Газета "Вестник" №27-2012

О миссионерском богослужении.

В частности в «Концепции...» приводятся слова Святейшего Патриарха Алексия II: "Говоря о восприятии богослужебной или пастырской традиции, не следует забывать, что следование Преданию не есть механическое копирование внешних форм, а живое осмысление и творческое претворение в жизнь перенятого опыта...«Далее указываются: следующие «элементы катехизации»:

1) внесение в службу пояснений, устных или печатных;

2) чтение Св. Писания на русском или национальном языке;

3) использование любых приспособленных помещений;

4) связь богослужения с программами литургического обучения.

И вот некоторые священники стали предпринимать осторожные попытки проводить миссионерские богослужения. Больше всех на этом поприще преуспел иеромонах Макарий (Маркиш), который даже провел Миссионерскую Литургию  во всероссийском молодежном лагере «Селигер-2010».

Как сказал отец Макарий, «если в прошлые годы на Селигере Литургию служили на лагерной сцене, то сейчас решено было совершить ее на особом помосте под открытым небом, в окружении молящихся. Решение это, по отзывам как служащих священников, так и мирян, оказалось правильным. Причастников было пятьдесят человек, исповедовавшихся же гораздо больше того (около 200), но далеко не все, естественно, были готовы к Святому Причащению, некоторые не были допущены к нему». На вопрос о том, как происходило объяснение Литургии, иеромонах Макарий ответил:

- Объяснения давались в некоторые моменты: перед начальным возгласом, Малым входом, прокимном, Великим входом один из служащих священников брал микрофон и обращался к молящимся с краткой проповедью иллюстративного и просветительского содержания, обращая их внимание на течение службы, которая разворачивается у них перед глазами. Но главная особенность миссионерской Литургии - это не столько пояснения (их ведь можно получить из книг и телепередач), сколько актуализированный, явленный факт живого участия верующих в Таинстве Евхаристии.

В прошлом году иеромонах Макарий отслужил миссионерскую Литургию на территории базы «Озерное» на Рубском озере в Ивановском Областном молодежно-патриотическом лагере по благословению епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа.

В Литургии молитвенно участвовали, исповедовались и причащались пятьдесят ребят в возрасте от 10 до 16 лет, что составило третью часть всех участников лагеря.

Все юноши и девушки участвовали в Литургии по своей собственной инициативе. В течение двух часов ребята, забыв о своих насущных нуждах, спокойно и со вниманием участвовали в богослужении, что очень порадовало педагогов и воспитателей.

Итак, во время совершения миссионерского богослужения, например, миссионерской Литургии, богослужебные тексты и священнодействия по ходу службы поясняются священником, Священное Писание читается на русском языке.

Высказать свое мнение о том, насколько практика миссионерской Литургии эффективна в деле воцерковления подростков и молодежи мы попросили: игумена Игнатия (Душеина), благочинного VIII  округа Калужской епархии и председателя Миссионеркой комиссии Калужской епархии, и иерея Владимира Войтова, клирика храма Рождества Христова г. Обнинска.

- Отец Игнатий, как вы считаете, можно ли через миссионерскую Литургию привести молодежь в Церковь?

Игумен Игнатий (Душеин): Наверное, нужно начать с правильной постановки самой цели таких богослужений, так как фраза: «Привести молодежь в Церковь» - нуждается в конкретизации.

Если наша цель просто заставить людей переступить церковный порог, то теоретически это можно сделать множеством способов. Можно в храме выставку устроить, можно там что-то раздавать - и порог переступят многие.

Если же мы говорим о приведении людей ко Христу, о том, чтобы сделать человека сознательно верующим, ищущим Бога, спасающимся - то это уже другой вопрос.

Конечно, более понятное чтение и пение, разъяснение некоторых моментов службы могут быть полезными. Но давайте подумаем, почему нам приходится все это рассказывать крещеным людям, ведь мы должны были их катехизировать при Крещении? Почему мы крестили детей в таких семьях, где они не получили этих знаний и опыта?

Выходит, мы пытаемся исправлять последствия, не устранив причины.

Для начала нам нужно совершать не миссионерские Литургии, а миссионерские Крещения. Пока у нас нет жестких правил в отношении Крещения, мы ничего не достигнем. Смешно да и только: сначала мы крестим без научения, а потом проводим специальные службы и там пытаемся катехизировать.

Надо нам понять, что миссионерство начинается в храмах, и оно должно быть обращено к тем, кто сам туда уже пришел. Необходимо прекратить, наконец, порочную практику крещений детей из нецерковных семей. Ввести просто дисциплинарную ответственность за это.

Можно сказать, что двадцать лет миссии у нас практически потеряно. Ущерб огромный. Уже выросло поколение крещеных, но нецерковных, некатехизированных и неверующих людей.

Теперь хоть миссионерские Литургии служи, хоть обычные - уже не вернуть того, что потеряно. Годы, когда народ валом валил в Церковь, упущены; силы и средства вложены, в лучшем случае, в стены и кирпичи.

Так что я считаю, что для начала нужно срочно устранить причину проблемы, которую призваны решать миссионерские Литургии. Нужно научиться просто отказывать в Крещении неготовым людям, причем, повсеместно, во всех храмах, и не крестить детей из нецерковных семей.

Страшно звучит, не правда ли? Но скажите: можете ли вы представить себе апостола Петра, крестящего неверующего человека? Или апостола Павла, крестящего ребенка в языческой семье?

Иерей Владимир Войтов: Если говорить строго, то у богослужения (в этом случае, Литургии) не миссионерское предназначение. И вообще обрядово-богослужебная стихия нашей Церкви предназначена для верных христиан (воцерковленных). Но талантливый миссионер может через не предназначенное для миссионерства приводить людей (подростков) в Церковь. Но как средство, тем более массовое, это не может быть предложено для методического применения.

- Согласны ли  вы с утверждением одного батюшки: «Литургия - общее дело общины. Если нет общины, то  никакие миссионерские богослужения  не помогут».

Иерей Владимир Войтов: Литургия - общее дело христианской общины. Совершенно правильно. Храмовая община, когда она действительно есть (таких храмов мало), - это естественный механизм, среда, которые подхватывают начинающего верующего, дают ему опору, показывают дальнейшие шаги в его христианской новой жизни. Но я не был в таких приходах, точно не знаю.

Игумен Игнатий (Душеин):  Община - основа церковной жизни. По сути она и есть церковный народ, Церковь. В общинах такие «миссионерские» службы не нужны. Община предполагает постоянный контакт прихожан со священником и непрерывное обучение. Она возникает, конечно, вокруг Чаши, но мы же должны понимать, что это Чаша называется Причастием потому, что она приобщает к Богу. Это приобщение происходит не от одного только вкушения устами Святых Даров. Приобщаются Богу люди, личности. И приобщаются в меру своего духовного возрастания. А это возрастание возможно только при правильном научении, при непрерывной духовной и интеллектуальной работе. Вот в общине и должно происходить приобщение к Богу - через научение, молитву, жизнь, Таинства.

Если священник хочет, чтобы у него был активный приход, нужно обязательно на каждой Литургии проповедовать, после каждой службы приглашать прихожан на чай (быстро привыкнут), устроить занятия по воскресеньям после чая, по большим праздникам трапезы устраивать, сделать так, чтобы у активных прихожан появлялась своя сфера ответственности в приходской жизни... Это самые простые шаги. И конечно, больше с людьми надо общаться.

Беседовал А. Сигутин

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.