Газета "Вестник" №9 - 2013

Чудеса лицевого стежка

  

Лицевое шитьё из мастерской

Благовещенского собора

 

 

 

Воздух. Работа М.М Орловой

 

В Боровском историко-краеведческом музее проходит выставка произведений золотошвейной мастерской Благовещенского кафедрального собора. Представлены  не только исторические златошвейные предметы богослужения, но и современные изделия церковной утвари, облачений и  убранства интерьеров храма. Здесь выставлено и лицевое шитье, и орнаментальное. Конечно, такой необыкновенный вид декоративного искусства, как золотое или серебряное  шитье не может не вызвать восхищенного интереса. Не верится, что это сделано безо всяких машин и механических приспособлений, а лишь руками мастериц. Что же еще, кроме  ремесленного мастерства, вкладывают мастерицы в свое шитье, и отчего у нас перехватывает дыхание перед этими блистающими чистым золотом  вышивкам?  Но техника этой вышивки, ее история, судьба златошвейных шедевров, в основном, известны только специалистам. Попробуем заполнить этот пробел для массового читателя.

 

История  вышивки золотом очень древняя. Ученые считают (по результатам раскопок), что изобрели этот вид вышивки древние финикийцы. Но и в Ветхом Завете уже рассказывается о вышивке золотом. Первые такие вышивки были сделаны для ветхозаветной скинии. Она представляла собой шатер, где со времен Моисея проходили службы. Скиния была разборной, легко сворачивалась, её было несложно перевезти и установить на новом месте. Пространство внутри делилось на две части. Перегородкой служила вышитай завеса. Такая же завеса висела и с восточной стороны, исполняя роль  входных дверей. Оба этих полотнища были трехслойными и украшены вышитыми  золотыми и пурпурными  херувимами. Таким образом, можно сказать, что первым мотивом  церковной вышивки стали херувимы. Для выполнения этой  почетной работы   - вышивки завесы - специально отбирались вышивальщицы. После строительства храма Соломона в числе избранных для создания храмовой завесы была  Пресвятая Дева Мария. За исполнением такого послушания Она и услышала слова Благовещения.                                                                                  Именно скиния стала прообразом храма. Храм - великая святыня, место соприкосновения земли с небом, поэтому изначально является необходимым  звеном  всего мироздания. Храмы украшались соответственно своему высокому назначению. При создании христианских храмов использовались и ветхозаветные традиции, в их числе и вышивка для богослужений и украшения храма. Образцом для священных изображений являлся Нерукотворный  Образ Господа Нашего Иисуса Христа.

Сохранить чистоту  этого высокого искусства церковным вышивальщицам помогали их небесные покровители: Пресвятая Богородица,  великомученик Димитрий Солунский, Ульяния Осорьина, благоверная княгиня Феврония Муромская, София Суздальская,  царственные мученицы Императрица Александра Федоровна, Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и преподобная мученица Великая княгиня Елизавета Федоровна.                                                                                                                   

Перед началом работы по выполнению образа лицевым шитьем или серебром и золотом  мастерицам нужно  было готовиться  так же, как иконописцам: сорок  дней поститься и не предаваться пустословию. Вообще, все требования, предъявляемые к их творчеству и образу жизни,  те же самые, что и для  иконописцев, чья работа почитается святой. Так же почитается   и лицевое и золотое шитье. Иконописцы пишут красками, а мастерицы-вышивальщицы - тончайшими шелковыми  или золотыми и  серебряными нитями. Вся работа проходит под постоянную молитву мастериц. Кроме того, вышивание - дело соборное. Вот от каких обстоятельств возникает  наше желание  благоговейно преклонить голову пред златошвейным чудом.

В России драгоценное шитье золотом появилось после крещения Руси. До этого такие изделия привозили, в основном, из Византии. Но русские вышивальщицы  еще и в  дохристианские  времена  прекрасно  использовали приемы других видов народных вышивок и на одежде, и  на предметах быта. Поэтому на Руси овладели трудным вышиванием золотом достаточно быстро. Но эти вышивки делались на дорогом материале, да и само золото или серебро, а также драгоценные камни и жемчуг  имели очень высокую цену. Поэтому золотным  шитьем могли  заниматься только в очень богатых домах и  светлицах цариц. Несколько позже предметы с золотным шитьем стали производить и монастырские мастерские. По записям в монастырских вкладных книгах можно  подсчитать, что поступлений золотошвейных изделий было немного, так они были дороги и трудоемки. К числу этих редких и по стоимости, и по материалам, и по мастерству исполнения церковных предметов относится  риза преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца, хранящаяся сейчас в  Государственном  Историческом музее. Риза сшита  в середине XV века из уникального итальянского шелка ручного ткачества и украшена  неповторимой, единственной в своем роде, вышивкой.

В XVI-XVII веках наступает расцвет золотого шитья. Многие  царицы и знатные боярыни серьезно занимались золотым шитьем, имея свои мастерские: царица Соломония и Елена Глинская (жены Василия III), Анастасия Романова (жена Иоанна Грозного), Мария и Ксения Годуновы (жена и дочь Бориса Годунова), старица Марфа (мать Михаила Романова), Евдокия Лукьяновна (его жена ), Мария Ильинична (I жена  Алексея   Михайловича Романова).

Почему золотое шитье называют трудным вышиванием? Сложна  технология его исполнения, требующая ювелирной точности, нелегко выбрать наиболее подходящие нити разных круток и фактур. Как не ошибиться, что больше подойдет к определенному сюжету или очертаниям фигур: нити волоченые или с впряденными золотыми нитями, ниточки из тонкой полоски драгоценного металла (их называли «бить») или в виде тонкой проволочки, скрученной спиралью,- канителью? И где украсить их жемчугом или драгоценными камнями? Вышивка, как правило, может быть  очень сложной и по использованным приемам, и по разнообразию  материалов. Требовалось много времени для ее выполнения. Но вспомните, что освещение в те века было от лучинки, позже -  керосиновых ламп. И сколько же мастериц ослепло тогда от работы в полутьме! Но на этот заработок они только  и могли существовать. Иногда целыми семьями.                                                                                                                                           Однако были и другие особенности  создания дорогой вышивки. В качестве основы, фона обычно использовали толстую шелковую ткань, которую еще до XV века привозили из-за границы. Из бересты или картона вырезали детали орнамента или фигур   и перекрывали их золотыми нитями, прикрепляя  к ткани. Плотную ткань прокалывали специальным шилом, чтобы могла пройти  золотая нить. Самым распространенным видом стежков был «прикреп». Ими прикрепляли детали вышивки и по контуру, и в середине. Ряды стежков позволяли добиваться еще большей декоративности. Их вышивали в виде диагональных рядов, ромбов, зигзагов. И дали им названия, по которым очень легко представить себе, какими были эти замечательные женщины - мастерицы. Они любили фольклор, чувствовали  красоту и певучесть  русского языка, его образность, были добрыми и талантливыми. Виды стежков они назвали  «ягодки», «городки».

Постепенно в России вышивкой золотом стали заниматься повсеместно. Даже в крестьянском костюме появились элементы такой вышивки. В стране  сложился центр, настоящая столица вышивании золотом. Это город Торжок. Но по-прежнему основной задачей  золотошвеек было создание  церковных вышивок.

Однако после революции  вышивки золотом стали не нужны. Искусство золотой вышивки приходило в упадок, поскольку безбожные  власти  разоряли и закрывали храмы и монастыри. Терялись традиции, забывалась технология, некому было учить  молодых мастериц. И только в конце ХХ века изменилось отношение государства к  Русской Православной Церкви. Стали возрождаться  храмы, строились новые. С возрождением приходской жизни вновь стали нужны предметы церковного шитья. Появились мастерские, где изучали приемы древнерусского золотного шитья, учились реставрировать  исторические вышивки. И создавать шедевры, которые теперь хранятся в музеях. Например, великолепный знаменитый саккос для Патриарха Алексия II.                                                                                           В качестве своеобразного методического центра была создана мастерская  при Троице-Сергиевой Лавре.  Мастерская золотного шитья была основана и при боровском  Благовещенском кафедральном соборе. Она была создана  в 1995 году и развивалась, благодаря таланту  и творческой увлеченности старинным искусством жены настоятеля собора отца Дмитрия Орлова Марины Михайловны, имеющей профессиональное образование. В ризнице собора была собрана и бережно хранилась настоящая коллекция старинных церковных вышивок. Постепенно это бесценное собрание стало пополняться изделиями, выполненными нашими современницами. С 1995 года и  до наших дней здесь работают прекрасные мастерицы Ольга Дворникова и Нина Матюшина,  трудолюбивые, умелые и верные помощницы матушки Марины Михайловны. Приходит сюда учиться и молодежь.

Именно поэтому  на выставке в краеведческом музее были представлены не только исторические вышивки, но и современные. Своеобразным эпиграфом к выставке является шитый оклад к иконе преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца, созданный в конце 20-х годов XX века. Он был сделан вместо реквизированного серебряного оклада к иконе святого. Это было страшное время, когда революционные комиссары из ЧК и печально знаменитые «тройки»  могли расстрелять любого без суда и следствия и за меньшие провинности. Сам собор тогда не закрыли, но из него вывезли все ценное. Тайно оставшаяся неизвестной мастерица стала к ограбленному образу преподобного Пафнутия создавать шитый оклад, заменяя традиционный металл тканью.  Характерно, что для этой цели она использовала сукно солдатской шинели, ткань, которую, видимо, только и можно было достать в те годы -  кровавой Гражданской войны. В ход пошли кусочки парчи, готовые драгоценные украшения, которые, видимо, сохранились от дореволюционных времен.  Быстро такую вышивку не сделаешь, и сколько было  вечеров, когда она рисковали жизнью! Сохранять святыни, несмотря ни на что - таким было и будет кредо мастериц, не давших угаснуть этому, золотому, виду прикладного искусства.

Среди других старинных изделий, конечно, обращает на себя внимание необыкновенный покров под Крест. Он украшен деталями, выполненными из рыбной чешуи.  Представляете, какое  требовалось виртуозное мастерство. Недавно этот покров вернулся в собор из реставрационной мастерской Троице-Сергиевой Лавры, специалисты которой высоко оценили  уникальное мастерство неизвестной мастерицы. Видимо, и она тоже  работала в дореволюционной мастерской при Благовещенском соборе.

На выставке можно увидеть и замечательные современные работы. Необыкновенно выразительны и совершенны лики Богородицы, преподобного Пафнутия Боровского и многофигурные композиции, вышитые, в основном, лицевым шитьем. Значительная часть их выполнена Мариной Михайловной. Действительно, талантливому человеку Бог дает много. Матушка Марина - не только прекрасный организатор, но и  высокой квалификации мастерица и тонкий художник лицевой вышивки и золотного шитья, постигшая все его тайны. Какое счастье, что, благодаря нашим талантливым мастерицам,  вновь понимаешь, как традиционно трудолюбив и талантлив, вопреки злым наветам, русский народ.

Алла Тагиева

 

 

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.