Газета "Вестник" №48-2012

Идеал и реальность

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества прот. Всеволод Чаплин, выступая на выставке-форуме «Православная Русь», в частности, сказал:

 «Антицерковная кампания, развернувшаяся в этом году, не достигла цели. Православные верующие не только не «прогнулись» перед лицом беспрецедентного давления, не только не отказались от утверждения своего общественного идеала, но и научились формулировать его в ясных, кратких, ярких словах, а главное - в действиях. И именно в этот год, когда мы празднуем 1150-летие Российской государственности, настает время сказать о том, какой идеал государства свойствен православной традиции, православному миропониманию», сообщает информационное агентство Regions.Ru.

 «В государстве, соответствующем христианским идеалам, всегда должны ясно различаться правда и ложь, нравственное и безнравственное, хорошее и плохое. Первое должно поддерживаться, второе - осуждаться. Свободу необходимо охранять и поддерживать, но она имеет ясные пределы, в том числе нравственные. В государстве, где христиане реально влияют на общественный уклад, всегда предполагалось единоначалие. В нем наверху социальной лестницы всегда стояли и должны стоять те, кто служит интересам государства и общества, особенно жертвуя собой  то есть воины и люди, сочетающие жизнь со служением, а не с обслуживанием своих эгоистических интересов, а уж тем более не с деяниями сомнительного нравственного качества.

 Описываемое государство не является суммой эгоизмов, технически управляемой с целью "снижения вреда" при их конфликте, а также достижения максимальной суммарной выгоды. Оно имеет свое духовное и нравственное лицо, свою высшую миссию. Оно симфонически взаимодействует с Церковью, даже понимая различие природ, целей и пределов духовной и светской власти. Наконец, оно способно называть зло злом и решительно противостоять ему - причем речь идет не только о посягательствах на чьи-то жизнь, здоровье и имущество, но и обо всех безнравственных явлениях, разрушительных для жизни и здоровья людей в длительной перспективе.

 Я рад свидетельствовать, что наше Российское государство все больше становится таковым - даже несмотря на все окрики и истерики из среды российских и зарубежных элит. Сами эти окрики и истерики говорят нам: «мы побеждаем, мы сильнее, и мы на правильном пути», - заявил протоиерей.

 

Согласны ли вы с описываемым идеалом государства? Действительно ли современная Россия становится на него похожей?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям. 

 

Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках:

- Отца Всеволода я поддерживаю полностью и однозначно. Его слова предельно четко и ясно отражают суть дела. Это почти идеальная формулировка того, что должно быть.

 Мы сейчас нуждаемся в первую очередь в духовно-нравственных основах государства и нашей жизни в целом. Сейчас от нашей твердости зависит будущее страны. Революционеры-либералы хотят уничтожить русское государство и Православную Церковь. Поэтому и необходимо взаимодействие Церкви и государства. Именно взаимодействие, а не слияние, в стремлении к которому нас несправедливо упрекают, производя сознательную подмену. Церковь, сохраняя независимость, тем не менее, через взаимодействие с государством, воцерковляет его, призывает его становиться нравственным. Вот в чем одна из задач Церкви. В этом собственно и состоит симфония - не в подчинении, а в равноправном взаимодействии. Именно в этом заинтересованы все нормальные силы.

 Если не будет такого взаимодействия, болотно-оранжевые силы попытаются разрушить всю иерархию ценностей нашей жизни - ту самую систему начал: священноначалие, государствоначалие и любое «-началие» - без чего жизнь рушится. Революционеры-либералы пытаются разрушить эту систему начал, чтобы приготовить путь антихристу - губителю мира, жизни и всех ценностей.

Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря:

- С предлагаемым идеалом государства я, конечно, согласен. Он, безусловно, находится в русле православной традиции. Другое дело, насколько наше государство становится похожим на этот идеал. Я думаю, что оно все-таки пока очень далеко от него - и, честно говоря, не замечаю, чтобы оно в самом деле стремилось к нему приблизиться. Мы же видим, как живут люди.

 В государстве, конечно, должно присутствовать нравственное начало, и оно обязано заботиться о своих гражданах - не декларативно, а реально. Законы должны защищать добропорядочных граждан, облегчать им жизнь, а не усложнять. В реальности мы, к сожалению, сталкиваемся с прямо противоположным.

Игумен Мелетий (Соколов), игумен, преподаватель Московской духовной семинарии:

- Я думаю, что о. Всеволод имеет вполне объективное представление о церковно-государственных отношениях - но боюсь, на самом деле не все так радужно. Земным отношениям далеко до идеальных. Вообще идеал только на небе.

 Государство должно выполнять и те далеко не возвышенные функции, о которых говорит о. Всеволод. Оно вынуждено применять различные меры воздействия, вести войны, решать очень сложные экономические проблемы. Жизнь вообще сложнее.

 Отец Всеволод описывает, конечно, идеальное государство, и с самим идеалом я полностью согласен. Безусловно, нужно стремиться к его воплощению. Но реальная жизнь всегда будет вносить свои коррективы, и мы должны это учитывать.

Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области:

- К сожалению, не соглашусь с этим мнением, потому что и статистика, и факты говорят об обратном. Утверждать подобное - значит быть чрезмерными оптимистами, мы вряд ли можем себе это позволить.

 Мы видим постепенное отступление государства от христианских идеалов. Собственно, это видно и на примере всего мира: в разрушении института семьи, в постоянных сообщениях, что парламент той или иной страны поддержал однополые "браки" и т.п. На мировом уровне идет стремительная дехристианизация, и Россия здесь не исключение - это глобальный процесс. А с другой стороны происходит вообще удивительное дело - постепенное исчезновение самого принципа национального государства, на его месте вырисовывается новая конфигурация мира, аналогов которой в мировой истории нет.

 Мы наблюдаем распад государства в классическом его понимании, отчуждение государства не только от христианской нравственности, но и вообще от нравственных принципов. Государство нового типа всячески подчеркивает свою принципиальную отчужденность от всего человеческого. И этот новый порядок механистичен и совершенно лишен любой нравственности - не только христианской, но и мусульманской, иудейской - любой.

 Поэтому не могу разделить такого яркого и эффектного оптимизма отца Всеволода. Хотелось бы смотреть на мир его глазами, но это не всегда возможно, если мы пытаемся оценивать ситуацию с точки зрения фактов.

Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета:

- Мне не представляется безнадежной нынешняя ситуация.

 Современный человек в России стремится овладеть компьютером, знать языки, ему необходим вход в средние трудовые эшелоны, дресс-код, фейс-контроль и другие общественные соответствия, но сейчас все больше людей задумывается о необходимости догматического понятия мировоззрения, а это должно быть присуще, в том числе, эшелонам власти. Конечно, за это должна отвечать Церковь посредством образовательных рычагов, потому что только таким образом можно произвести нужное количество преподавателей, чтобы был заметным результат осуществления призванной миссии. Сейчас наше общество стоит перед возможностью широко открыть двери богословскому образованию в государственном формате.

 Нужно на всех этапах образованиях вводить элементы религиозного просвещения: мы же заставляем детей обучаться математике, языкам, компьютерным технологиям. Так же каждому человеку надо предоставить возможность знать, как и кем устроен мир, каковы призвание и цель человеческой жизни, и тогда можно надеяться, что присутствие Церкви в государстве будет заключаться не только в исполнении определенных ритуалов.

 Сейчас храмы открыты для всех, и кому воспользоваться этим -  дело свободной воли каждого в отдельности, но чем больше людей, которые захотят быть спасенными, тем ближе будет к спасению наше общество, и тем меньше будет разговоров о вторжении Церкви в дела государственные.

 Одно дело - государство, которое призвано быть защищенным и благополучным, призвано обеспечить своим верноподданным спокойный труд и возможность растить детей. И другое дело - Церковь, которая призывает нас на крест, очищает умы и души наши от всякой скверны и дает нам надежду. Эту миссию государство не может понести, но может посодействовать, чтобы двери были открыты для всех.

Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе:

- С идеалом, который обрисовал о.Всеволод, я согласен. А вот насколько реальность к нему приближается, сказать сложно. Если судить по глубинке страны, то очевидно, что это не так. В крупных городах, в "миллиониках", где достаточно высококвалифицированных рабочих, интеллигенции, достаточное количество храмов на душу населения, ситуация, может быть, и выправляется.

 Можно сказать, государство начинает исправлять ситуацию, - такая тенденция вроде бы есть. Надеюсь, что отставка министра обороны, долго и упорно разваливавшего нашу армию, как раз и есть подтверждение словам отца Всеволода: «Мы побеждаем, мы сильнее, и мы на правильном пути».

Regions.Ru

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.