Газета "Вестник" №44-2012

«Проси у Господа драгоценного»

Окончание. Начало в № 43.

Возвращались мы с подругой домой и все вспоминали эту старушку в белоснежной и аккуратно заштопанной блузке. Она была из поколения тех людей, где не стыдились жить в долг лишь авантюристы и моты. Даже люди скромного достатка предпочитали придерживаться правила: «По одежке протягивай ножки». Брали взаймы только в крайнем случае, да и то с великой опаской: вдруг внезапно умрешь, не успев расплатиться, и попадет твоя душенька на воровское мытарство? Помню еще дореволюционный рассказ о  шамординской монахине, которая после смерти являлась  сестрам, говоря, что она застряла на мытарствах, потому что взяла у прихожанки в долг 10 копеек и не вернула их. И только после того, как сестры разыскали прихожанку, возвратив долг, усопшая перестала являться.

Но все это в прошлом. А сегодня люди охотно берут кредиты для покупки предметов роскоши, не подозревая, что попадают в хитрую долговую ловушку. Знаю лично двух бездомных горемычных скитальцев, вынужденных продать свои квартиры, чтобы расплатиться с долгами по кредитам.

- Ох, сегодня же верну все долги, тем более, что батюшка Серафим Саровский так чудесно помог,  -  сказала подружка и раскрыла набитую деньгами сумку.  - Смотри!

- Ты что  -  банк ограбила?  -  спросила я, зная, что подруга-библиотекарша уже за неделю до получки начинает одалживаться,  слава Богу, что помогает сын, добавляя к нищей зарплате мамы свои обязательные сто долларов.

-  Ты мне не веришь, -  продолжала подруга, - а я сегодня утром помолилась Серафиму Саровскому, пошла в обменник разменять сто долларов. А батюшка Серафим Саровский вон какую уйму денег преподнес! Тут, наверно, на тысячу долларов, не пересчитывала еще.

Как сто долларов превратилась в тысячу, было понятно - наверняка ошиблась кассирша, поставив лишний ноль на автомате, пересчитывающем купюры. Нет-нет,  моя подруга человек щепетильно честный и никогда не возьмет чужого, но есть у нее вот какая особенность. Прочитала она однажды житие преподобного Серафима Саровского и воскликнула в восторге: «Все, избираю своим небесным покровителем  дивного старца Серафима Саровского!»  С тех пор и пошло: дали ей должность старшего библиотекаря  -  это батюшка Серафим похлопотал за нее в верхах. А если  повезло купить в сэконд-хэнде буквально за копейки абсолютно новое роскошное пальто, то  это опять же чудо по молитвам преподобного Серафима. Словом, как же не взять деньги, если ей сам святой Серафим преподнес?      

Уличать подругу в присвоении чужих денег было неловко. Но она вдруг сама  сказала испуганно:

- Господи, да я же чужие деньги взяла. Бежим скорее в обменник!

Обменный пункт был уже закрыт, но внутри кто-то всхлипывал и возился. Стучали мы с подругой, стучали и уже собрались уходить, когда из дверей выглянула молоденькая зареванная кассирша. Она сначала даже не поняла, что ей собираются вернуть деньги, выкрикивая в слезах, что зря хозяин обозвал ее воровкой, а она никогда, ни разу, ни копеечки..! В общем, потом она бросилась целовать нам руки, и мы вынуждены были бежать.

Из Москвы я тогда уехала, и увиделись мы с подругой лишь через три года.

- Как теперь,  -   спрашиваю при встрече,  - преподобный Серафим дает тебе денежки?

- Дает,  -  ответила она.  -  По шее дает. Недавно попросила старца Серафима, чтобы Господь по его молитвам даровал мне смирение. И меня сразу все так засмиряли, что еле живая приползла на исповедь. А батюшка нет, чтоб утешить, цитирует Исаака Сирина: «Проси у Господа драгоценного». Погоди, сейчас зачитаю.

И подруга зачитала мне слова преподобного Исаака Сирина: «Проси у Господа драгоценного, чтобы не оскорбить Его ничтожностью и суетностью просьбы своей. Елисей просил у Бога сугубой благодати, бывшей в пророке Илии, и был возвеличен...Израиль же просил мяс египетских, и был посрамлен».

- Батюшка, говорю, -  продолжала подруга,   - я маленький человек с маленькой зарплатой. Вот и прошу у Господа египетских мяс, то есть прибавки к зарплате. Где мне дотянуться до великих святых?

-  А батюшка что?

- А батюшка твердит свое: «Проси у Господа драгоценного  -  смирения и спасения».

Нет уж, знаю теперь, как просить смирения  -  приподнимет, прихлопнет, и каюк котенку.

Вот так мы и общаемся с подругой с перерывами в несколько лет. В последний раз она сказала:

- Знаешь, познакомилась я с одной несчастной женщиной. Они с мужем оба некрасивые, и перед рождением ребенка молили Господа, чтобы даровал им красивое дитя. И родился у них сын неописуемой красоты, но глухой и больной. Может, действительно, надо просить у Господа смирения и спасения, а то вымолишь  неизвестно что?

А еще подруга сказала грустно:

- Люди в церкви меняются в лучшую сторону, а я чем дальше, тем хуже и грешней становлюсь.

Впрочем, это обычный путь, когда человек острее, чем прежде, чувствует поврежденность лжеименного разума и множество не замечаемых раньше грехов. А как же радостно все начиналось, и  мы с подругой бегали от одной чудотворной иконы к другой, дивясь изобилию Божьих чудес, случавшихся также и с нами.  Может, это было дано для того, чтобы возмужала душа для борьбы со страстями и взалкала уже не «мяс египетских», но того главного и драгоценного, когда хочется молиться словами: «Спаси мя, Господи, ими же веси судьбами»? Во всяком случае, именно так молится теперь моя подруга.

Нина Павлова

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.