Газета "Вестник" №48-2012

Автор самого первого евангелия

Апостол Матфей.

Византия. XIV в

 

Наверное, многие, слушая или читая что-нибудь о великих людях, втайне спрашивают себя: «А я так смог бы?» И чаще всего в душе огорчаются, понимая, что ответ отрицательный.

Давайте вспомним еще одного такого человека, чей пример потрясает. Прочитаем житие святого Апостола и Евангелиста Матфея. К сожалению, сведения о его жизни немногочисленны, а о второй  ее половине - противоречивы. Но и этого хватает, чтобы представить величие подвига проповедника и  верность Иисусу Христу святого апостола и евангелиста. Начинается  житие повествованием о  призвания его в апостолы. В Капернаум - иудейский город у моря Галилейского, вошел Иисус Христос. И остановился у палатки презренного мытаря по имени Матфей,  и обратил взор Свой на этого  сборщика налогов.

Иудея в то время находилась под властью завоевавшего ее Рима. Коренное население  ненавидело  римлян не только потому, что они - захватчики, но и за то, что интервенты были язычниками. Римляне собирали с иудеев налоги. Однако психологами они были неплохими и прекрасно понимали что выполнять трудную обязанность сбора дани,  лучше поручить самим иудеям: на них и ненависть падет, и в то же время они лучше знают финансовые возможности плательщиков. Среди иудеев  такие люди были,  они   соглашались собирать со своих соплеменников дань в римскую казну.  Причем,  наверняка прельстившихся таким занятием привлекало то, что отчетности тогда у мытарей не существовало, они могли с любого требовать, сколько хотели. Часть оставляли, естественно, себе, а часть сдавали. Кроме того, они могли увеличивать сумму налога, придумывая проценты  якобы за задолженности. Поэтому  почти все они были людьми зажиточными. Многие мытари отличались жестокосердием, отбирая последнее.  Иудеи, плательщики налогов, считали мытарей притеснителями,  боялись их, но и  презирали. Однако расправиться с ними не могли - за ними стояла мощь имперского Рима.

Одному из них - мытарю Матфею, сыну Алфея, исполнился тридцать один год, у него были дом и семья, четверо детей. Успел он  нажить и приличное состояние. Но, презираемый всеми,  он  был много лучше надменных фарисеев, книжников и адептов иудаизма. Имя его считалось простонародным. Переводится оно - дар Господень. Можно ли найти имя лучше этого? Известно и его второе имя - Левий. Существовало еще  очень важное обстоятельство - Матфей приходился братом одному из  первых двенадцати апостолов - Иакову Алфееву, от него  знал об Иисусе, о Его учении.  А  теперь в родном Капернауме вместе с другими горожанами сам услышал Его речи и стал свидетелем того,  что Христос - великий Чудотворец. Он уверовал в Господа. Возможно, и  пример брата, находившегося рядом с Иисусом, заставил его задуматься  о своей жизни и о своем  малопочтенном ремесле.

Италия. г. Салерно.  Кафедральный собор

апостола и евангелиста Матфея

И только Господь Сердцевед знал, что Матфей будет апостолом,  а потому  обратился к нему с милостивыми словами. Он сказал Матфею: «Следуй за мной, будь моим учеником». И Матфей без промедления, не колеблясь, бросив все,  пошел за Иисусом, «не имевшим даже где главу преклонить». Давайте на этом месте повествования и зададим себе тот вопрос: «А я так смог бы?» Думаю, что мытарем из нас не хотел бы стать никто. А  все бросить и уйти в  полную опасностей неизвестность?

Но его звал Иисус, и перед Матфеем открывалась возможность  вести достойную жизнь, находиться рядом с Господом и быть нужным людям. Он был счастлив. Оставляя прежнее бытие, бывший мытарь решил на прощанье устроить торжественный ужин. Он осмелился пригласить в свой дом Господа с учениками и получил Его согласие. На радостях Матфей позвал много своих близких, знакомых и даже   грешных «сослуживцев»  - мытарей. Господь не погнушался ими. Они удивились Его снисхождению и внимательно, благодарно слушали божественное слово  о покаянии  и пути к спасению. Однако, за столом были и уважаемые горожане - книжники и фарисеи. И чем отплатили эти гости хозяину за гостеприимство? Скандалом! Они стали  громко выражать высокомерное неодобрение, что Иисус сидит за одним столом и трапезничает с мытарями и грешниками. «Да, какой же он учитель?» (К сожалению, и до сих пор существует многочисленное племя неблагодарных  за  гостеприимство). Ответ Спасителя известен нам по Евангелию. Он сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, а больные». А вы познайте, что есть милость  и что есть  жертва. Пойдите в синагоги и поучитесь, что милосердие к грешникам для Бога приятнее всяких жертв. Что касается меня, Я не только не гнушаюсь грешников, но для них-то Я и пришел - призвать к покаянию не  столько праведников, сколько грешников». Однако никто из мнимых праведников не понял и не внял учению Христа. А Матфей усвоил божественную проповедь всем сердцем и стал Господу верным учеником. 

Бывший мытарь последовал за Иисусом и с тех пор уже от Него не отлучался. За свою верность учению Господа Матфей вскоре был причислен к лику двенадцати избранных апостолов. Вместе с другими учениками Иисуса он сопровождал Его в странствиях по Галилее и Иудее, слушал проповеди Начал  сам проповедовать. Был с Христом на Тайной вечере, видел, как взяли Его. Мучился, переживая казнь Учителя. Сподобился  видению Воскресения Господа и Его славного Вознесения на небеса.

После обретения Святого Духа, по завету Господа, апостол для дела всемирной проповеди Его спасительного учения  готовился покинуть Иерусалим. Но многие уверовавшие стали просить его записать все, что он знал и помнил  о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, об учении  Его, о  проповедях и о событиях  Его земной жизни. В ответ на эту просьбу и по согласию других апостолов Матфей написал первое по времени создания Евангелие (благовестие). Но и в этом случае нет единого мнения  ни о дате, ни о месте создания этого  святого труда. Одни  богословы и историки считают, что оно было создано через 8 лет после Распятия Иисуса, другие - через 42. В одних источниках  считается, что первое Евангелие было написано в Иерусалиме, а некоторые сообщают, что  место  его возникновения -   святая Палестина. А  почему оно так названо? Потому что для верующего человека не может быть лучшей и радостней  вести, чем  весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Эту книгу мы и читаем первой, открывая Новый Завет.

Потом на основании Евангелия Матфея были написаны, с некоторыми добавлениями  и уточнениями, остальные три канонических  Евангелия апостолами  Марком, Лукой, Иоанном. В чем были особенности Евангелия от Матфея? Оно было написано на еврейском языке или на древнем сиро-халдейском. И только потом  переведено, как тогда было положено, на греческий. Перевод был сделан или апостолом Иаковом, или Иоанном Златоустом. По свидетельству святых отцов еще в III веке этот подлинник  находился на сохранении в Кесарийской библиотеке. А подлинник на еврейском языке в последний раз видели во II  веке. Где? Самое удивительное, что это было ... в Индии, у индийских христиан. Затем, к сожалению,  он исчез.

 В Евангелии от Матфея - 28 глав. Целью написания Евангелия было не только оставить письменное свидетельство о деяниях Господа, но и желание убедить уверовавших иудеев, что именно Иисус Назарянин - обетованный Мессия и что в Нем исполнились все ветхозаветные пророчества. Поэтому Матфей подробно рассказывает о родословной Иисуса из рода Давидова и Авраамова. Описывает Его Рождество, Крещение, Учение, чудеса, страдания, Распятие и Воскресение. Но он пишет и о таких событиях, которые не упоминаются у других евангелистов: о поклонении волхвов, избиении младенцев Иродом в Вифлееме, сообщает притчу о десяти девах, о воскресении умерших во время Распятия Христа. Он смиренно сообщает, что сам он, Матфей, был мытарем, тогда как Марк и Иоанн из деликатности об этом умолчали.

В Евангелии от Матфея особенно подчеркнута родственная, чисто человеческая связь Иисуса с  земными народами через родословную Богоматери. Он, безгрешный, принял святое крещение как обычный человек.  Именно Иисус - Мессия, Первосвященник по чину Мехильседека, приносит Жертву за грехи всех людей. Он Тот, Которого так ждали  пророки, а потом и обычные люди. Но они, потомки пророков, Его не узнали и распяли. А Он принес им вечное спасение. И человеколюбие, любовь к ближнему были основой учения Господа. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» Поэтому на иконах Матфей изображается   с символом  человека - ангелу подобным  юношей. Это - одна из  четырех сущностей Тетраформа,  сложного символа, увиденного ветхозаветным пророком Иезекиилем. Каждая из этих сущностей стала символом  определенного евангелиста.

О дальнейшей жизни святого апостола и евангелиста Матфея точно почти ничего не известно, но, как всегда бывает в таких случаях, возникает много  неподтвержденных слухов. По преданию, записанному византийским историком Сократом, апостол Матфей ходил с проповедью слова Божия в Сирию, Мидию, Каппадокию, Галатию, Вифинию, Фракию, Персию, Индию и Азиатскую Эфиопию. В Эфиопии он пришел проповедовать в племя людоедов. (И спросим еще раз: «А я бы смог?») Но апостол так вдохновенно  убеждал их в благовестии Христовом, в том числе, и своим образом жизни, что часть их приняла христианство, а  апостол помог им выстроить храм. Во многих городах проповедь его была успешной. Постепенно ученики Иисуса разошлись по  далеким странам. Апостол Матфей потерял с ними связь. И остался один на один с миром опасным и часто враждебным. Но он продолжал проповедовать учение Христово. Сила веры, убежденность, что он должен исполнить завет Учителя, были сильнее трудностей материальных. Он повторял слова молитвы и призыва миллионов христиан: «С нами Бог!», и одинок не был. (Опять же: «А я бы смог?»)

И все же после перечисления стран, где побывал апостол Матфей,  в описании его жизни  дальше следуют только названия городов, в одном из которых он принял мученическую смерть. Называют эфиопский город Мирмены, сирийский Иераполис, фракийскую Лиссимахию, даже грузинскую крепость Апсарос, и вряд ли когда-либо можно будет установить истину. Мощам апостола Матфея традиционно  поклоняются в двух итальянских городах - Салерно и Падуе. В Салерно в XI веке был выстроен собор Сан-Маттео, куда и перенесли мощи апостола Матфея, обнаруженные в развалинах  древнего замка Лангобардов, возвышающегося над городом. В Падуе мощи апостола и евангелиста Матфея находятся в крипте Базилики св. муч. Иустинии.

 Мощи апостола и евангелиста Матфея находятся в крипте.

Они находятся под престолом.

В окошечко видна плита, лежащая над мощами.

 

Но не все так просто. История  эта имеет почти детективное продолжение. В начале XX века наш знаменитый исследователь и географ П.П. Семенов-Тян-Шанский приобрел древнюю, так называемую «каталонскую» карту (там она была изготовлена). На ней подробно была нарисована ближайшая к России часть Азии. А на берегу  легендарного озера Иссык-Куль в Киргизии картограф явственно обозначил точку, где на берегу еще в средние века находился армянский монастырь. В сноске под этой точкой сообщалось, что там  сохраняются мощи апостола Матфея. Наш ученый отправился  к озеру. Но, увы, прошли века. Мало того, что за это время монастырь разрушился, еще и   расширилась акватория  озера. Все, что осталось от построек монастыря, ушло под воду. Проводить подводные раскопки стоило очень дорого. Пока Петр Петрович собирал средства, грянул октябрьский переворот. Новым безбожным властям поиски мощей апостола были совершенно не нужны. Петр Петрович умер. Про возможную находку христианской  святыни на долгие годы забыли.

Но не дремали бизнесмены-американцы. Получив  оплаченное ими разрешение, в 1975 году одна из телекомпаний начала дорогостоящие поиски саркофага. И только в 2002 году  американцы достигли  какого-то успеха. Какого именно успеха, они скрывали и скрывают до сих пор, как военную тайну. Невнятные слухи все же просочились. Вроде бы, они нашли какой-то древний деревянный ковчег, покрытый серебром. А в прошлом году компания объявила, что у них готов фильм о процессе работ и пакет документов. Все это можно купить за 40 миллионов долларов. Нам остается только терпеливо ждать, как будут развиваться события и что свершится по воле Господа.
                                         

Алла Тагиева

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.