетий внешнего мира. Стоит только задернуть шторы. Кремовые или нет - уже нюансы. На выставке представлены такие шторы. Предполагают, что они из петербургского дома Федора Шаляпина и выполнены Федором Шехтелем.
Изящное подвенечное платье начала прошлого века. А рядом - женский потрет, сделанный Михаилом Нестеровым. Яркая иллюстрация: вот такие девушки и надевали подобные платья.
В одном из залов второго этажа - произведения изобразительного искусства. В том числе показывающие попытки художников эпохи русского модерна сказать новое слово в церковном искусстве более современным языком. Насколько они были удачны - другой разговор.
Рассматривая представленные на выставке эскизы монументальных произведений (например, «Богоматерь с Младенцем» Михаила Нестерова, эскиз к росписи собора святого Владимира в Киеве, или эскизы росписей Вильгельма Котарбинского из цикла «Дни творения» для этого же собора), можно увидеть, как эти произведения выглядят в оригинале уже «на объекте»: одна из стен превращена в огромный экран, на котором постоянно меняются изображения.
Религиозная тематика в этом зале соседствует со сказочно-былинной: здесь можно увидеть картину Павла Корина «Преподобный», и работы Виктора Васнецова «Спас на Престоле» и «Витязь на распутье».
На третьем этаже музея - иконы с драгоценными окладами, по которым часто пущен растительный орнамент. Это произведения фирм-поставщиков Императорского и Великокняжеских дворов.
Если посетитель не просто посмотрел и оценил экспонаты, а буквально - погрузился в представляемую эпоху, можно сказать - «выставка удалась». В Доме иконы так и происходит. Ты ходишь из зала в зал, с этажа на этаж, вглядываешься, возвращаешься к увиденному. А потом, посмотрев в зеркало той эпохи (интересно, кто смотрелся в него сто лет назад?), с удивлением увидишь себя и почувствуешь полную неуместность собственного, вроде бы вполне подходящего для XXI века вида здесь - в изысканном Серебряном веке...
Экспозицию, на которую свои личные вещи музею «Дом Иконы» передали более 40 российских коллекционеров, экспонаты предоставили 4 государственных музея, «Собрание русских икон при поддержке фонда Святого и Всехвального апостола Андрея Первозванного», можно будет посетить в течение всего 2013 года по адресу: Москва, ул. Спиридоновка, 4, строение 1.
Оксана Головко
Фотографии Владимира Ештокина
www.foma.ru
Кресло цесаревича Алексия