Газета "Вестник" №29-2012

«Какие прекрасные лица...»

Эмалевый крестик в петлице

И серой тужурки сукно...

Какие прекрасные лица,

И как это было давно.

Какие прекрасные лица,

Но как безнадежно бледны -

Наследник, Императрица,

Четыре Великих княжны.

 

Эти строки, посвященные Царственным мученикам, принадлежат Георгию Иванову. Среди настоящих ценителей русской литературы это имя нередко называется вслед за Пушкиным, когда речь идет о любимых, самых близких поэтах. Заговорил я об этом вот почему. У нас даже какая-то часть православных людей не сознает красоты личности последнего Государя, вернее, не желает ее сознавать. «С какой стати, - спрашивают они, - мы должны над этим задумываться? Церковь прославила Николая Второго как страстотерпца, возможно под давлением толпы, но в любом случае дело сделано. Ради церковной дисциплины мы готовы это принять, но не требуйте, чтобы мы по-настоящему уважали последнего российского монарха».

Лишь отчасти это следствие недостаточного знания истории (многие клеветы в адрес Государя все еще продолжают владеть общественным сознанием). Но никакая осведомленность не поможет, если святой Николай не станет нам по-человечески дорог. Неприязнь к нему рождает совершенно надуманные обвинения. Можно услышать, например, будто Царь не имел права отречься от трона за своего сына. Напомним, что Император Николай Александрович сделал это лишь после того, как выслушал условие - Царевич Алексий должен быть изолирован от семьи. Тогда, в марте 17-го, это было частью общего безумия - додуматься до такого. Но сегодня не понимать, почему больной ребенок не был передан в руки черни, - следствие той сердечной глухоты, которая досталась нам в наследство от ХХ века. И что самое страшное: мы привыкли обманывать себя мыслью, что иначе быть не может.

Может!

«КАКИЕ ПРЕКРАСНЫЕ ЛИЦА», - написал Георгий Иванов, человек, которого трудно заподозрить в политических пристрастиях или в недостатке глубины. В первые десятилетия ХХ века множество наших соотечественников утратило человеческий облик. Но среди тех, кто смог его сохранить, мы видим человека, русского Императора, который был поставлен Богом во главе нашей погибающей родины.

 

«Истинно, истинно говорю...»

 

Зачем? Чтобы уберечь страну от катастрофы? Но это было невозможно - распадалась сама ткань русского бытия, и ни один, пусть даже трижды великий, правитель не мог этого остановить. Но что удивительно: более века накануне катастрофы наша страна переживала расцвет практически во всех областях, начиная с религиозной. В русской истории не было периода, когда иссякала бы святость, но эпоха, начавшаяся с преподобного Серафима, была особенно изобильна. Православие словно вышло из тени, в которой пребывало несколько столетий. В восемнадцатом веке даже в России на веру отцов слишком многие смотрели как на полезную традицию, а не на основу жизни, а в Европе нашу Церковь и вовсе воспринимали как экзотическую. Невозможно было представить, что через двести лет серьезный европейский политик произнесет: «Европа является старым миром, который все больше напоминает мне Римскую империю времен заката. Мы стары и лишены энергетики. Я думаю, что спасение для христианства может прийти только из России, от народов православной веры». Эти слова принадлежат министру юстиции Италии Роберто Кастелли и сказаны были зимой 2004 года.

Всплеск религиозного чувства дал самые разные плоды. К христианству обратилась в поисках ответов лучшая часть нашего образованного общества - так родилась на свет великая русская литература. И такого размаха, глубины понимания человеческой личности, обращенности к Богу мировая культура не знала.

Оспаривать это мало кто возьмется. Гораздо меньше внимания уделено другому явлению. Начиная с императора Павла, Россией правили ответственные, благородные люди. Они, безусловно, совершали ошибки, иногда крупные, имели свои недостатки, но за этими случайными чертами мы видим нечто общее, свойственное всей династии: искреннюю веру в Бога и любовь к народу. Это было у нас и прежде, начиная с первого русского государя - святого равноапостольного князя Владимира. При нем и его ближайших потомках, также прославленных Церковью, начал созревать тот идеал устроения жизни, который помог нам не сбиться с пути в темные века. Лучше всех, наверное, написал об этом на рубеже 50-х годов ХХ века публицист Иван Солоневич:

«Должен сознаться совершенно откровенно: я принадлежу к числу тех странных и отсталых людей, русских людей, отношение которых к русской монархии точнее всего выражается ненаучным термином: любовь. Таких же, как я, чудаков на Русской земле было еще миллионов под полтораста. Под полтораста миллионов есть их и сейчас. Нужно, кроме того, сказать, что термин «любовь», во-первых, страшно затрепан и, во-вторых, совершенно неясен. Любовь к Богу и любовь к севрюжине с хреном, совершенно очевидно, обозначают разные вещи. Я очень охотно могу себе представить, что ряд русских монархистов питали и питают к монархии точно такие же чувства, как и к севрюжине: хороша была севрюжина! К числу этих людей я не принадлежу: никаких севрюжин у меня в царской России не было. Как не было их и у остальных полутораста миллионов чудаков. Мы были самым бедным народом Европы или, точнее, самыми бедными людьми Европы. И в то же время мы были самыми сильными людьми мира и самым сильным народом истории. Мы были бедны потому, что нас раз в лет сто жгли дотла, и мы были сильны потому - и только потому, -  что моральные соображения у нас всегда перевешивали всякие иные. И если люди в течение одиннадцати веков обломали всех кандидатов в гениальные и гениальнейшие - от обров до немцев и от Батыя до Гитлера, то потому и только потому, что в России они видели моральную ценность, стоящую выше их жизни. Ценность, стоящая выше жизни, может быть историей или религией».

На исходе своего существования русская монархия достигла одной из своих вершин. А если не отделять одну область от другой, вспомнить наших великих музыкантов, ученых, юристов и так далее, мы увидим следующую картину: десятки тысяч человек совершали грандиозную работу, смысл которой нам почти не понятен. Что они строили? Добились ли своего или все это невероятное напряжение сил пропало втуне?

Когда иные выносят приговор Царю-мученику, они не сознают, что это приговор не только ему, но и всем лучшим людям страны - Достоевскому, Скобелеву, Чайковскому, Леонтьеву, Менделееву, отцу Иоанну Кронштадтскому, не сумевшим предотвратить революцию. Вот только ставил ли Господь перед ними эту задачу? Думается, что нет. Как не требовал Он от Ноя предотвратить Всемирный потоп, как не просил Отец Небесный Своего Сына выжить любой ценой, ибо «истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Именно в этом следует искать смысл и центр тяжести всей политики Николая Второго. «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, - писал в 1905 году о Государе Николае II святой Иоанн Кронштадтский. - Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».

«Но как безнадежно бледны», - подтвердил поэт, угадав нечто очень важное. Царственные мученики знали (не умом, а сердцем), что их ждет, и были готовы исполнить Господню волю. Мы сейчас почти мертвые, но именно - почти. Ради этого расстояния, тоньше волоса, которое отделяет Россию от смерти, и совершались труды, переносились страдания, ради нас взошел на свою голгофу Император Николай Второй. Оглядываясь назад, мы видим прекрасное лицо святого Царя и через него начинаем постигать смысл русской истории.

Можно ли обойтись без этого понимания? Лично каждый из нас может, наверное, спастись, если просто придет в храм, более того - без этого не спасти и страну. Есть много людей, которые верят в Бога мало или не верят вовсе, но страна может ими гордиться, некоторых из них я люблю. Но даже когда они счастливы, они несчастны, потому что без Христа сердце будет повторять и повторять: «Все бессмысленно, ты смертен». Лишь после того, как человек переступает порог Церкви, он обретает веру, которая его преображает, в нем начинают рушиться перегородки, которые прежде мешали духу расти. Но и тогда, если он скажет Господу: «Эту стену во мне не трогай», Бог его волю насиловать не станет. И преграда останется, и душа в этом месте искривится.

Одна из перегородок, которые нам мешают сегодня дышать, - измена клятве, которую наш народ дал Господу в 1612 году. Мы тогда пообещали вечно хранить верность царю Михаилу Романову и его потомству.

«Я лично никакой клятвы не давал», - возражают некоторые из нас, христиан, как будто это что-то меняет. Попробуем понять, почему наши предки дали на Земском Соборе 1612 года обет не только за себя, но и за нас - своих потомков. Они выстрадали в ходе ужасающих бедствий понимание, что никакие самые удачливые самозванцы, вроде Гришки Отрепьева, герои, властители дум и так далее не способны уберечь Россию от гибели, а народ - от взаимоистребления, доходящего до каннибализма. Перепробовано было в Смуту все, что только возможно: от семибоярщины и однобоярщины в лице Василия Шуйского до призвания на царство польского царевича. И чем дальше пробовали, тем глубже погружались в трясину, пока не поняли наконец: только настоящий Помазанник, пусть ребенок, но Царь, может объединить народ и возродить страну.

Наши предки осознали, что как без богообщения невозможно настоящее счастье в нашей жизни, так без ниспосланного Богом царя будет несчастна Россия. Именно поэтому клятва Дому Романовых была не просто ритуальным жестом или обязательством, которое со временем может утратить силу, но предупреждением для всех будущих поколений: Смута в нас самих, не поляки ей виной, они лишь подвернулись диаволу под руку. И как только мы вновь вырвем власть из рук Божиих, возьмемся по своему разумению устраивать жизнь, бедствия возобновятся. Так и произошло. Нарушив обещание, данное не просто Дому Романовых, а Богу, мы впали в состояние столь же ужасное, как в начале семнадцатого столетия.

Как долго это будет продолжаться?

 

Будем надеяться

 

Когда противники восстановления монархии замечают, что страна возвращения к ней не желает, - это правда. Но они редко на этом останавливаются, добавляя, что наивна, если не глупа сама идея. При этом упускается одно обстоятельство. По сути, мы вместо монархии получили ее изуродованный, опошленный вариант, который обходится стране исключительно дорого. Надежды, что вопреки этому разовьется что-то положительное, угасают, когда мы видим, кто именно проповедует у нас демократическую форму правления. Нет вопроса, в котором эти люди готовы были бы проявить хотя бы слабый интерес к воле народа. Зато они находят некий шарм, пищу для тщеславия в том, чтобы действовать вопреки интересам, традициям, понятиям о добре и зле, которые у нас все еще существуют.

Это положение дел с большой точностью предсказал русский мыслитель Иван Ильин: «Скажем прямо и недвусмысленно: поколение безответственных шкурников и безответственных честолюбцев не освободит Россию и не обновит ее; у него нет и не будет тех духовных сил и качеств, которые строили подлинную Россию в прошлом и которые необходимы для ее будущего. Русский человек, пройдя через все национальные унижения, беды, лишения и страдания, должен найти в себе духовное начало и утвердиться в нем - постигнуть и принять свое духовное естество и призвание; и только тогда перед ним откроются двери в грядущую Россию».

Продолжение следует.

Владимир  Григорян

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.