Газета "Вестник" №44-2012

НЕ ОДИН ИЗ ДВЕНАДЦАТИ, НО ОДИН ИЗ СЕМИДЕСЯТИ

31 октября - день памяти Святого Апостола и Евангелиста Луки

 

Святой апостол и евангелист Лука - один из самых просвещенных   людей в начальную эпоху христианства. Он знал и умел так много, что его с полным основанием можно назвать Леонардо да Винчи того времени. Он был так же уникален и неповторим. Имел поистине энциклопедическое образование. Почитаем как один из величайших художников. Но самое важное - он был святым, наделенным невероятной духовной силой. Апостол Лука выполнял завет Господа нашего Иисуса Христа, повелевшего идти по  городам   и народам, чтобы подготовить их к принятию проповеди Христа. За долгие годы своей жизни он посетил многие страны, проповедуя Благую весть. Был   неутомимым проповедником. Прославился как  выдающийся медик,  лечил всех, кто просил о помощи, совершал чудеса исцеления, изгонял бесов. Он написал одно из четырех Евангелий и книгу «Деяния Апостолов». Преклонялся перед Богородицей, писал Ее лик  и  стал основателем иконописи. Был во время Пятидесятницы с апостолами, когда на них сошел Святой Дух. Но он не из числа двенадцати апостолов - первых, кто стали учениками Господа. Он - один из тех семидесяти апостолов, которые были призваны проповедовать позднее.

 

Апостол Лука на долгие годы стал помощником первоверховного апостола Павла. И не оставил   его до  мученической кончины, лечил и поддерживал его даже в тюрьме.

Родился Лука в сирийском городе Антиохия в просвещенной греческой семье. Много учился. Изучал основы различных религий, в том числе и иудаизма. Получил медицинское образование в знаменитой тогда медицинской школе в Тарсе. Видимо, здесь и возникло в нем чувство ответственности и строго научное отношение ко всему, что видел, слышал и о чем писал. Правилом всех его действий стало «тщательное исследование всего с начала».

Вскоре услышал он об учении Господа Иисуса Христа, Который проповедовал  тогда в Галилее, прибыл из Антиохии в Галилею. Стал верным учеником Господа, а вскоре удостоился принятия в лик семидесяти апостолов Христовых. Он принимал участие в трех миссионерских путешествиях апостола Павла. За его пламенную веру, за его глубокую скорбь о смерти своего Учителя, за искренность и верность Господь утешил его Своим явлением в день Своего воскресения  по дороге из Иерусалима в село Эммаус и беседой за трапезой. А потом, как известно, Господь явился в иерусалимском доме, где собрались все апостолы. Им он разъяснил  то, что было сказано о Нем  и Его учении  в Священном Писании Ветхого Завета, и то, что надо было проповедовать людям.

Вскоре после этого святой Лука отправился к себе на родину, куда принес для местных христиан полученную им в дар  из Севастии (где он проповедовал) десную руку    Иоанна Предтечи. Дар - бесценный. Ведь это была рука, под которую преклонил свою главу Иисус, принимая от Иоанна крещение.

Затем апостол Павел призвал Луку для проповеди в Грецию. В Македонии,  в городе Филиппах, он устроил  церковь и несколько лет проповедовал  христианство в этой стране. Вместе с апостолом Павлом он проповедовал  в Коринфе,  они собирали милостыню для бедствующих христиан Палестины. Отвезли туда собранные деньги, по пути посещая церкви на островах архипелага и по берегам Малой Азии, в Финикии. Но в Палестине апостол Павел был взят под стражу и отправлен в Рим на суд кесаря. Апостола Луку не задержали, поскольку он не был «похож на еврея, возмущавшего народ». Лука  не покинул арестованного. В течение двух лет, пока апостол Павел находился в узах, его помощник  навещал его. В то же время и в столице он  бесстрашно проповедовал Христа.

Исследователи расходятся во мнениях, когда были написаны Лукой его священные книги, но считают, что именно в 60-62 годах первого века святой апостол Павел предложил Луке написать третье Евангелие и книгу «Деяния Апостолов», обещая помощь. Он и помогал, делился воспоминаниями обо  всем, чему был свидетелем, руководил работой. Потом прочел законченные рукописи и одобрил труд нового евангелиста. 

В созданной Лукой Святой книге  была изображена жизнь Иисуса Христа. Но были значительные отличия от двух предыдущих Евангелий. Третье Евангелие  начиналось с благовестия Захарию, отцу Иоанна Крестителя, о грядущем рождении Предтечи. Появились рассказы о переписи населения, о видении пастухов, о Закхее, о разбойнике на кресте, об эммаусских путниках. Кроме того, были написаны 18  притч: о милосердном самарянине, о блудном сыне, о богаче и Лазаре, о неправедном судье, о мытаре и фарисее. А еще - дополнены повествования о чудесах, совершенных Господом, но не зафиксированных в предыдущих Евангелиях: о чудесной ловле рыбы, о воскрешении  сына наинской вдовы, об исцелении согбенной женщины, о десяти прокаженных и рабе первосвященника. В Евангелии от Луки очень важна богословская идея о том,  что Христос был Искупителем  всего человеческого рода и что Евангелие предназначено для всех народов. Иисус Христос  пришел спасти не только «погибших овец дома Израилева», а все человечество. В этом было вселенское значение  евангельской проповеди, и  автор особо подчеркивал, что  христианская Церковь - Вселенская. 

В Евангелии от Луки появились знаменитая песнь Богородицы «Величит душа моя Господа» и ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение». Книга «Деяния Апостолов» является продолжением Евангелия от Луки.  В ней рассказывается о трудах и подвигах апостолов после вознесения Спасителя.

Третья книга Нового Завета была написана не на арамейском, а на литературном греческом языке (койне). Она прекрасна и стилистически. Широко распространено мнение, что это одна из лучших исторических  книг, написанных об этом времени.

Святой апостол и евангелист Лука стал и первым иконописцем апостольского братства. С распространением христианства возникла необходимость сохранить для верующих облик Иисуса, Его Пречистой Матери, святых подвижников. По преданию, первой иконой, созданной святым Лукой, была икона с изображением Божественного Младенца и Девы Марии. Апостол написал ее на доске-столешнице, на которой происходили трапезы Святого Семейства. Этот тип икон назывался Гликофилуса (Сладколобзающая). Позднее у нас на Руси их именовали  Умиление (по-гречески - Елеуса). На оборотной стороне иконы, которая сейчас известна как Владимирская, было изображение Этимасии (Престола уготованного и орудия страстей).

Закончив работу, святой Лука показал ее Богоматери. Она изображение  благословила. Так и началась история иконописи - зримой проповеди Слова Божия. С XII века икона Владимирской Божией Матери стала святыней Русской Церкви.

От этой чудотворной иконы Богородицы произошло много чудес  Но, видимо, самое большое чудо, что она за двадцать веков осталась цела! А ей угрожало столько опасностей: иконоборцы, крестоносцы, магометане, да и  время - самый сильный разрушитель. Впрочем, история чудотворной иконы - тема для отдельной статьи. Приведу только один пример. В тридцатые годы XIII века хан Батый захватил Владимир, татары начали грабить сокровища владимирских храмов. В храм Успения Богоматери, где находилась Владимирская икона, хан Батый въехал на коне, чтобы выбрать, что он захватит для себя.

Чудотворная икона была в богатой ризе, украшенной драгоценными камнями и жемчугом. А дальше приведу строчку из русской летописи: «И глянули ему в душу очи Богородицы». Потрясенный, он повернул коня и велел икону не трогать.

Сейчас икона находится в храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. И если кто-нибудь из наших читателей ее еще не видел, поспешите - вы встретитесь с чудом, испытаете  такое волнение, что будете плакать от счастья.

Были  в России еще  две иконы, которые, как считалось, написаны  святым Лукой. Одну из них - «Черную мадонну» («Ченстоховскую»), захватили поляки и увезли к себе в Ясну  Гору. Другая икона, «Феодоровская», была молельной иконой Александра Невского. Этой иконой  благословлен на царство Михаил Романов. Икона -  покровительница Царского Дома Романовых.

На Руси были еще три иконы, авторство которых предположительно принадлежит апостолу Луке. Это «Гефсиманская», которая находилась в Новгороде и исчезла после нашествия Наполеона. «Корсунская» цела и  находится в Успенском соборе Кремля. «Тихвинская» была вывезена после революции в США, но недавно возвращена в Тихвинский монастырь.

Я побывала почти во всех знаменитых музеях мира, видела иконы и в наших храмах, и в Ватикане, и в Греции, и в Сирии, которые приписывают святому апостолу Луке, но ничто из этого сонма знаменитых шедевров по воздействию на душу не может сравниться с нашей иконой Владимирской Божией Матери.

Считается, что святой Лука написал 70 икон. Думаю, что эта цифра завышена. При образе жизни, которую вел неутомимый проповедник, находясь почти все время в дороге, вряд ли у него оставались  силы, чтобы создать столько икон. Он был знаменит  и как апостол и евангелист, и как иконописец: каждому верующему хотелось иметь у себя икону его письма. Так будет потом и на Руси с иконами кисти Андрея Рублева.  Но многие из икон, приписываемые этим святым живописцам, были в лучшем случае копиями. К тому же святой Лука создавал свои иконы в технике энкаустики, наиболее распространенной в античном мире. Он писал горячим воском, в котором были растворены краски. Понятно, что живопись в этой технике не может быть долговечной. Иконы, считавшиеся  написанными апостолом Лукой, не только пытались сохранить, но еще и  «реставрировали». Стоит ли говорить, что второго такого иконописца, как апостол Лука, не было, поэтому каждые поновления только искажали то, что было написано его чудотворной кистью. Каким-то чудом  только нашей Владимирской иконе удалось сохранить благодатную силу.

Но и у Владимирской иконы подлинными остались только Божественный лик Богородицы и ручка Младенца, все остальное осыпалось и было отреставрировано. Искусствоведы считают, что за двадцать веков не могло остаться ничего подлинного от живописи святого Луки. Но ведь есть еще сила чуда. Икона могла сохраниться если не полностью, то хотя бы фрагменты подлинной живописи.

В давние времена предстали в видении ветхозаветного пророка Иезекииля четыре апокалипсических  существа, объединенные в одно целое.  Это были крылатые лев, орел, человек и бык. Их название - Тетраформ, они были стражами четырех углов трона Господня и четырех приделов рая. Кроме того, они  символизировали распространение Благой вести на четыре стороны света. Изображения этих существ позднее стали символами евангелистов.  У святого Евангелиста Луки - это держащий Евангелие крылатый бык (телец - символ жертвенности).

Жертву принес для спасения человечества Иисус. Жертвенным было и служение апостола Луки. После мученической кончины апостола Павла святой Лука продолжил свою миссионерскую службу. Он обошел многие страны: Ливию, Египет, Италию, Далмацию, Галлию, Грецию. И везде умножал паству Христову.

Но враги христианства не дремали. Они схватили  апостола Луку, которому исполнилось 84 года. И так торопились расправиться с ним, что даже не стали сооружать крест. Святого апостола и евангелиста  Луку  изверги повесили на оливковом дереве. Это произошло в городе Ахайя, на севере Греции. Потом его честное тело погребли в Фивах,  главном городе  греческой провинции  Биотия. Святые мощи его несколько раз перезахоранивали. Везде они были источником чудес и давали исцеление. В 2007 году часть его святых мощей с Афона привозили в Россию. И через две тысячи лет  святойм апостол и евангелист Лука вызывает благоговение.

Алла Тагиева

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.